Использование музейной педагогики в образовательном процессе

Наталья Шкарубо
Использование музейной педагогики в образовательном процессе

Создавая в группе мини-музей, я преследовала несколько целей:

1. Освоить на практике инновационную музейную педагогику;

2. Использовать в работе с детьми новые, интересные для них формы;

3. Обогатить предметно-развивающую среду группы;

4. Расширить кругозор и познавательную активность детей;

5. Включить родителей в образовательный процесс.

Чтобы осуществить поставленные цели, мною была организована работа адекватная возрасту детей. Как известно дошкольники любят собирать различные предметы, коллекционировать, играть с ними и при этом мы педагоги должны формировать у детей учебные навыки. Проанализировав комплексно-тематический план, я выбрала ряд тем, для реализации которых содействовало бы создание мини-музея. Такими темами, на мой взгляд являются: «Народные традиции», «Декоративно-прикладное искусство», «Моя родина Россия», «Моя малая родина – село Карсы», «Откуда хлеб пришел?», «Космос и далекие звезды».

Работу по созданию нашего первого мини-музея(«Народные традиции») я разделила на несколько этапов:

Подготовительный этап. В начале работы мы вместе с детьми определяли тему и название мини-музея, выбирали место для размещения. Мы начали с метода «Трех вопросов»: что дети знают? Что хотят узнать? Как узнать? Оказалось, что дети очень мало имеют представления о народных традициях. Выяснили, где можно добыть эту информацию: в книгах, в интернете, спросить у родителей. Решили создать свой музей -«Народные традиции».

Практический этап. В создании музея приняли участие педагоги, дети и родители. К работе подошли, используя системный подход. Этот подход используется в программах ТРИЗ и РТВ. За систему мы взяли традиции, выявили надсистему, подсистему, определили, чем система являлась в прошлом, нашли ее составляющие в прошлом и будущем (подсистема) и частью чего она являлась в прошлом и станет в будущем (надсистема). Исходя из системного подхода, мы определили, какие экспонаты могут быть в нашем музее, обсудили это с детьми и родителями.

В процессе создания музея «Народные традиции» нами были поставлены следующие задачи:

1.

Развитие и обогащение потребности и желание детей в познании творчества народной культуры; восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений

2. Ознакомление детей с взаимосвязью явлений природы с народными приметами, со способами действий с предметами быта, их функциями.

3. Формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности.

Для решения данной проблемы была создана предметно-развивающая среда, которая стимулирует развитие ребенка, оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению.

Оформили выставку- «Какие бывают книги»; книги и иллюстрации о быте русского народа;

Приобрели детские музыкальные инструменты предметы и оборудование в стиле народных традиций для разворачивания игровых сюжетов по мотивам музыкальных произведений и народного творчества;

атрибуты и элементы костюмов для игр-драматизаций по сказкам «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Жихарка»;

готовые формы из бумаги, картона предметов быта, обводки по контуру (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок);

различные виды конструкторов и схемы построек старинных домов, зданий;

различный природный материал для составления композиций;

предметы народного творчества, иллюстрации, альбомы, фотографии, образцы росписи, трафареты;

самовар для организации игры в дом;

дымковские игрушки, иллюстрации с их изображением, силуэты для самостоятельной росписи различными знакомыми техниками;

предметы быта, расписанные в стиле городецкой и хохломской росписи, иллюстрации с их изображением, силуэты для самостоятельной росписи различными знакомыми техниками.

Родителями были выполнены объёмные макеты старинной русской избы и современного дома.

При работе в музее учитывались требования ФГТ, ставились и решались задачи всех областей:

Непосредственно организованная образовательная деятельность

«Социализация»/«Безопасность»

Рассматривание выставок «Старинная и современная посуда», «Что за чудо печь». Развитие потребности и желания детей в познании творчества народной культуры; красивых предметов быта. Отметить особенности старинной и современной посуды.

«Познание» - развитие сенсорной культуры, конструирование

Архитектура и дизайн. Отмечать особенности построек старины. Развивать творческие и конструкторские способности, фантазию, изобретательность. Упражнять: в моделировании и конструировании, построении схем. Учить самостоятельно находить способы выполнения заданий и выполнять их. Развивать образное пространственное мышление

«Познание» развитие кругозора

Беседа о народных обычаях и праздниках. Загадывание загадок.

«Труд» - рукотворный мир

Салфеточка. Вязание крючком. Познакомить детей с приёмом вязания – косичка.

«Коммуникация»

Беседа «Русская изба»: обогащать речь детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения; Учить детей связно и последовательно рассказывать о предмете развёрнутыми и полными предложениями;

«Чтение художественной литературы»

«Колыбельная» Саша Черный. Знакомить детей с новым жанром народного творчества - колыбельная песня, показать особенности и способ бытования в современной жизни;

«Художественное творчество» – декоративно-прикладное искусство/рисование

Знакомство с городецкой росписью; Учить: образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; - пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке; Закреплять умение строить композицию рисунка; Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами; Учить: выделять яркий, народный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки-оживки; рисовать элементы кистью; Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного.

«Художественное творчество» - лепка

«Дымковская роспись». Познакомить детей с некоторыми способами изготовления и росписи глиняных игрушек. Приобщать к народному творчеству. Воспитывать творческий дух. Учить радоваться успеху своей работы и работ других детей.

«Художественное творчество» – художественный труд

«Коврик для кукол с элементами декоративной росписи».Учить составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину и углы; Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее, правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Продолжать учить детей аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать желание трудиться.

«Музыка»

Слушание и пение народных произведений.

Родителям рекомендовали:

совместно с ребенком нарисовать портрет здорового человека. Побеседовать о старинных рецептах поддержания здоровья;

посетить с детьми музеи, выставки, художественные галереи;

домашнее чтение русских народных сказок с обсуждением характера героев, их поступков, отношениях друг с другом;

предложить родителям вместе с детьми изготовить поделки на выставку предметов народного творчества;

почитать: небылицы «Вы послушайте ребята», «Богат Ермошка»; прибаутки «Глупый Иван», «Где кисель»;

знакомство с процессом изготовления блюд обрядовой русской кухни;

поиграть: «Палочка – выручалочка», «Веревочка», «Заря», «Горелки»;

изготовить совместно с ребёнком макет «Русское подворье».

Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов, и привнесение новых. Вместе с детьми и родителями проводим народные праздники и игры.

Работа в музее дала толчок для продолжения исследовательской деятельности. Мы с детьми собираем материал о возникновении нашего села, его местных традициях, народных промыслах и людях. Наша задача – показать детям, что ничто не уходит в небытие, что окружающий мир хранит память о людях, их делах и творениях.

Музей стал для нас источником вдохновения. При правильной постановки работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.

Считаю, что наш музей играет большую роль в познавательном и нравственном развитии дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

Использование музейной педагогики в образовательном процессе
Публикации по теме:

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе. (Выступление на семинаре-практикуме) Создавая в группе мини-музей, я преследовала несколько целей: 1. Освоить на практике инновационную.

Проект «Мини-музей русской народной игрушки»Проект «Мини-музей русской народной игрушки» Работая по музейной педагогике в нашей группе мы создали "Музей русской народной игрушки" Мини-музей очень полюбился ребятам,заинтересовал.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование музейной педагогики в образовательном процессе
Опубликовано: 5 сентября 2013 в 08:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...