Папки-передвижки

Использование инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Татьяна Миронова
Использование инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Представление педагогического опыта старшего воспитателя

МДОУ «Детский сад №79»

Мироновой Татьяны Михайловны

Тема: «Использование инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Публикация «Использование инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность опыта обосновывается тем, что Федеральный закон «Об образовании в РФ» уделяет большое внимание вопросу охраны здоровья детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе одного из важнейших принципов «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.» (п. 1.6 ФГОС ДО). «Физическое развитие включает приобретение опыта в. становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами.» (п. 2.6 ФГОС ДО).

Важной задачей в ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

В настоящее время особенно волнует состояние здоровья детей дошкольного возраста: число здоровых дошкольников значительно уменьшилось. Приоритетной задачей каждой дошкольной образовательной организации должно стать сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование у них ценностей здорового образа жизни. Вследствие современных экологических проблем перед педагогами стоит задача: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования, воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Здоровье воспитанников дошкольных образовательных учреждений является одним из центральных вопросов стандартизации дошкольного образования, так как качество освоения дошкольной образовательной программы во многом зависит от уровня физического развития, здоровья детей.

Решать вопросы всестороннего творческого развития дошкольников возможно только тогда, когда они здоровы и имеют достаточно высокий уровень физического развития.

Начиная работу детского сада в эколого-оздоровительном направлении, мы понимали, что проблема оздоровления детей – не кампания одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего коллектива на длительный период.

Главная цель детского сада: научить детей сознательному отношению к своему здоровью и жизни в гармонии с природой.

Формирование экологической культуры подрастающего поколения, стремления к здоровому образу жизни на основе физического, психологического и духовно-нравственного развития личности возможно только через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- создание условий для эколого-оздоровительной работы в детском саду;

- осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы;

- повышение экологического сознания детей, педагогов и родителей.

Для более успешной реализации поставленных задач МДОУ «Детский сад №79» был присвоен статус учреждения инновационной направленности по теме «Использование инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста» (Приказ Управления образования Администрации городского округа Саранск №01-02/93 от 18.04.2012г.)

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в построении оптимальной педагогической модели использования инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, в необходимости и возможности повышения уровня развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в области воспитания здорового дошкольника посредством использования инновационных форм методической работы.

Основная цель опыта – это разработка системы работы старшего воспитателя по развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению качества здоровьесбережения посредством эффективного использования современных программ и технологий.

Новизна опыта состоит в том, что отработана и обоснована педагогическая модель использования инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, а также всесторонне проверены в ходе инновационной деятельности на базе отдельно взятого детского сада ранее недостаточно разработанные и не сведенные в систему:

- эколого-оздоровительные мероприятия, используемые в работе с детьми дошкольного возраста;

- принципы и способы построения методической работы в детском саду;

- алгоритм педагогической модели использования инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста для конкретных условий детского сада;

- комплекс воспитательно-образовательных проблем, оказывающих определяющее влияние на ход и результативность педагогической деятельности;

- рекомендации по использованию инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования, с внедрением новых образовательных программ и инновационных технологий.

Первым условием возникновения опыта является - раннее начало. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. В этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающему миру. Дошкольная образовательная организация призвана создать основу для развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Решающим фактором сохранения и укрепления здоровья детей-дошкольников является создание здоровьесберегающих, здоровьеукрепляющих условий в ДОО.

Природа как фактор оздоровления издавна используется в детских садах, но методики и программы по её использованию в оздоровительных целях появились недавно. Организация эколого-оздоровительной работы является одним из новых направлений деятельности дошкольных образовательных организаций.

Изучение запросов родителей по отношению к ДОО показывает, что от 85 до 93% родителей считают, что цель ДОО – «эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка», главной задачей ДОО считают «формирование успешной личности». Это второе условие возникновения опыта.

Третье условие возникновения опыта – требования, предъявляемые к современному педагогу. Современный педагог должен владеть технологиями обеспечения социально-психологического благополучия ребенка-дошкольника. Воспитатель дошкольного образования должен владеть необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.

Реализация основных концептуальных идей опыта базируется на следующих принципах:

Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОО.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой обеспечивает формирование у детей умения применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений в процессе освоения умений и навыков, вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия ДОО и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Учитывая реалии современного общества, важно сформировать у ребенка сознательное отношение к своему здоровью и воспитать качества, которые будут необходимы ему для благополучной адаптации в новом детском коллективе (в школе, которые помогут решить жизненные проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении.

Теоретическая база опыта.

Нормативно-правовое обеспечение.

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 –13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.

Устав МДОУ «Детский сад № 79»

Теоретические концепции.

Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является амплификация (обогащение) наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.

Теория Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребёнка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно её ведущего вида - игры) для развития ребёнка.

Теория Л. А. Венгера о развитии способностей, утверждающая, что основная линия в развитии ребенка – способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях.

ФГОС ДО

Методическое оснащение:

Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева.

Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Методика коррекции зрения В. Ф. Базарного.

Методика игрового обучения С. и Е. Железновых.

Аэрофитотерапия по Ю. В. Акимову и И. Ф. Остапчук.

Закаливание водой, воздухом и солнцем, по методикам Г. Н. Сперанского, Ю. Ф. Змановского, Р. П. Нарцисова, С. В. Хрущева.

Элементы хатха-йоги.

Психогимнастические этюды по М. И. Чистяковой.

Коммуникативные игры по К. Орфу, В. А. Жилину, Е. В. Рыбак.

Музыкотерапия по И. Р. Тарханову, М. Я. Мудрову, О. В. Машкову.

Цветотерапия по В. М. Бехтереву, Э. М. Гейлу, Э. Д. Бэббиту.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Цель опыта: воспитание психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально-активного ребенка, гармонично входящего в социум, которое достигается посредством целостной экологизации деятельности ДОО.

Реализация поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:

1. Обеспечение психофизического благополучия детей и формирование сознательного отношения к собственному здоровью, здоровью значимых близких, природным ресурсам родного края.

Для этого осуществляется:

• создание эколого-развивающей предметной среды ДОО, благоприятной атмосферы, возникающей благодаря реализации основных положений личностно-ориентированной педагогики;

• разработка авторских программ воспитания, конкретных технологий работы с детьми разного возраста;

• создание критериев, с помощью которых можно проводить оценку качества экологической воспитанности дошкольников;

• обобщение и распространение опыта подготовки и переподготовки педагогических и медицинских кадров;

• осуществление преемственности связи между ДОО и школой, общественными организациями.

2. Воспитание у детей мотивации здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.

3. Формирование стремления к достижению гармонии внутреннего мира с природным и социальным окружением через накопление эмоционально положительного, нравственно ценного опыта общения с живой и неживой природой, значимыми близкими; развитие системы ценностных отношений к объектам природы, чужому и своему труду; закрепление правил поведения в окружающей среде.

4. Воспитание потребности в физическом самосовершенствовании посредством эмоционально-волевого контроля состояний «хочу», «могу» и «надо».

5. Подготовка детей к осознанному восприятию целостности окружающего мира, единства природы и человека через развитие элементов экологического сознания, а именно:

• осмысление себя как части природы, становление совокупности пространственно-временных представлений;

• расширение емкости лингвистического пространства;

• формирование представлений о взаимоотношениях организма и внешних объектов, пространстве собственного тела (его росте, развитии, превращениях, приспособлении; содружестве, соподчинении, показателях нормы функционирования его органов).

6. Становление экологически ориентированной деятельности в природной и социальной среде: соблюдение правил личной гигиены, поведения в природе, выполнение посильной работы по охране природы.

7. Разработка и обоснование эколого-оздоровительной модели, обеспечивающей индивидуальную высокоэффективную и коллективную педагогическую деятельность, позволяющую достигнуть наилучших результатов в эколого-образовательном процессе воспитанников при рациональных затратах усилий и времени всех участников педагогического процесса

Гипотеза: если создать оптимальные условия использования инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, то окажется возможным обеспечить каждому ребенку хороший уровень двигательной активности, гигиеническую и экологическую культуру, потребность в здоровье (соматическом, физическом, психическом, положительную динамику в снижении заболеваемости и оздоровлении детей.

Инновационная деятельность подразумевает комплекс методов изучения проблемы: анализ отечественного и зарубежного опыта педагогической деятельности по проблеме; получение качественного материала для обобщений (анкетирование, беседы, изучение документации образовательного учреждения, выделение которых необходимо для работы.

Методы исследования:

- изучение теоретических источников по теме инновационной работы;

- обобщение передового опыта по использование инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста;

- анализ документации детского сада;

- педагогическое наблюдение;

- беседы;

- анкетирование;

- системный анализ результатов работы использования инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста (на начало, середину и конец учебного года).

В процессе инновационной деятельности педагогам ДОО предлагается проявить целенаправленную творческую деятельность по освоению в своей практике целостной эколого-оздоровительной модели оптимизации воспитательно-образовательного процесса.

В процессе организации работы по использованию инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в ДОО был осуществлен комплекс мер, включающий в себя:

- повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;

- повышение эффективности, улучшения эколого-оздоровительной и профилактической работы с детьми;

- педагогическая целесообразность распределения обязанностей между всеми специалистами ДОО по совершенствованию эколого-оздоровительной модели в ДОО;

- разработка эффективной комплексной эколого-оздоровительной системы для всех возрастных групп;

- повышение методического мастерства педагогов, творческого потенциала, развития профессиональных и личностных качеств педагогов;

- повышение интереса педагогов, детей и родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха в дальнейшей жизни при взаимодействии с единой экологически окружающей средой;

- установление сотрудничества со школой и другими учреждениями.

Все это привело к построению оптимальной педагогической модели использования инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, то есть к достижению максимально возможных положительных результатов для условий инновационной деятельности дошкольной образовательной организации, к качественному росту квалификации педагогических работников, что должным образом повлияло на уровень воспитания и образования воспитанников.

Этапы: (2012 – 2017 г. г.)

1. Первый этап (сентябрь 2012 года – май 2013года) – изучение передового опыта по использованию инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста;

проведена:

- инструктивно-методическая работа с педагогами детского сада, работающими в инновационном режиме;

- оценка условий, необходимых для проведения инновационной деятельности, изучение состояния воспитательно-образовательной работы педагогов и качества результатов использования инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста;

- диагностика профессиональной подготовленности педагогов к проведению инновационной деятельности в детском саду.

2. Второй этап (июнь 2013 года – август 2014 года) – моделирование и одновременная отработка компонентов педагогической модели использования инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста (подготовка и переподготовка педагогических кадров, работающих в инновационном режиме, перспективное планирование деятельности по направлениям развития, совершенствование предметно-развивающей среды, координация работы с другими учреждениями, просвещение родителей воспитанников по инновационной деятельности и др.). Разработка направлений работы детского сада с учетом интегрированного подхода использования инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Проведение научно-практического семинара для воспитателей ДОО по проблеме «Работа дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме». Для изучения эффективности инновационной деятельности в детском саду предполагается создать творческую группу.

3. Третий этап (сентябрь 2014 года – май 2015 года) – отработка педагогической модели использования инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с учетом полученных результатов предыдущих этапов инновационной деятельности. Разработка перспективно-тематических планов эколого-оздоровительной работы для разных возрастных групп. Диагностика эффективности воспитательно-образовательного процесса использования инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Отчеты о промежуточных результатах эксперимента на педагогических Советах, заседаниях творческой группы.

4. Четвертый этап (июнь 2015 года – август 2016 года) – анализ результатов инновационной деятельности. Контрольный анализ результативности использования инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Обобщен опыт детского сада по отработке педагогической модели использования инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

5. Пятый этап (сентябрь 2016 года - май 2017 года) - распространение педагогического опыта (проведение семинаров, взаимопосещения, обмен опытом).

Таким образом, поиск инновационных форм позволил обновить содержание работы, которые способствуют интеграции экологического образования и оздоровительной работы, профессиональному развитию педагогов, что влияет на качество воспитательно-образовательной работы в ДОО.

Результативность опыта

В результате целенаправленной, планомерной и систематической работы в данном направлении добились следующих результатов:

1. Внедрение научно-методических подходов к организации эколого-оздоровительной работы в ДОО и семье.

2. Формирование у дошкольников основ экологической культуры и основ валеологического сознания.

3. Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижение уровня заболеваемости.

4. Овладение детьми, родителями и педагогами элементарными навыками оздоровления факторами ближайшего природного окружения.

Трудности и проблемы при использовании опыта

Сложности в реализации данного опыта заключаются в следующем:

- недостаточное оснащение воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в соответствии с новыми требованиями;

- первоначально не все педагоги могли организовать и руководить деятельностью детей в данном направлении на высоком методическом уровне.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данным педагогическим опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных организаций, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.

Публикации по теме:

Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста Цель: совершенствовать уровень знаний педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы, изучить программные требования по физическому.

Техника Су Джок как элемент оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей.

Использование коллекций в организации мини-музеев с детьми дошкольного возраста Дети в любом возрасте – «любознайки» и «почемучки». Они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным.

Доклад «Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребёнка – детский сад № 166” “ НЕТРАДИЦИОННЫЕ.

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» Период работы над темой:09.2017 год-05.2018 год Цель:«Развивать познавательные способности, воображение, речь, логическое мышление» Задачи:.

Использование нестандартного оборудования при организации здоровьесберегающих подходов в детском садуИспользование нестандартного оборудования при организации здоровьесберегающих подходов в детском саду Важным направлением в формировании у детей оснoв здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда,.

Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно — оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Колесникова Г. В. ,.

Методика организации работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию безопасного поведения СЛАЙД 1 Проблема обеспечения безопасности на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность.

Планирование непосредственно образовательной работы по эколого-валеологическому воспитанию детей дошкольного возраста Вся работа построена по циклам: Циклы Цель Результат Дети Родители I Цикл: «Я и мой организм» Учить правильно, называть части тела,.

Разработка по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми Описание материала: материал предоставлен вниманию воспитателей и инструкторов по физической культуре. Физкультурно-оздоровительная работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных подходов в организации эколого-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 20:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД