Использование дидактических игр и упражнений с геометрическим содержанием для интеллектуального развития дошкольников

Стародубова Наталья Петровна
Использование дидактических игр и упражнений с геометрическим содержанием для интеллектуального развития дошкольников

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Использование дидактических игр и упражнений с геометрическим содержанием для интеллектуального развития дошкольников».

Актуальность.

Уважаемые педагоги!

Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности. Перед исследователями поставлена задача повышения активности детей на занятиях.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, особая роль отводится дидактической игре. Ее большая значимость состоит в том, что дидактическая игра способствует формированию такого качества ума как его подвижность и гибкость, способного развивать внимание, воображение, формирует волю детей. В игре происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов общественной значимой деятельности, становление элементов произвольного поведения.

Дидактическая игра способствует развитию таких качеств личности, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность.

Игра не исчерпывает своих возможностей в развитии ребенка дошкольного детства, ее целесообразно использовать на начальном этапе обучения для формирования математических представлений детей. С помощью дидактической игры формируются, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о составе каждого из чисел, временные и пространственные представления. Также особое внимание уделяется дидактическим играм с геометрическим содержанием. Раскроем подробнее этот вид игры.

1. Значение дидактических игр и упражнений с геометрическим содержанием для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

На занятиях по математике с дошкольниками дидактическая игра занимает большое место. Целенаправленное включение игры с геометрическим содержанием на занятии повышает интерес детей к этой работе, активизирует мыслительную деятельность, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.

Дидактическая игра с геометрическим содержанием является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение воспитателя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: “Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?” (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа “Лото”. Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Дидактическую игру “ Геометрическая мозаика” можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

а) Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

в) Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений с геометрическим содержанием, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как “Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?”, “Мельница”, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Прикреплённые файлы:

ped-sovet_o6pan.pptx | 2940,65 Кб | Скачан: 685
 
Публикации по теме:

Перспективное планирование работы с педагогами по ПДД «УТВЕРЖДАЮ» заведующая МДОУ д/с ___ ___ ___ «___»___ 20___г. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ.

План по самообразованию Ярославцевой Ольги Ивановны Воспитателя I младшей группы № 4 МБДОУ «Детский сад № 15»; г. Зима, Иркутская обл. на 2012 – 2013 уч. год.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Использование дидактических игр и упражнений с геометрическим содержанием для интеллектуального развития дошкольников
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 22:57
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Вас в сказку добрую зовём»
Под таким названием 15 августа в Кореновской детской библиотеке состоялось интересное мероприятие для дошколят ( интерактивная викторина. Дети вместе с...
«Любит лето детвора. На прогулку нам пора.» Фото отчёт об оформлении участка.
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вам прогуляться по нашему участку. Это оборудование для игр с мячами. Над столом находится...
Прогулка «Наблюдение за цветами».
Цели: Учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, различать характерные признаки растения; воспитывать бережное отношение к...
Музыкальные картинки летних дней в детском саду фотоотчет
Лето - чудесное время года! Его деньки играючи пролетают оставляя в памяти массу впечатлений. В нашем детском саду каждый день пребывания детей...
Календарное планирование по логоритмике для подготовительной группы на октябрь 2017.
Доброе утро, уважаемые коллеги! Продолжаю делиться календарными планами по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Напоминаю, я провожу логоримтику 1...