МААМ-картинки

Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Светлана Мацкова
Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Публикация «Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах

Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.

В этом возрасте возрастает познавательная активность : развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.

Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.

Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.

Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим.

• Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Не слышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

• В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка с нарушением слуха становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты лучше. Такие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок, могут воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия.

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Основное направление работы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром - это помочь не слышащему ребёнку познать окружающий его мир.

Руководя познанием окружающего мира и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми окружающего мира и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением, воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.

Основными методами обучения являются наблюдения на занятиях и экскурсиях, действия с натуральными предметами и их изображениями, просмотр кинофильмов, диафильмов, составление тематических альбомов, лото и др. На последнем году обучения методы ознакомления с окружающим расширяются за счет проведения бесед, чтения текстов на заданную тему, рассказывания, описания. Но во всех случаях в центре внимания сами предметы, факты реальной действительности, а не отработка речевых умений как таковых.

На своих занятиях по ознакомлению с окружающим миром, я использую дидактические игры, направленные на закрепление речевого материала и развитие зрительной памяти:

«У кого?» - наглядный материал (картинки) раздаю детям, у меня таблички. Каждый раз задаю вопрос: - У кого (название предмета? Ребёнок прочитывает табличку и соотносит с изображением на картинке данного предмета. Если данный предмет находится у него, ребё нок отвечает: - У меня (название предмета).

«Верно? Неверно» - в наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов по заданной теме. Вызываю к доске по одному детей. Сначала, правильно соотносим табличку с изображением на картинке, затем предлагаю ребёнку отвернуться и меняю хаотично таблички местами, когда ребёнок поворачивается, задаю вопрос: - Верно? Ребёнок берёт табличку, прочитывает и соотносит с тем предметом, которому соответствует данная табличка.

Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, даёт возможность детям запомнить и применить на практике необходимые действия с предметами, например, пройдя тему «Одежда», мы с детьми в раздевалке закрепляем выполнение глаголов-поручения:

• Надень;

• Сними;

• Застегни;

• Расстегни;

• Повесь;

• Завяжи;

• Развяжи;

• Сложи.

Детям очень нравится играть и выполнять, необходимые действия с предметами.

Пройдя тему «Посуда» и чтобы закрепить умения детей различать посуду по предназначению и классификации (чайная, столовая, кухонная) можно использовать разные игровые формы :

• Предложить приготовить обед или помочь приготовить обед;

• Накрыть на стол (будем обедать, пригласить в гости на обед;

• Расставить посуду для чая (будем пить чай) или пригласить в гости на чай.

Для закрепления материала по теме: «Овощи», можно приготовить салат и т. д.

Так же, для закрепления речевого материала и развития зрительной памяти можно использовать игровые моменты с элементами развития двигательной активности:

«Иди как кошка, беги как собака и т. д.»

Разложить в обручи, на стульчики картинки с изображением предметов, таблички раздать детям. Выполняем поручения: идите, бегите, прыгайте по кругу. По сигналу (бубен, барабан) остановится и стать возле того изображения предмета, которому соответствует табличка.

«Летите как самолёт, едите как машины и т. д»

Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром даёт возможность не слышащему ребёнку познать, ощутить и приблизить к реальности познание окружающего его мира, получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях.

Все знания, приобретаемы ребенком-дошкольником об окружающем мире, можно систематизировать в три группы: знания о неживой природе, знания о растениях, знания о животных, знания о труде взрослых, труде в природе. В младшей группе дети просто знакомятся с предметами внешнего мира, в средней группе учатся обобщать и систематизировать, в старшей и подготовительных группах уже умеют находить и устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями внешнего мира.

В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей — физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое.

Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим.

Литература.

1. Белавина И. Г., Найдина Н. Г. Планета наш дом: Учеб. -хрестоматия для дошкольников и младших школьников И. Г. Белавина, Н. Г. Найдина. М. : Лайда, 1995. - 288с.

2. Беладина И. Г., Найденская Н. Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас : Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И. Г. Беладина, Н. Г. Найденская. М. : Изд. «Лайда», 1995.- 96с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л. И. Божович. М. : Просвещение, 1968. - 258 с.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.

5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу А. И. Васильева. М. : Просвещение, 1972. 126 с.

6. Венгер Л. А. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1978. – 96с.

7. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 256с.

8. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.- 154с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зоопарк» Предварительная работа. • Чтение рассказов Бориса Житкова «Что я видел», из цикла «Зоопарк». • Беседы о правилах поведения в зоопарке.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Игрушки» Цель занятия:Систематизировать знания детей об игрушках;формировать обобщающее понятие "Игрушки", совершенствовать умение описывать предмет,указывать.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья»Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья» Березковский детский сад Воспитатель Капринина Светлана Евгеньевна МОЯ СЕМЬЯ ЦЕЛИ: Расширить знания детей по теме «Семья»; закрепить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья» Тема: «Моя семья» (15.05.2015) Цель: Продолжить формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов.

НОД для детей 4–5 лет по ознакомлению с окружающим миром «Снеговичок» Задачи: Расширить представления детей о свойствах снега. Развивать речевую активность, мышление, воображение. Воспитывать интерес к явлениям.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Магазин одежды» Конспект занятия "Магазин одежды" занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-4 лет. основными целями занятия являются закрепление.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Профессии» НОД «Что такое профессия?». Ребята, сегодня мы с вами поговорим о профессиях. Профессия- это труд, которому человек посвящает свою жизнь.

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях. План-конспект занятия «Морское путешествие» в средней группеИспользование игровых технологий на музыкальных занятиях. План-конспект занятия «Морское путешествие» в средней группе “Использование игровых технологий на музыкальных занятиях: Морское путешествие” Цель: Развитие креативности, творческих способностей детей.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья» Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема : «Моя семья» Цель: закрепление знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст, о составе.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лес» План-конспект занятия по окружающему миру (вторая младшая группа) Тема: "Путешествие в лес" Цель: 1. Продолжать формировать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых форм на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
Опубликовано: 7 апреля 2016 в 13:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД