Использование музейной педагогики в образовательном процессе

Наталья Шкарубо
Использование музейной педагогики в образовательном процессе

Создавая в группе мини-музей, я преследовала несколько целей:

1. Освоить на практике инновационную музейную педагогику;

2. Использовать в работе с детьми новые, интересные для них формы;

3. Обогатить предметно-развивающую среду группы;

4. Расширить кругозор и познавательную активность детей;

5. Включить родителей в образовательный процесс.

Чтобы осуществить поставленные цели, мною была организована работа адекватная возрасту детей. Как известно дошкольники любят собирать различные предметы, коллекционировать, играть с ними и при этом мы педагоги должны формировать у детей учебные навыки. Проанализировав комплексно-тематический план, я выбрала ряд тем, для реализации которых содействовало бы создание мини-музея. Такими темами, на мой взгляд являются: «Народные традиции», «Декоративно-прикладное искусство», «Моя родина Россия», «Моя малая родина – село Карсы», «Откуда хлеб пришел?», «Космос и далекие звезды».

Работу по созданию нашего первого мини-музея(«Народные традиции») я разделила на несколько этапов:

Подготовительный этап. В начале работы мы вместе с детьми определяли тему и название мини-музея, выбирали место для размещения. Мы начали с метода «Трех вопросов»: что дети знают? Что хотят узнать? Как узнать? Оказалось, что дети очень мало имеют представления о народных традициях. Выяснили, где можно добыть эту информацию: в книгах, в интернете, спросить у родителей. Решили создать свой музей -«Народные традиции».

Практический этап. В создании музея приняли участие педагоги, дети и родители. К работе подошли, используя системный подход. Этот подход используется в программах ТРИЗ и РТВ. За систему мы взяли традиции, выявили надсистему, подсистему, определили, чем система являлась в прошлом, нашли ее составляющие в прошлом и будущем (подсистема) и частью чего она являлась в прошлом и станет в будущем (надсистема). Исходя из системного подхода, мы определили, какие экспонаты могут быть в нашем музее, обсудили это с детьми и родителями.

В процессе создания музея «Народные традиции» нами были поставлены следующие задачи:

1.

Развитие и обогащение потребности и желание детей в познании творчества народной культуры; восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений

2. Ознакомление детей с взаимосвязью явлений природы с народными приметами, со способами действий с предметами быта, их функциями.

3. Формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности.

Для решения данной проблемы была создана предметно-развивающая среда, которая стимулирует развитие ребенка, оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению.

Оформили выставку- «Какие бывают книги»; книги и иллюстрации о быте русского народа;

Приобрели детские музыкальные инструменты предметы и оборудование в стиле народных традиций для разворачивания игровых сюжетов по мотивам музыкальных произведений и народного творчества;

атрибуты и элементы костюмов для игр-драматизаций по сказкам «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Жихарка»;

готовые формы из бумаги, картона предметов быта, обводки по контуру (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок);

различные виды конструкторов и схемы построек старинных домов, зданий;

различный природный материал для составления композиций;

предметы народного творчества, иллюстрации, альбомы, фотографии, образцы росписи, трафареты;

самовар для организации игры в дом;

дымковские игрушки, иллюстрации с их изображением, силуэты для самостоятельной росписи различными знакомыми техниками;

предметы быта, расписанные в стиле городецкой и хохломской росписи, иллюстрации с их изображением, силуэты для самостоятельной росписи различными знакомыми техниками.

Родителями были выполнены объёмные макеты старинной русской избы и современного дома.

При работе в музее учитывались требования ФГТ, ставились и решались задачи всех областей:

Непосредственно организованная образовательная деятельность

«Социализация»/«Безопасность»

Рассматривание выставок «Старинная и современная посуда», «Что за чудо печь». Развитие потребности и желания детей в познании творчества народной культуры; красивых предметов быта. Отметить особенности старинной и современной посуды.

«Познание» - развитие сенсорной культуры, конструирование

Архитектура и дизайн. Отмечать особенности построек старины. Развивать творческие и конструкторские способности, фантазию, изобретательность. Упражнять: в моделировании и конструировании, построении схем. Учить самостоятельно находить способы выполнения заданий и выполнять их. Развивать образное пространственное мышление

«Познание» развитие кругозора

Беседа о народных обычаях и праздниках. Загадывание загадок.

«Труд» - рукотворный мир

Салфеточка. Вязание крючком. Познакомить детей с приёмом вязания – косичка.

«Коммуникация»

Беседа «Русская изба»: обогащать речь детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения; Учить детей связно и последовательно рассказывать о предмете развёрнутыми и полными предложениями;

«Чтение художественной литературы»

«Колыбельная» Саша Черный. Знакомить детей с новым жанром народного творчества - колыбельная песня, показать особенности и способ бытования в современной жизни;

«Художественное творчество» – декоративно-прикладное искусство/рисование

Знакомство с городецкой росписью; Учить: образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; - пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке; Закреплять умение строить композицию рисунка; Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами; Учить: выделять яркий, народный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки-оживки; рисовать элементы кистью; Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного.

«Художественное творчество» - лепка

«Дымковская роспись». Познакомить детей с некоторыми способами изготовления и росписи глиняных игрушек. Приобщать к народному творчеству. Воспитывать творческий дух. Учить радоваться успеху своей работы и работ других детей.

«Художественное творчество» – художественный труд

«Коврик для кукол с элементами декоративной росписи».Учить составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину и углы; Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее, правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Продолжать учить детей аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать желание трудиться.

«Музыка»

Слушание и пение народных произведений.

Родителям рекомендовали:

совместно с ребенком нарисовать портрет здорового человека. Побеседовать о старинных рецептах поддержания здоровья;

посетить с детьми музеи, выставки, художественные галереи;

домашнее чтение русских народных сказок с обсуждением характера героев, их поступков, отношениях друг с другом;

предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки на выставку предметов народного творчества;

почитать: небылицы «Вы послушайте ребята», «Богат Ермошка»; прибаутки «Глупый Иван», «Где кисель»;

знакомство с процессом изготовления блюд обрядовой русской кухни;

поиграть: «Палочка – выручалочка», «Веревочка», «Заря», «Горелки»;

изготовить совместно с ребёнком макет «Русское подворье».

Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов, и привнесение новых. Вместе с детьми и родителями проводим народные праздники и игры.

Работа в музее дала толчок для продолжения исследовательской деятельности. Мы с детьми собираем материал о возникновении нашего села, его местных традициях, народных промыслах и людях. Наша задача – показать детям, что ничто не уходит в небытие, что окружающий мир хранит память о людях, их делах и творениях.

Музей стал для нас источником вдохновения. При правильной постановки работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.

Считаю, что наш музей играет большую роль в познавательном и нравственном развитии дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

Использование музейной педагогики в образовательном процессе
Публикации по теме:

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе. (Выступление на семинаре-практикуме) Создавая в группе мини-музей, я преследовала несколько целей: 1. Освоить на практике инновационную.

Проект «Мини-музей русской народной игрушки»Проект «Мини-музей русской народной игрушки» Работая по музейной педагогике в нашей группе мы создали "Музей русской народной игрушки" Мини-музей очень полюбился ребятам,заинтересовал.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование музейной педагогики в образовательном процессе
Опубликовано: 5 сентября 2013 в 08:49
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...