Лучший педагог года

Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей

Мария Булгакова
Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Булгакова М. А.

Воспитатель

Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей. Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Публикация «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей» размещена в разделах

Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности. Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений. В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т. д., способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).

В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

- Изучить литературу по данной теме;

- Создать картотеку игр и упражнений по формированию грамматического строя речи детей во второй младшей группе;

- Обогатить предметно-развивающую среду группы.

Планируемый результат: развитие компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи) в различных формах и видах детской деятельности.

Сроки реализации: сентябрь 2016г. – май 2017г.

Этапы реализации:

1 этап – подготовительный:

Сбор информации по данной проблеме (методическая литература, интернет-ресурсы).

2 этап - Практический:

Мероприятия:

- составление картотеки дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи;

- Подбор наглядно-дидактического материала :

- «Один-много». Цель: учить образовывать форму множественного числа имен существительных;

- «Назови одним словом». Цель: формировать и закреплять представления детей об обобщающих словах; - «Наоборот». Цель: Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы);

- «Большой - маленький». Цель: обучать образованию уменьшительных существительных, учить правильно называть маленькие предметы;

- «Мамы и детки». Цель: совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок-, -енок-, -am-, -ят-;

- Изготовление пособий, дидактических игр по теме (создание речевого центра во второй младшей группе) :

- Многофункциональное пособие «Волшебный кубик». Цель: развитие грамматического строя речи;

- Многофункциональное пособие «Веселая гусеница». Цель: развитие грамматического строя речи;

- Дидактическое пособие «Большой - маленький». Цель: обучать образованию уменьшительных существительных, учить правильно называть маленькие предметы;

- Игра с прищепками «Чей хвост». Цель: Обучать образованию притяжательных прилагательных;

- Игра с прищепками «Кто чем питается». Цель: обучение ребенка употреблению имен существительных в творительном падеже;

- Пазлы «Чей детеныш». Цель: совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок-, -енок-, -am-, -ят-;

Дидактические игры :

- «Фруктовый сок». Цель: образование относительных прилагательных;

- «Вкусное варенье». Цель: образование относительных прилагательных;

- «Сладкая конфета». Цель: образование относительных прилагательных;

- «Досчитай до трех». Цель: развитие грамматического строя речи, учить считать до трех и согласовывать числительные с существительными;

- «Летит, плывет, едет». Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов ПО, В;

- «Где спрятался?». Цель: закрепление в речи предлогов : НАД, ПОД, В;

- «Кому это нужно». Цель: Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных — названий профессий в дательном падеже;

- «Два-пять». Цель: научить детей правильно согласовывать числительное с существительным;

Игры с мячом:

- «Назови ласково». Цель: обучение образованию уменьшительных существительных;

- «Один-много». Цель: учить образовывать форму множественного числа имен существительных;

- «Какой, какая, какое». Цель: Учить образовывать относительные прилагательные;

- Подготовка консультаций для родителей: «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников», «Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников».

3 этап – подведение итогов:

- Результат самообразования:

- Повысила свой профессиональный уровень по данной теме;

- Обогатила развивающую среду;

- У детей формируются навыки образования относительных, притяжательных прилагательных, существительных с помощью суффиксов, существительных в форме мн. ч. Р. п., навыки согласования существительных с числительными.

- Презентация;

- Выступление по итогам работы и обмену опытом на педсовете.

Список литературы:

1. Арушанова А. В. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.

2. Арушанова А. В. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.

3. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Развитие речи у детей 3—4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. — М. : Мозаика-Синтез, 2009. — 72 с.

4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи : пособие для практ. работников ДОУ/Г. С. Швайко. —5-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2008. -176с.

Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/12/06/organizatsiya-raboty-po-formirovaniyu-grammaticheskogo-stroya

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/30/kartoteka-didakticheskikh-igr-i-uprazhneniy-po-formirovaniyu

Публикации по теме:

Развитие грамматического строя речи у детей 3–4 лет с помощью дидактических игр «Развитие грамматического строя речи у детей 3 – 4 лет с помощью дидактических игр"Основания для инициации проекта: очень важно учить ребенка.

Картотека игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5–7 лет Тема: «Детский сад» 1. Словарь: группа, участок, кухня, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет логопеда, кабинет медсестры, прачечная,.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Тема: Мой дом Возрастная группа: старшая Речевое нарушение: ОНР 3 уровня Продолжительность: 35 минут Тип занятия: занятие по овладению.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР «Домашние электроприборы» НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР (старшая группа) на тему: «Домашние электроприборы» Цель: Обобщение.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Север» Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Север» Образовательная.

Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. "Использование.

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематических процессов и успешного овладения грамотой «Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематических процессов – залог успешного овладения грамотой детьми старшего.

Самоанализ педагогической деятельности по теме Развитие грамматического строя речи средствами дидактических игр и упражнений «Речь любит течь, фраза идти потихонечку, а слово бежать да играть» Речь- чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно.

ЭОР для развития лексико-грамматического строя речи у детей 5–7 лет «Одежда. Обувь. Головные уборы» ЭОР для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей
Опубликовано: 29 апреля 2017 в 20:53
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД