«Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ»

Елена Вострикова
«Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образова-ния, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Только при тесном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей, на всем протяжении дошкольного детства ребенка, может быть достигнут положительный результат.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не уди-вишь. Но, как показывает практика, отношение родителей к деятельности ДОУ, прежде всего, зависит, от инициативы администрации и педагогов, от качества решения вопросов педагогического просвещения родителей.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспи-тания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.

Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, ре-шила внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с це-лью развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Всю работу по взаимодействию с родителями я разделила на три на-правления. Это:

1. Информационно – аналитическое направление

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для выявления досуговых предпочтений я провожу анкетирование в каждой возрастной группе «Ребенок и музыка» и «Совместный досуг». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализируется специфика семьи, музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности се-мейного досуга, обдумывается тактика общения с родителями.

Я определила для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса (создании музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ и группы).

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициатив-ность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной музыкально-досуговой деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участ-вуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей.

Родители – исполнители, которые принимают участие в совмест-ной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтере-сованности;

Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сто-ронними наблюдателями педпроцесса, не желающие участвовать в каких-либо мероприятиях.

2. Информационно-познавательное направление

Главной целью в этом направлении стала цель обогащения роди-телей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи.

В нашем детском саду созданы все условия для организации педа-гогического просвещения родителей. Совместная работа специалистов ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физиче-ской культуре, психолог, логопед, старшая медицинская сестра) по реа-лизации образовательной программы обеспечивает педагогическое со-провождении семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Для повышения педагогической компетентности родителей я ис-пользую активные формы:

-Выступления на родительских собраниях с консультациями, мас-тер-классами, презентациями («Изготовление костюма», «Подарите детям праздник!», «Скоро Новый год, «Украсим квартиру к празднику» и др.);

- День открытых дверей. Видео-презентация «Музыкальное вос-питание в семье»;

- Совместное создание предметно – развивающей среды;

- Индивидуальные беседы с детьми и родителями ("Итоги проме-жуточного и итогового мониторинга», «Рекомендации для родителей одаренных детей» и т. д.);

- Использование сети Интернет для обсуждения острых вопросов и распространения информации;

- Уголок специалиста «Музыкальный руководитель советует»;

-Стенд музыкального руководителя «Интересное о музыке».

Особенно понравившаяся новая форма взаимодействия с родителя-ми-авторский информационно-методический журнал для детей и забот-ливых родителей «Веселые музыканты».

Задачи издания журнала:

1. Ознакомление родителей с работой музыкального руководителя в рамках образовательной области «Музыка»;

2. Формирование у родителей знаний о развитии у детей дошколь-ного возраста музыкальных способностей;

3. Повышение музыкально-педагогической компетентности роди-телей;

4. Побуждение родителей к взаимодействию с ребенком в различных видах музыкальной деятельности через использование материалов журнала.

Тематика журнала:

«Скоро Новый год

«Музыка и здоровье ребенка»

«Любим мы играть в оркестре!»

«Петь- это здорово!»

«Ритмика на радость детям!»

«Как хорошо, что есть театр!» и др.

Рубрики журнала:

Это интересно! (Определение проблемы, интересные факты по теме и т. д.)

Родителям на заметку. (Методические рекомендации, совре-менные технологии, «острые» вопросы и ответы на них и т. д.)

Поиграем вместе! (Различные виды совместных игр, стихи, за-гадки на тему выпуска)

Музыкальная шкатулка. (Любимые детские песни)

Праздник веселый к нам пришел! (Информация о празднике месяца)

Фотогалерея. (Фоторепортаж с прошедшего праздника, инте-ресные кадры)

3. Музыкально-досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями - самое привлека-тельное, востребованное, полезное, но и самым трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет ро-дителям:

• Устанавливать теплые неформальные отношения между педа-гогами и родителями;

• увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаи-моотношениях;

• укреплять детско-родительские связи;

• апробировать разные подходы к воспитанию ребенка;

• делиться опытом с другими родителями, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью группы;

Как новая, мной уже несколько лет используется форма семейного досуга - «Семейные посиделки». В этом формате были проведены мероприятия:

«Мы играли в Паповоз»

«В гостях у Золушки»

«Моя семья – мой отчий дом!»

«Неразлучные друзья – взрослые и дети!»

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолю-бие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, чувство гор-дости за родителей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Сценарии праздников и развлечений были разработаны совместно с воспитателями группы. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педа-гогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем роди-телей и членов семей;

- распределение ролей взрослых;

- подготовка отдельных номеров с родителями; совместных с роди-телями детских номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- индивидуальные встречи и консультации с членами семей и роди-телями;

- изготовление атрибутов, пособий, декораций и т. д.

Эти семейные досуги доставляют всем много радостных и вол-нующих минут. Глаза детей светятся неподдельной радостью, а как они гордятся своими родителями! А я восхищаюсь творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.

В результате использования новых форм взаимодействия музы-кального руководителя с родителями:

1. Повысился уровень развития музыкальных способностей детей.

2. Повысился уровень воспитательно-образовательной деятельно-сти родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они стали активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ.

3. Повысилось внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ.

4. Родители стали более компетентны в вопросах развития музы-кальных способностей детей дошкольного возраста;

5. Обогатился опыт межличностного взаимодействия детей и ро-дителей.

Таким образом, использование новых форм взаимодействия музы-кального руководителя с семьей способствует повышению эффективно-сти работы с родителями, поэтому использование этих форм в работе оправдано, необходимо и должно получить еще большее распространение в дошкольных учреждениях.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации досуговой деятельности в ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги! Наш садик был открыт 38лет назад и многие нынешние родители –его бывшие воспитанники. Сегодня я хочу рассказать.

Условия создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья» Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь,.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Буквы, алфавит
  • Осень
Автор публикации:
«Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ»
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 20:46
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....
Внучке 1 год! (О личном и о творчестве)
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Кто следит за моими публикациями, возможно помнит как я обещала, что скоро мы будем творить, уже напару с...