Лучший педагог года

Использование кейс-технологии при формировании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Ирина Чуксина
Использование кейс-технологии при формировании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе. Эта задача ставится в образовательной области социально - коммуникативного развития дошкольников определенного ФГОС ДО.

Публикация «Использование кейс-технологии при формировании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах

Формирование культуры безопасности – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания, которой практика воспитания, к сожалению, уделяет недостаточное внимание.

Решение современных задач дошкольного образования в связи с внедрением ФГОС ДО требует использования активных методов организации детских видов деятельности - метода проблемного изложения, частично поискового и исследовательского методов и вовлечения родителей в образовательный процесс. В своей работе по данному направлению я решила использовать кейс технологию. Что же такое кейс - технология?

Кейс-технология - это проблемно-ситуативное обучение. Это технология, когда дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

В процессе создания кейса я намечаю восемь этапов работы.

1. Разработать проблемную ситуацию.

2. Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.

3. Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомится с ним.

4. Обсудить с детьми проблемную ситуацию, совместно озвучить задание.

5. Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.

6. Поддержать дискуссию в подгруппах, помогать оценивать решения ситуации, которые предлагают дети.

7. Выслушать/посмотреть/проверить решение детей.

8. Подвести итоги.

В своей работе я использую следующие виды кейсов :

-кейс-текстовая информация, представленная в устном изложении (это могут быть отрывки различных произведений, стихотворения);

-кейс-иллюстрации или фото-кейс;

- кейс-ситуация.

Применение кейс технологии возможно в любом направлении основ безопасности. Свою работу я разделила на 3 блока:

1. Формирование безопасного поведения дома (в быту);

Задачи:

- расширять представления детей о домашних опасностях, о безопасном поведении в сложной ситуации;

- закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.

2. Формирование безопасного поведения на улице и в общественных местах;

- систематизировать и закреплять представления детей о правилах дорожного движения.

3. Пожарная безопасность.

- развивать умение быстро и правильно действовать в чрезвычайной ситуации.

- закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара, развивать логическое мышление.

Мною была разработана картотека кейсов по формированию основ безопасности.

Например, Формирование безопасного поведения дома (в быту).

Фото – кейс. Детям предлагается рассмотреть фотографию. На ней изображены дети в раздевалке, которые собираются на прогулку.

- Ребята, что не так на фотографии?

- Что не правильно делает девочка? (девочка подставила руку в приоткрывшийся шкафчик)

- Почему вы решили что это не правильно? (дети могут прищемить девочке руку и она будет плакать, потому что это больно)

- Что необходимо сделать, чтобы ничего плохого не произошло? (открыть дверцу, или сказать девочке, чтобы она убрала руку)

Обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Никогда не подставлять руки в открывшиеся двери) Разыгрывание подобной ситуации (проговаривание детьми тех слов которые они могут сказать другу, который поступает также как девочка) .

Формирование безопасного поведения на улице и в общественных местах

Фото – кейс. На фотографии изображены дети, гуляющие по рельсам железной дороги. - Ребята, что не правильно делают дети? (идут по железной дороге)

- Почему вы решили, что это не правильно? (приведет к травме)

- Что необходимо сделать, чтобы не произошло беды? (не гулять на железной дороге) Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Никогда не гулять по железной дороге)

Кейс-ситуация Мама с мальчиком шли по улице. На противоположной стороне мальчик увидел бабушку и бросился к ней. По дороге двигались автомобили.

- Что сделал не так мальчик? Что он сделал неправильно? (Побежал через дорогу к бабушке)

-Почему вы считаете, что он поступил не так? (он не посмотрел не вправо не влево, побежал через дорогу)

- Как надо было действовать мальчику? (дождаться, когда проедут автомобили, вместе с мамой за руку перейти дорогу)

Особенное внимание мне хочется уделить противопожарной безопасности. Из бесед с детьми я выяснила, что тема огня интересна и любопытна детям, но они не понимают все опасности игр с огнём.

Желание открывать что-то новое, непосредственность часто ставит детей перед реальными опасностями. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Многие дети не знают правил соблюдения пожарной безопасности и правил поведения во время пожара. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать даже тогда, когда это можно сделать. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Многие из них не знают номера «01». Это не может не вызвать тревогу.

Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически.

Кейс- иллюстрация.

Ребятам пришло письмо от Нюши с картинками (спички, печь, огонь, Крош с ожогом)

Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма»

-Что могло случиться?

-Почему так произошло

-Что необходимо делать, чтобы такого не случилось?

Мнения детей разделились. Одни предположили, что Крош без спроса взял спички, стал баловаться и случился пожар. Другие предположили, что он помогал Ежику приготовить обед.

Для дальнейшей работы ребятам был предоставлен кейс - иллюстрация. (слайд 9) Дети рассматривали картинки, отображающие возможные причины пожара, обсуждали, анализировали ситуацию. Разобрав ситуацию, ребята пришли к выводу, что играть со спичками нельзя. В конце работы с кейсом, обязательно нужно задать вопрос «Играют ли они со спичками», «Чтобы они сделали в такой ситуации?».

Фото – кейс.

Детям предлагаю рассмотреть иллюстрации к сказке «Кошкин дом» С. Маршака.

На стенде поочередно появляется картинки:

1. Спички 2. Огонь 3. Сгоревший дом.

Детям задаю вопросы :

-Ребята, объясните, что случилось? (Загорелся дом). –

-Почему так произошло? (кто-то, баловался спичками)

-Что необходимо делать, чтобы такого не случилось?

-Подумайте, как найти выход из сложившейся ситуации, чтобы не происходило таких последствий. Что вы видите на фото? Какие средства помогают погасить костёр?

Далее дети рассматривают иллюстрации с изображение пожарной техники, средств огнетушения. Воспитатель рассказывает о работе пожарных и службе МЧС, о современной технике, средствах и людях, которые выезжают, когда случается беда-пожар

В конце обсуждения предлагаю детям придумать правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Спички детям не игрушки)

Фото – кейс. Дети рассматривают картинки:

1. Утюг включенный 2. Прожженная рубашка 3. Огонь

- Ребята, объясните, что случилось? (загорание)

- Почему так произошло? (забыли выключить утюг)

- Что необходимо делать, чтобы такого не случилось? (не забывать выключать электрические приборы) .

-Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации (Никогда не трогать электрические приборы! Всегда выключать электрические приборы из розетки).

Использование кейс-ситуацию. К ребятам обращаются лесные звери и Незнайка. Они просят детей рассудить их. Незнайка рассказывает историю о том, как он пошел в лес, попал под дождь и промок. Ему встретился добрый лесник, который высушил, обогрел и накормил в своей избушке. Он утверждают- огонь-друг. А лесные жители говорят- враг.

-Кто же прав?

-Объясните, почему вы так решили?

Ребята рассматривали схему «в каких случаях огонь- друг, а в каких враг и пришли к выводу, что Огонь наш друг, но при неосторожном с ним обращении он становится коварным врагом!. В конце ребята выдвигают свои правила, чтобы избежать такой ситуации.

В результате проделанной мной работы у детей сформировалось осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, выработались знания, умения и навыки, необходимые для действия в экстремальных ситуациях.

Также в процессе использования технологии ребята научились: получать необходимую информацию в общении; соотносить свои интересы с интересами других; доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.

Таким образом, применение в педагогической практике кейс-технологии позволяет сделать работу по формированию основ безопасности поведения дошкольников более развернутой.

Учитывая положительные результаты работы, мне бы хотелось продолжить её в этом направлении.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.

Конспект НОД по безопасности жизнедеятельности и антитеррору «Путешествие в Страну Безопасности» (вторая младшая группа) Задачи. Обучающие: - обучать основам личной безопасности; - сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование кейс-технологии при формировании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности
Опубликовано: 22 марта 2020 в 15:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД