Использование интерактивных методов обучения с целью развития познавательной активности детей дошкольников

Елена Гунякова
Использование интерактивных методов обучения с целью развития познавательной активности детей дошкольников

Система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога — всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, социокультурная среда, сам ребенок. Назрела необходимость и в существенном изменении формы организации образовательной деятельности. Сегодня дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика, преследующая главную цель: развитие ребенка как личности. Этому требованию полностью соответствует интерактивная методика обучения.

Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии ребёнка с образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с воспитателем, но и друг с другом, на доминирование активности детей в процессе обучения. Место воспитателя на интерактивных занятиях сводится к направлению детской деятельности на достижение целей занятия. Педагог также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ребёнок изучает материал).

Задачами интерактивных форм обучения являются:

•пробуждение у детей интереса;

•эффективное усвоение материала;

•самостоятельный поиск детьми путей и вариантов решения поставленной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

•установление воздействия между детьми, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства

Для решения задач воспитателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

Круглый стол

Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

Деловые и ролевые игры (может быть использована как отдельная форма организации работы с детьми, так и в качестве одного из методов)

Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

Интерактивная экскурсия

Социально-педагогический тренинг

Это ведущие интерактивные формы обучения. Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», диалоги, групповое обсуждение, видеоконференция, фокус-группа и д. р., которые можно использовать в процессе образовательной деятельности.

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты. В проведении дискуссии используются различные организационные методики.

Методика «вопрос – ответ». Данная методика – это разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога.

Процедура «Обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.

Методика «лабиринта». Этот вид дискуссии иначе называют методом последовательного обсуждения, он представляет собой своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).

Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.

Мозговой штурм - это:

•новаторский метод решения проблем;

•максимум идей за короткий отрезок времени;

•расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);

•отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период);

•это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

Цель: «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы, получить лучшую идею, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.

Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Цель ролевой игры – определить отношение детей к конкретной сказке, сценке и т. д., приобрести опыт путем игры: она старается помочь научить через опыт и чувства. Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т. д., распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Воспитатель может сам распределить роли с учетом характеров детей. Также дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. В процессе игры намного легче усваивать и закреплять материал. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

С целью преодоления классического дефекта общения детей с ОВЗ, обучения активному взаимодействию со сверстниками в процессе поиска возможностей, педагоги ДОУ включают в образовательный процесс инновационную технологию «фото-кейс». С большим интересом дети анализируют и решают проблемные ситуации: «Как помочь зимующим птицам?», «Старая книга», «Не играйте у дороги» и др. С помощью этой технологии у детей развивается способность прорабатывать различные проблемы и находить их решения, т. е. дети учатся работать с информацией. Положительным результатами использования технологии «фото-кейс» являются:

Формирование у детей навыков работы в команде

Умение вести диалог со взрослыми, сверстниками

Умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях

Приобщение детей к ценностям и нормам общества

Самостоятельное, без помощи взрослого, применение полученных знаний в реальной жизни.

Занятие-экскурсия – это такая форма обучения, при которой воспитанники воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов (природы, предприятия, музеи, выставки, исторические места и памятники и т. д.) и непосредственного ознакомления с ними.

Главное преимущество виртуальных экскурсий – не покидая аудитории ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность образовательной деятельности. В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа. Виртуальные экскурсии - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности – будь то страна, город, парк, музей, и т. д.

Ярким примером может служить виртуальная экскурсия по городу Тольятти. Когда у детей в игровой форме будут закрепляться представления о родном городе Тольятти, знания о культурном наследии своей малой родины.

Это интерактивная форма обучения, целью которой является формирование недостающих поведенческих навыков и умений. Эта форма групповой работы позволяет работать с жизненными ситуациями. Тренинг как форма групповой работы позволяет использовать самые разнообразные интерактивные технологии. Активные групповые методы, применяемые в тренинге, составляют три блока:

•дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, моделирование практических ситуаций, метод кейсов и др.);

•игровые методы (имитационные, деловые, ролевые игры, мозговой штурм и др.);

•сенситивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности, эмпатии к другим людям).

В ходе тренинга развивающаяся группа оказывает воздействие на каждого члена группы в трех плоскостях:

познавательный – участник группы осознает, как его привычное поведение и способы отношений позволяют разрешать ситуации, осмысливает причины своего поведения и понимает, как в дальнейшем более эффективно вести себя в подобных ситуаций;

•эмоциональный – участник тренинга, поддержанный другими членами группы, осознает свои психологические защитные механизмы, корректирует отношения с другими, изменяет эмоциональное отношение к себе, и, как результат, повышается его самоуважение, стабилизируется самооценка;

•поведенческий – участник группы вырабатывает адекватные ситуации, способы поведения.

Социально-педагогические тренинги могут иметь различные цели: расширение чувственного опыта детей, преодоление застенчивости, повышение самооценки, развитие навыков эффективного общения, умения отвечать за свои действия, навыки работы в группе,к оррекция эмоционально-неуравновешенного поведения детей, снятие агрессии, развитие актерских способностей и т. д.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методов и приёмов, среди которых можно выделить следующие:

творческие задания;

работа в малых группах;

метод портфолио;

метод проектов;

информационно-компьютерные технологии

метод «Кластеры»

метод «Синквейн»

интерактивные игры и другие

Под творческими заданиями понимаются такие игровые задания, которые требуют от ребёнка не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте, позволяют создать фундамент для сотрудничества, самообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая воспитателя.

Работа в малых группах— это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем детям возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

Метод Портфолио – один из тех методов, который растянут во времени, так как результат формируется к окончанию какой-либо отдельной темы или периода образовательной деятельности. Ребёнок при активной помощи взрослого (родителя) самостоятельно отслеживает и фиксирует результаты обучения, формируя из них своего рода творческую копилку. В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий такая копилка может формироваться на сайте ДОУ.

Метод проектов – выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме.

В данном методе дети: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Метод «Кластеры»

Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Метод «Синквейн»

Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.

1 строка: Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка: Описание темы в двух словах (два прилагательных)

3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы)

Интерактивные игры - это деятельность дошкольников под непосредственным руководством воспитателя, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению. Такое взаимодействие с детьми и позволяет повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Ребята получили возможность лучше узнать себя, свои ценности и приоритеты, стать более терпимыми, внимательными, частично преодолеть свои страхи, не чувствовать себя одинокими. Играя, они учились простым жизненным правилам жизни в обществе, усваивали коммуникативные навыки. Целесообразно использовать эти игры в утренние, вечерние часы, в свободное время, как часть занятия. Главная их цель — воспитание успешности, воспитание социально-коммуникативных навыков.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между детьми, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются детьми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица) Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает.

Использование нетрадиционных техник изображения с целью развития творчества у старших дошкольников В своей работе с детьми я опираюсь на методику Т. С. Комаровой, которая говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной.

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников с ОНР старшего возраста Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников c ОНР старшего возраста. Авторы проекта: Грацкая Алла.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Известно, что дети очень любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем наличия у детей любознательности, интереса к познавательной.

Консультация для воспитателей «Использование интерактивных методов в работе с дошкольниками» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Ручеёк» село Ольгино Степновского муниципального района Ставропольского.

Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они.

Педагогический совет Тема: «Организация работы по речевому развитию в ДОУ посредством интерактивных методов обучения» Педагогический совет Тема: «Организация работы по речевому развитию в ДОУ посредством использования интерактивных методов обучения» Старший.

Применение интерактивных и активных методов обучения в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Применение интерактивных и активных методов обучения в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии. (из опыта работы)Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии. (из опыта работы) Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ – технологии. (из опыта работы воспитателя I – категории Лесниковой.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников (фотоотчет)Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников (фотоотчет) Детство пора поисков ответов на разные вопросы. Малыш природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование интерактивных методов обучения с целью развития познавательной активности детей дошкольников
Опубликовано: 22 мая 2016 в 19:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Настольная игра по сенсорному развитию «Полей цветочки» для детей раннего возраста
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю настольную игру по сенсорному развитию, сделанную своими руками. Настольная игра "Полей цветочки" Цель...
Мастер-класс изготовления органайзера из картонных втулок. Занимаемся творчеством со...
Просто невероятно, какие удивительные поделки могут получаться из ненужных на первый взгляд предметов, которые порой выбрасываются людьми в мусор. Во...
Фотоотчёт «Рисование с помощью клея ПВА и соли»
Екатерина Орленко Фотоотчёт »Рисование с помощью клея ПВА и соли» Если взрослый не поощряет творчество ребёнка, не верит в его фантазии, не знает...
Подвижная игра «Спрыгни с высоты» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Спрыгни с высоты» Цель игры. Учить детей, легко спрыгивать с высоты 10 - 25 см, держать равновесие. Материал. Зайчик ( игрушка,...
Конспект образовательной деятельности. Лепка из бумажного теста «Пасхальное яичко»
Конспект образовательной деятельности педагога и детей «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из бумажного теста «Пасхальное яичко» Возрастная...