Получи документы

«Использование материалов мини-музея для ознакомления с малой Родиной»

Галина Макулова
«Использование материалов мини-музея для ознакомления с малой Родиной»

Тема:

«Использование материалов мини-музея

для ознакомления с малой Родиной»

Тип музея: краеведческий

Воспитатель: Макулова Г. А

Актуальность «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Д. Лессинг. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Патриотическое воспитание является важным условием всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма. Одним из методов работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание в ДОУ мини-музея. Мини-музей в условиях ДОУ позволяют реализовывать образовательную программу, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. А также расширяют кругозор, открывают возможности для творческой и самостоятельной исследовательской деятельности. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Поэтому в своей группе мы решили создать мини-музей, который назвали «Шатки - моя малая Родина». Целью которого является

Публикация «„Использование материалов мини-музея для ознакомления с малой Родиной“» размещена в разделах

Цель. Формирование чувства любви к малой родине через создание и использование материалов мини-музея. Воспитание чувства патриотизма.

Задачи. 1. Образовательные -Формировать чувство патриотизма, любовь к родному поселку, интерес к его прошлому и настоящему, жизни жителей поселка в разные исторические времена. -Познакомить с людьми, прославившими Шатки в разные исторические времена. -Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой, а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т. д. -Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.

2. Развивающие:

-Развивать познавательную активность детей посредством музейной деятельности с привлечением родителей -Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, читать наизусть стихи и прочее.

-Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством Шатковских поэтов и восприятие картин художников поселка.

3. Воспитательные:

-Прививать детям чувство гордости за свой родной поселок, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям.

-Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного поселка и Шатковского района

-Воспитывать уважение к людям разных профессий.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования чувства патриотизма дошкольников учитывались следующие педагогические средства,

Педагогические средства, используемые в мини-музее

Форма проведения: занятия, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, дидактические игры, продуктивная деятельность детей, самостоятельная игровая деятельность.

Форма организации : коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы : -словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание. -наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения; -практические – дидактические игры, оформление альбомов, изготовление поделок.

Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.

Особенность мини - музея

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок—лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей— результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Оформление мини-музея :

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на стене и на полках шкафа в групповой комнате, поэтому всегда доступны для рассматривания, детских игр, и др. деятельности ребенка. На верхней полке представлен материал об истории Шатков (подборки картинок, альбомы «достопримечательности поселка», «профессии родителей», и др, также уголок «природа нашего края» образцы полезных ископаемых имеющиеся в недрах нашего края. Чуть ниже мы расположили книги местных поэтов, брошюру «И вновь звучит над миром Савичева Таня», альбом «Они выбрали спорт»(спортсмены прославившие наш поселок). В целях безопасности на нижней полке разместился материал для самостоятельной деятельности детей: дидактические игры «сложи картинку», «одень куклу в национальный костюм», раскраски, материал для экспериментирования (песок, глина).

Использование музея в интеграции образовательных областей:

1. Социально - коммуникативное развитие.

Первоначально была проведена предварительная подготовка детей к общению с музейной культуры. Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в мини- музее.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В НАШЕМ МИНИ-МУЗЕЕ

1. В нашем музее нельзя шуметь «Слушай сам и дай слушать другому»;

2. Многие экспонаты разрешено трогать рука

3. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

«Сохрани историю для других»;

4. Экспонаты нельзя ломать.

5. Можно и даже нужно задавать вопросы.

6. В нашем музее можно играть, рисовать, создавать и творить.

7. Музей можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты.

8. Будь доброжелателен по отношению к другим

«Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой»;

Познакомила детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например, «время», «культура», «история», «экспонат», «исследователь».

«Экспонат»- предмет, выставляемый на выставке, в музее.

«История» – изучение прошлого

В процессе создания мини-музеев мы уделяли особое внимание становлению самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в нашем мини-музее устроен уголок «игротека». Дети могут использовать игры самостоятельно в процессе самостоятельной деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

настольная игра «Наряди куклу в национальный костюм», дети одевают кукол и называют элементы национальной одежды.

Цель: закреплять знания о национальных костюмах народов проживающих на территории поселка.

Игра «четвертый лишний»

Цель: закреплять знания об истории, достопримечательностях, природе поселка развивать логическое мышление.

Настольная игра «сложи картинку»

Игра на внимание «Найди здание по описанию»

Цель: развитие внимания, логического мыщления.

Диалог с музеем также, обогащает самостоятельную деятельность детей, позволяет им удовлетворить свою потребность в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсовода перед младшими детьми, перед сверстниками, проводя экскурсию по мини-музею (показывая и рассказывая об экспонатах музея).

Наши дети становятся «экскурсоводами», увлечёно рассказывая о том, что знают сами.

ролевая игра «школа маленького экскурсовода» детям дается понятие,

что экскурсии можно проводить везде, в том числе и по детскому саду.

Цель: способствовать усвоению опыта социальных взаимоотношений, умению выражать личное отношение к событиям и фактам, учить детей оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, учить считаться с интересами других, развивать речь, творческие способности.

2. Познавательное развитие

Первым экспонатом нашего музея стала геральдика Шатковского района, а также символика России, (т. к герб нашего поселка неразрывно связан геральдикой страны и Нижегородской области).

Беседа «Герб родного поселка»

Цель. Продолжить знакомить детей с гербом п. Шатки, рассказать о символах, изображённых на гербе. Воспитывать в детях патриотические чувства.

Благодаря собранным экспонатам дети могут заглянуть в историческое прошлое нашего поселка Шатки и много узнать об истории, культуре малой родины. Более полно познакомиться с народами, проживающими на территории поселка, с природой родного края.

• Беседа «Путешествие в прошлое нашего поселка»

Цель: продолжить знакомить детей с историей возникновения поселка, вызвать интерес к родному поселку, познакомить с народами проживающими на территории Шатков в прошлом и настоящем.

• Беседа «Мы - Шатковцы»

Цель: углублять и уточнять представление о Шатковцах;

• Рассматривание альбома «Одежда народов проживающих на территории поселка Шатки». Дети имеют возможность рассмотреть одежду народов проживающих на территории Шатков и Шатковского района: мордвы, русских, татаров, чувашей и других народов.

Нельзя не вспомнить замечательные слова Д. С. Лихачева

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

И чтобы связь ребенка с самым дорогим не разрывалась даже во время пребывания в детском саду, мы решили оформить альбом «Профессии моих родителей».

• Оформление альбома «Профессии моих родителей».

Цель: Знакомить детей с профессиями своих родителей и получение дополнительных знаний о существующих профессиях.

• Рассматривание альбома «Профессии моих родителей»

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

Представленный альбом направлен также на осознание у детей, особенно мальчиков будущих социальных ролей: семьянин, отец, труженик в доме, защитник. И целью формирования позитивных установок к различным видам труда проведены беседы

• Беседа «Труд мужчин в семье».

Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда.

Также использовала данный альбом для подготовки и проведения игры «путешествие в профессии»

Цель игры: Закрепить представление воспитанников о профессиях.

Развить логическое мышление, внимание, память.

Воспитать уважение и интерес к труду взрослых.

В уголке посвященном Великой Отечественной войне, дети знакомятся с именами и подвигами 9 наших земляков удостоенных за бесстрашие и героизм высокого звания Героя Советского Союза, узнают об их мужестве и храбрости. Дети видят реальные вещи времен войны, письма с фронта.

В связи с приближающимся юбилеем Великой победы родители с детьми собрали богатейший материал о своих близких родственниках (дедах, прадедах) участниках ВОв и оформили альбом «След войны в моей семье» с дальнейшей публикацией одного из воспоминаний на страницах газеты «Новый путь».

• Рассказ П. Романовой о своем прадедушке Морозове Василии Тимофеевиче участнике Великой Отечественной войны,)

Цель: Познакомить ребят с судьбой Морозова В. Т. участника Сталинградского сражения. Расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о земляках защищавших страну в годы Великой Отечественной войны от немецких захватчиков. Воспитывать у детей чувство гордости за своих прадедов, любовь к Отчизне, малой родине. Подвести детей к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою страну.

В нашем музее важное место отведено ленинградской школьнице Тане Савичевой. Её дневник, который стал обвинительным документом фашизма на Нюрнбергском процессе можно рассмотреть в брошюре «И вновь звучит над миром Савичева Таня»

• Рассказ с использованием иллюстраций «Жила-была Таня»»

Цель: рассказать детям о жизни Т. Савичевой, о блокаде Ленинграда.

Познакомить с достопримечательностями поселка связанными с именем Тани.

• Беседа посвящённая 85-летию со дня рождения Т. Савичевой. «И вновь звучит над миром Савичева Таня»

Природа.

Где, как ни в музее можно вблизи рассмотреть и даже потрогать дикого кабана, зайца, лисицу, познакомиться с их образом жизни животных.

Цель: продолжить знакомить детей с животным и растительным миром Шатковского края, учить детей видеть красоту природы малой родины. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство патриотизма.

Оформление альбома «Исчезающие виды флоры и фауны Шатковского края»

Цель: познакомить детей с исчезающими видами растений, животных, с понятием «Красная книга» и причинами её создания. Воспитывать бережное отношение к природе.

• Беседа «Природа нашего края».

Цель: продолжить знакомить детей с особенностями природы нашего края, закреплять имеющиеся знания о животных и растениях. Дать понятие о заказнике. Учить детей видеть красоту природы, соблюдать правила поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство патриотизма.

Данный материал широко используется для проведения НОД ознакомление с природой при изучении темы «Лес-это дом для многих жильцов» и др.

Не менее интересными оказались образцы полезных ископаемых находящиеся в недрах Шатковского района (песок, глина, щебень,) которые также можно использовать для проведения НОД «Природный материал-песок, глина, камни», а также проводить самостоятельные исследования за экпериментальным столиком.

экспериментирование «Исследование свойств песка и глины»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка и глины. Развивать интерес к природным материалам. Показать, что человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Развивать познавательный интерес.

Презентация «Знакомство с полезными ископаемыми края и использование их человеком»

Цель: показать детям необходимость полезных ископаемых Шатковского района в жизни человека.

• Составление рассказа по картинке.

• Экскурсия детей в мини-музей старшей «Б» группы

Цель: познакомиться с экспонатами музея старшей группы «Б» с целью расширения знаний о своей малой Родине. Воспитывать чувство патриотизма.

3. Речевое развитие

Каждый мини-музей – средство общения.

В нашем мини-музее есть много способов знакомства ребенка с книжной культурой, и средств по развитию речи детей, владению ею как средством общения, обогащению активного словаря, развитию связной, диалогической и монологической речи, развитию речевого творчества.

Книги местных поэтов:

Стихи: «Память. Шатковские напевы»,

«Во имя и на века»,

Книги В. П. Винидиктовой «Время выбрало их» и др.

• Чтение стихотворений местных поэтов «О Шатках»

Цель: продолжить прививать интерес детей к поэзии,

• Конкурс чтецов стихов поэтов нашего поселка.

Цель: расширить знания о литературном наследии поэтов п. Шатки и Шатковского района; формировать у детей чувство гордости за свой поселок и людей, живущих в нем; воспитывать нравственные ценности.

Для знакомства детей с различными жанрами устного народного творчества Нижегородчины имеются Нижегородские народные сказки «Золотое колечко»,

«Про Иванушку» «Лиса и Козел»и т. д., нижегородские считалки, народные игры.

• Чтение «Нижегородские народные сказки»

Цель: Знакомить с различными жанрами устного народного творчества Нижегородчины, обсуждать особенности сказок.

• Описательные рассказы детей из личного опыта

Цель: продолжать учить детей, составлять описательный рассказ

Рассматривание книг, брошюр. Дети с удовольствием рассматривают книги.

4. Художественно-эстетическое развитие.

Учитывая специфику организации работы с детьми, в наших экспозициях в качестве экспонатов выступают творческие работы детей.

-мини-макеты (изготовленные из спичечных коробков и другого бросового материала)

альбом «Птицы нашей местности», помогает детям выполнять аппликации как в НОД художественное творчество, так и самостоятельно.

Самостоятельная работа в уголке изобразительной деятельности

раскрашивание раскрасок «национальный костюм»,

работа с трафаретами, картинками по теме

Раздел «Шатки в творчестве художников»

В нем представлены работы местных художников, которые изображили на своих полотнах красоту нашего края (Шишкин, Васнецов). После рассказа педагога дети работают в «творческих мастерских»,

рисование «мое любимое место в Шатках»

5. Физическое развитие.

Игрушки–солдатики помогают быстрее запомнить старинную нижегородскую считалку «Аты-баты», которую наряду с другими считалками используем в проведении подвижных игр.

-Разучивание с детьми народных игр, в которые играли наши дедушки и бабушки.

Цель: привлекать детей к участию в народных играх,

развитие двигательной активности детей и способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

О людях, вошедших в историю поселка своими спортивными достижениями можно узнать из альбома «Они выбрали спорт».

• Оформление альбома «Они выбрали спорт»

Цель: Познакомить дошкольников с известными спортсменами поселка, их профессиональной деятельностью и её значением в жизни других людей. Воспитывать желание быть сильными, здоровыми.

• Рассматривание альбома «Они выбрали спорт»

- Беседа «Спорт-это здоровье»

Работа с социумом

1. Экскурсия в музей им. Т. Савичевой.

2. Публикация статей на страницах газеты Новый путь.

Работа с родителями

-Пополнение экспозиции мини-музея новыми экспонатами

- рекомендации родителям «Как познакомить ребенка со своим поселком».

-Привлечь к изготовлению макетов «Наш посёлок»

-Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную с детьми деятельность.

Вывод:

Полученные знания оказывают положительное влияние на патриотическое воспитание детей. Дети углубили свои знания об истории родного поселка, его достопримечательностях. Учатся проявлять уважение к жителям поселка, к его традициям. развивают умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания.

Публикации по теме:

Два музея: мини и максиДва музея: мини и макси В настоящее время мини-музеи в детском саду стали неотъемлемой, и даже необходимой частью развивающей среды. Ведь это особое, социально.

Из опыта работы. Статья «Методика знакомства с малой Родиной» Значение и необходимость знаний о родном городе. Многие педагоги настоящего и прошлого отмечали большую необходимость знаний о Родине, об.

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с малой Родиной Конспек занятия по "ознакомлению детей старшей группы с малой Родиной: "В гости к деревьям по экологической тропе". Лактионовой Л. В. воспитатель.

Описание мини-музея мяча «Гол!»Описание мини-музея мяча «Гол!» Мини-музей «Гол!». Мини-музей «Гол! размещен в спортивном зале в общедоступном месте, что дает возможность для воспитанников посещать его.

Паспорт мини-музея «Мой хуторок» ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ Наименование мини-музея: мини-музей «Мой хуторок» Цели: : реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление.

Проект мини-музея «Значки» Проект мини-музея «Значки» Актуальность: Происхождение слова "музей" пошло от греческого "храм музы". Музеи занимаются изучением истории,.

Проект по кубановедению. Знакомство с малой Родиной.Проект по кубановедению. Знакомство с малой Родиной. Проект по кубановедению. Тема «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения их к кубанским традициям,.

Рабочая программа «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с наследием малой Родины» 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: ФГОС, Закон РФ. Цель: Приобщать.

Ознакомление с малой Родиной как средство патриотического воспитания Технология опыта. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической.

Встреча с малой РодинойВстреча с малой Родиной Вот и подошел к концу мой отпуск! Я рада тому, что мне удалось побывать в родных местах, на Южном Урале. В городе Троицке, где сейчас живут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование материалов мини-музея для ознакомления с малой Родиной»
Опубликовано: 1 февраля 2016 в 22:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД