Папки-передвижки

Использование наглядного материала и дидактических игр в работе по исправлению недостатков речи у дошкольников

Елена Лаврикова
Использование наглядного материала и дидактических игр в работе по исправлению недостатков речи у дошкольников

Использование наглядного материала и дидактических игр в работе по исправлению недостатков речи у дошкольников

У ребёнка есть страсть к игре,

и надо её удовлетворить.

Надо не только дать ему время

поиграть, но надо пропитать

этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра.

А. С. Макаренко

Учебный год начала с тщательного стартового логопедического обследования детей с целью установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. В качестве основных диагностических методов использовала :

• Индивидуальные и групповые беседы;

Публикация «Использование наглядного материала и дидактических игр в работе по исправлению недостатков речи у дошкольников» размещена в разделах

• Специальные задания диагностического характера;

• Наблюдения детей в процессе разных видов деятельности

• Беседы с педагогами и родителями.

При обследовании речи детей выяснила, что не у всех детей речевое развитие соответствует возрастной норме. Исправление неправильно произносимых звуков – это трудная задача, которая требует усилий и большого напряжения со стороны, как ребёнка, так и взрослого. Завела речевые карты на каждого ребёнка. Дала информацию педагогам:

• Об особенностях речевого развития детей;

• Необходимые рекомендации для планирования и отбора содержания коррекционной работы.

Педагоги также дали мне информацию:

• Об индивидуальных особенностях детей;

• Об уровне тех умений и навыков, которые играют ключевую роль в процессе развития речи (моторика, психические процессы).

Приступая к работе, оформила кабинет, который разделила на четыре зоны.

Элементом первой зоны служит настенное зеркало, перед которым провожу значительную часть занятий по постановке звуков.

Вторая зона кабинета предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми. Здесь разместила магнитную доску, фланелеграф.

В третьей зоне – письменный стол, стул, закрытые и открытые шкафы для книг, игрушек, наглядных пособий и оборудования.

Четвёртая зона – зона исследовательской деятельности: сухой бассейн с песком. Это одна из форм естественной деятельности ребёнка. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, - психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Я использую сухой бассейн, как инновационные методики в логопедической работе. Вместе с детьми придумываем игры с песком, например: прячем героев сказок в песке, находим их. Дети рассказывают, из какой сказки герои, вспоминаем произведения. Также рисуем различные предметы на песке. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что прекрасное средство для их развития.

Основой приобретения нужных для жизни знаний, всегда было, есть и будет самообразование. Это та форма самообразования, которая позволяет решать проблемы и трудности, возникающие в ходе работы, а главное – повышать результативность в своей работе.

Для осуществления индивидуальной самообразовательной деятельности использую следующий алгоритм :

• Анализ собственной деятельности, уточнение проблем, возникающих в процессе работы с детьми;

• Выбор темы, представляющей профессиональный интерес, её изучение;

Разработка собственного перспективного плана по теме самообразования;

• Участие в работе методического объединения;

• Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения;

• Посещение занятий, мероприятий коллег;

• Изучение нормативно – правовых документов;

• Определение направлений внедрения полученных в ходе самообразовательной деятельности знаний;

• Создание собственной методической копилки;

• Собеседование с администрацией ДОУ по итогам работы по самообразованию.

Выбор темы - это ответственный момент. Для решения выявленной проблемы выбрала тему: «Использование наглядного материала и дидактических игр в работе по исправлению недостатков речи у дошкольников». Подобрала следующую литературу для изучения и повышения самообразования.

• Ж. «Дошкольное образование»;

• Ж. «Обруч»;

• Ж. «Логопед»;

• Газета «Дошкольное образование»;

• Ж. «Воспитатель ДОУ»;

• Ж. «Ребёнок в детском саду»;

• Ж. «Управление ДОУ»

Также активно использую в воспитательно-образовательном коррекционном процессе следующие электронные материалы :

• Мультимедийные презентации и учебные фильмы в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.

• Так же осуществляет использование Интернета в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах :

http//Saripkro.ru; электронные версии журнала «Дошкольное воспитание» https://dob.1september.ru/; подборка материалов с Фестиваля педагогических идей https://festival.1September.ru/;

http./bukvar.edu.ru;

https://nsportal.ru/; праздники в детском саду;

https://www.logoped.ru/;

https://logopedia.by/?p=1006;

https://logopedmir.blogspot.ru/2011/01/blog-post_12.html

• Создала в Социальной сети работников образования, для общения с коллегами, обмена опытом, размещением собственных разработок, персональный сайт https://nsportal.ru/ «https://nsportal.ru/lavrikova-elena-aleksandrovna»

• Зарегистрирована на международном русскоязычном социальном образовательном интернет-портале «Мааам. ru».

Изучила статьи:

• Рогожниковой М. В «Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки»;

• Костылёвой Н. Ю «Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным»;

• Борисова Е. А «Лексический материал для закрепления правильного произношения звуков» и др.

Также выписала и приобрела литературу по интересующей теме.

Составила перспективный план по самообразовательной деятельности на учебный год, где отразила систему обучения детей дидактическим играм. Поставила перед собой следующие задачи:

Исправлять и закреплять правильное, отчётливое произношение всех звуков родного языка в игровой и свободной речевой деятельности;

• Учить различать на слух и отчё тливо произносить часто смешиваемые согласные звуки: с-з; с-ц; ш-ж; ч-ц; с-ш; ж-з; л-р.

• Продолжить развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (в начале, середине, конце).

• Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения, постановка звука, закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

Приступая к работе с ребёнком, объясняю ему цель занятий. Работу по исправлению дефекта организую так, чтобы малыш сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка. Любой, даже незначительный успех, достигнутый ребёнком, стараюсь поощрить.

Использую дидактические игры (сделанные своими руками) :

«Собери цветок»

«Весёлый поезд»;

«Звукоедик»;

«Кто в домике живёт»;

«Волшебный кубик»;

«Волшебный сундучок»;

«Весёлая азбука»;

«Магазин»;

«Подбери слово к схеме»;

«Не ошибись»;

«Узнай по описанию;

«Что кому» и др.

Дидактическая игра-одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. При подборе игр, стараюсь подбирать такие игры, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому дидактическую игру включаю в занятия и использую при усвоении любого программного материала. Провожу индивидуально и с подгруппой детей. В дидактической игре создаю такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами. При отборе дидактических игр, прежде всего, преследую коррекционные цели, учитываю задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. На занятиях использую игровые приёмы, упражнения, которые доступны для детей старшего возраста и соответствуют их возрастным возможностям. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр устраняю нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Учу детей играть, договариваясь, быть добрыми, вежливыми и справедливыми. Дети требуют ведущей роли, напоминаю, что и другие хотят быть ведущими.

Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей : пополняю и активизирую словарь, формирую правильное звукопроизношение, развиваю связную речь, учу умению правильно выражать свои мысли. Через игру стремлюсь научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. С помощью дидактических игр приучаю детей к самостоятельному мышлению, закрепляю с детьми полученные знания. Дети любят хорошо знакомые игры и с удовольствием играют в них самостоятельно.

Использую в своей работе словесные игры, где учу детей самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам и признакам; делать правильные умозаключения. Дидактические игры важны в воспитании и обучении детей в школе.

Использую также игровые упражнения, такие как:

«Хлопни в ладоши»;

«Мы учим звук А»;

«Отгадай слово»;

«Какой звук в словах поётся?»;

«Подбери картинку»;

«Живые звуки» и др.

А также использую настольно-печатные игры.

Свою работу внутри детского сада строю в соответствии с годовым планом.

Большую работу провожу с детьми по развитию мелкой моторики. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

Изготовила:

• Массажные коврики из бисера, бус, пуговиц, карандашей;

• Пальчиковый бассейн из фасоли, гороха, пробок;

Дидактическое пособие для работы со шнурками, палочками и карандашами для выкладывания букв и других предметов;

дидактическую игру «Волшебный сундучок»;

• разные виды шнуровок и т. д.

Разработала свой комплекс пальчиковой гимнастики, подобрала игры, упражнения, пальчиковый театр, направленные на развитие мелкой моторики.

Игры и упражнения, пальчиковые разминки провожу систематически на своих занятиях, которые помогают детям уверенно держать карандаш, ручку, самостоятельно заплетать косички, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из пластилина.

Использую здоровьесберегающие технологии, такие как:

• физминутки;

• дыхательная гимнастика;

• пальчиковая гимнастика;

• гимнастика для глаз;

• артикуляционная гимнастика.

Артикуляционную гимнастику выполняем для формирования правильного произношения звуков. Использую традиционные и нетрадиционные формы проведения. Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я сделала дидактическое пособие – мягкая игрушка лягушка. Это пособие использую в качестве сюрпризного игрового момента при проведении артикуляционной гимнастики.

В своей работе применяю различные методы, один из них - музыкотерапия. На занятиях использую музыку, которые сопровождаются движениями, анализируем музыку.

Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.

С помощью игр и музыкального материала, а также специальных упражнений можно добиться эффективных результатов в координации речи и движения, укреплении мелкой моторики, мышц языка и голосового аппарата, умении правильно произносить звуки, звукоподражания, пластично двигаться и расслабляться.

На занятиях использую пиктограммы (схематические рисунки, выражающие определённые человеческие настроения). Они направлены на распознание и дифференцирование эмоциональных состояний. На занятиях по предложенным пиктограммам дети подбирают подходящего человечка к своему настроению или прошу нарисовать лицо человечку, который выражает то или иное настроение.

В тесном сотрудничестве работаю с педагогами и родителями по формированию и закреплению правильных речевых навыков.

С педагогами провела консультации на темы:

«Роль игры в формировании звукопроизношения ребёнка»;

«Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет».

Также провела для воспитателей семинар-практикум «Пальчиковая гимнастика и речь».

В течение учебного года посещала занятия по развитию речи у воспитателей старшей и подготовительной групп. Данные посещения помогли изучить у детей:

- произношение звуков;

- сформированность фонетических процессов;

- уровень сформированности связной речи;

- состояние лексико-грамматических категорий;

- особенности поведения.

Впоследствии собранный материал помогает мне более подробно рассказать родителям об уровне речевого развития их детей.

Давала открытые логопедические занятия для педагогов на темы: «Дикие животные зимой», «Теремок». Приняла участие в конкурсе внутри детского сада на лучшую разработку занятия по развитию речи. Принимаю участие в педсоветах, в конкурсах различного уровня.

Родители - не сторонние наблюдатели, а активные помощники в нелёгком деле преодоления речевого недоразвития. Провела анкетирование родителей в форме письменного опроса по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Проанализировав анкеты, выявила, какие общие тенденции наблюдаются в индивидуальном речевом развитии ребёнка. По результатам обследования, для каждого ребёнка составила план коррекционной работы, которым руководствуюсь при оформлении индивидуальных тетрадей. В начале учебного года подробно объясняю родителям, какие тетради и пособия нужны для занятий, как их оформить и каким образом по ним работать. В каждой тетради имеются общие для всех разделы:

- артикуляционная гимнастика и общие речевые навыки;

- пальчиковая гимнастика;

- развитие грамматического строя речи и связной речи;

- звукопроизношение и слоговая структура слов.

Индивидуальные разделы:

- развитие понимания речи;

- развитие сенсорики.

В процессе работы с родителями в организации методической помощи использую наглядные средства :

• специальные логопедические уголки, где содержится информация о логопедическом пункте;

папки-передвижки на темы: «Рекомендации по развитию моторики пальцев рук детей», «Пальцы учат говорить»;

• тематические выставки книг;

• индивидуальные беседы с родителями.

Также следует особо подчеркнуть, что эффективность работы с родителями определяется не столько умелым отбором её содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с учителем-логопедом и воспитателями. Если на организационном этапе содержание наглядных средств составляла информация о речевых нарушениях, о задачах коррекционно-лопедическкккой работы с детьми, то на основном этапе освещаю конкретные приёмы закрепления у дошкольников, например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, которые рекомендуется использовать в семье. Даю домашние задания с целью закрепления: выкладывание букв из спичек, палочек, карандашей, вырезание изученных букв из журналов и газет, лепка из пластилина, обведение фигуры по контуру, заучивание чистоговорки и т. д. Задания выполняются в индивидуальных тетрадях. Такая работа с родителями помогает установить между мной и родителями систему непрерывной и эффективной обратной связи. Хочу отметить, что моя работа без сотрудничества с родителями была бы менее успешной. Они охотно выполняют мои просьбы, прислушиваются к пожеланиям, в выходные дни вместе с детьми старательно выполняют домашние задания.

По итогам учебного года администрация ДОУ проводит анализ работы по индивидуальному плану самообразования педагогов. В своём отчёте представила результаты своей работы.

• результаты проведённого мониторинга в конце учебного года;

• Список детей с указанием логопедического заключения на момент поступления в группу и выписка из неё;

• Сведения о ходе и результатах проведённой в учебном году методической и консультативной работы с педагогами ДОУ и родителями;

• Сведения о пополнении оборудования и наглядных пособий логопедического кабинета.

По итогам обследования детей в конце учебного года, следует отметить, что состояние речи детей улучшилось, что и является результатом моей работы, и считаю необходимо работать в этом направлении. С этой темой я выходила на "Воспитатель года" в 2009г. Опыт работы воспитателем был маленький, но я заняла 3 место. Это была моя первая маленькая победа!

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в работе учителя-логопеда «Использование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопеда». Цель: Создать благоприятные условия, стимулирующие процесс коррекции.

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 216 город Уфа Республика Башкортостан «Использование.

Использование метода наглядного моделирования на этапах «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда «Использование метода наглядного моделирования на этапах: «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми.

Использование дидактических игр для развития восприятия у дошкольников Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном детстве. Значительно изменяются основные виды чувствительности.

Использование дидактических игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание.

Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического.

Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Использование природного материала в работе с дошкольниками. Занятие по лепке «Братья ёжики» ЗАНЯТИЕ Задачи: развивать в детях бережное и ответственное отношение к живой природе и её обитателям; развивать через эмоциональную сферу.

Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей дошкольников «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста» Математика - это язык,.

Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования Учить ребёнка рассказывать—значит формировать его связную речь. Происходит совершенствование всех сторон устной речи. Всё это необходимо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наглядного материала и дидактических игр в работе по исправлению недостатков речи у дошкольников
Опубликовано: 10 февраля 2017 в 12:36
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД