Занятие по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники

Ольга Сергевнина
Занятие по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и изобразительного искуcства.

Программное содержание:

Обучающие цели: научить детей сознательно выражать свои мысли и чувства, подбирать слова со звуками "р" и "рь", активизировать словарь наречий, составлять предложения по схемам, закреплять знание букв, учить переносить признаки одного предмета на другой.

Развивающие цели: развивать зрительную память и внимание, логику, мышление, общую моторику, творческую активность детей.

Воспитывающие цели: воспитывать у детей любовь к изобразительному искусству и к родному краю.

Планируемые результаты: дети активно участвуют в работе, отвечают на вопросы, выполняют все виды движений в физ. минутке «Апрель!», читают, заполняют кроссворд.

Предварительная работа с детьми: рассматривание картины М. Г. Пишвановой «Ранняя весна», отгадывание и составление загадок, дидактические игры: «Найди слова - действия», «Найди слова - признаки».

Дидактическое обеспечение: мультимедиа, слайды №1,3,6 картина «Ранняя весна» М. Г. Пишвановой, слайды № 2,5,14,16 карта – схема занятия, слайд № 4 схемы предложений, слайды № 7 – 13 игра «Кем был? Кем будет?», слайд № 15 заполненный кроссворд.

Демонстрационный материал: три схемы предложений, ватман с разлинованным пустым кроссвордом.

Раздаточный материал: карточки с загадками для чтения и с рисунками.

Содержание организованной деятельности детей

Этапы занятия Содержание работы Ответы детей Примечание

1 часть

Вводная

Орг. момент

2 мин.

Слайд № 1 Дети сидят за своими рабочими столами.

-Вчера, когда мы гуляли на участке, мы искали с вами признаки весны. Давайте их вспомним и назовем.

-На прошлом занятии мы с вами начали рассматривать вот эту картину.

- Признаки весны отражены на этой картине?

Как она называется и кто ее написал?

Дети называют признаки весны.

Да.

Это картина Пишвановой "Ранняя весна".

Демонстрация слайда.

2 часть

Основная

Настраивание детей на занятие, определение целей занятия.

2 мин.

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 2

4 мин.

Слайд № 3

Слайд № 4

5 мин.

Слайд № 5

3 мин.

2 мин.

Слайд №6

Слайд № 5

5 мин.

Слайд № 7 - 13

(картинки по очереди) для игры

«Кем был? Кем будет»

Слайд № 14

10 мин.

Слайд № 15

(заполненный кроссворд)

-Сегодня мы продолжим рассматривать эту картину.

Рассматривание карты-схемы

-Ребята посмотрите на нашу доску. Сегодня наше занятие я представила в виде схемы. Это цепочка кругов, каждый круг-это задание. Давайте ее рассмотрим.

-1 круг- наши цели на занятии,2 круг-подбираем слова со звуками "р" и "рь",3 круг-составляем предложения по схемам,4круг-игра "Скажи наоборот", 5 круг-физминутка,6 круг-игра "Кто кем был?",7 круг-составление загадок,8 круг-анализ занятия.

-Рассмотрите внимательно, вам всем понятен план нашего занятия?

Рассматривание картины Пишвановой "Ранняя весна"

-Первое задание мы уже выполнили, переходим ко второму. Какое следующее задание?

-Рассматриваем внимательно картину. Какие слова вы мне назовете?

-Какой звук "р" в этом слове, твердый или мягкий?

Составление предложений по схемам.

-А сейчас по схемам, которые представлены на доске, составим предложения с этими словами. По первой схеме в предложении должно быть три слова. По второй -четыре, по третьей-пять слов.

Игра "Скажи наоборот"

-Ребята, скажите мне, какое задание будет следующим?

-Давайте будем внимательны и собраны.

-Я скажу:

Высоко

Тепло

Весело

Сухо

Тихо

Солнечно

Ярко

Бело

Мягко

Легко (одет)

-Молодцы, отлично.

Физ. минутка

Апрель, апрель!

По дворам звенит капель,

По полям бегут ручьи,

По дорожкам лужи.

Скоро выйдут муравьи,

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

-Посмотрите на схему, какое задание следующее?

Игра «Кем был? Кем будет?»

-Я называю предмет, а вы говорите, чем это было и чем это будет. Например, доска, была деревом, стала скамейкой. Задание понятно?

Цветок

Девушка

Юноша

Ткань

Птенец

Дождь

-Отлично! Продолжим занятие.

Отгадывание загадок

-А сейчас пришло время отгадывания загадок. Я раздам вам листочки с составленными загадками.

-Первая подгруппа детей получает загадки со словестным описанием.

-Вторая подгруппа получает загадки с картинками.

-Загадки читаем внимательно, думаем, отгадки можно найти на картине. Ответы загадок по буквам записываем в кроссворд.

Приложение № 1

-Посмотрите на кроссворд. Он весь заполнен?

Рассматривают карту-схему занятия.

Да.

Рассматривают картину.

Мы ищем по картине и называем слова со звуками "р " и "рь".

Ведерко, дерево, брюки, береза, крыша, сугроб, ворона, дверь, куртка и другие.

дети определяют твердость или мягкость звука.

На мальчика одеты синие брюки. Ворона сидит в своем гнезде.

Другие предложения аналогично.

Игра «Скажи наоборот»

Низко

Холодно

Грустно

Влажно, мокро, сыро

Быстро, ветрено (погода)

Пасмурно

Бледно

Черно

Жестко

Тепло

Поднимают вверх правую и левую руку по очереди

Качаем поднятые руки

Качают руки внизу, наклонившись

Руками показывают круг

Показывают маленьких муравьев

Ежатся от холода

Имитируют движения медведя

Пробираются через валежник

Оттопыриваем уши, прислушиваемся

Движение рук снизу вверх

Игра «Кем был? Кем будет?»

Понятно.

Семечко - семена

Девочка – женщина Мальчик - мужчина

Нитка - платье

Яйцо – птица

Туча - ручей

1 подгруппа (читающие дети)

читают, называют ответ, записывают его в кроссворд.

2 подгруппа (дети, не умеющие читать) рассматривают картинки, поговаривают текст загадки, называют отгадку.

Да

Демонстрация слайда.

Обратить внимание на карту – схему.

Демонстрация слайда.

Демонстрация слайда.

Обратить внимание

на карту-схему.

При затруднениях просить помощь других детей.

Демонстрация слайда.

Детей с более высоким уровнем развития речи просить составлять по третьей схеме.

Демонстрация слайда.

Обратить внимание

на карту-схему

Демонстрация слайда.

Демонстрация слайда.

Переключить внимание на карту-схему.

Демонстрация слайдов.

При затруднениях просить помощь других детей и задавать наводящие вопросы.

Демонстрация слайда. Обратить внимание

на карту-схему.

Дети, умеющие читать, помогают тем, кто читать не умеет. При затруднениях просить помощь других детей и задавать наводящие вопросы.

Демонстрация слайда.

3 часть

Заключение

2 мин.

Слайд № 16

-Вот мы и подошли к последнему кругу нашей карты-схемы.

Что нового вы сегодня узнали?

Какое задание вам больше всего понравилось?

Хочется вам еще отгадывать загадки?

Как вы думаете, вы хорошо поработали?

Вы сегодня отлично поработали! Справились со всеми заданиями!

Вы все молодцы!

Занятие окончено, отдыхайте.

Один из детей повторяет все пункты карты-схемы.

Мы узнали новое слово «ветрено».

Загадки.

Да.

Да.

Демонстрация слайда. Обратить внимание

на карту-схему.

Приложение № 1. Загадки.

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Занятие по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники
Опубликовано: 17 сентября 2013 в 21:06
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...