Получи документы

Использование пальчиковой гимнастики в работе по развитию речи детей дошкольного возраста

Лена Постолова
Использование пальчиковой гимнастики в работе по развитию речи детей дошкольного возраста

«Использование пальчиковых гимнастик в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»

Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Публикация «Использование пальчиковой гимнастики в работе по развитию речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Действительно, развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы.

Ученые, которые изучают деятельность головного мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет огромную социальную значимость. Исходя из вышеизложенного, приоритетом в своей работе я определила тему «Использование пальчиковых гимнастик в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика - мощный стимул для развития речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо”, "влево”, "вверх”, "вниз” и т. д.

Свою работу по развитию речи я начала с детьми раннего возраста. В 2013-2014 учебном году ко мне в группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, у многих детей была недостаточно развита речь для их возраста. Как известно, навыки самообслуживания формируются под воздействием воспитания у ребенка мелкой моторики рук. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика у большинства детей была развита плохо. Пальцы рук сгибались и разгибались синхронно, т. е. действовали все вместе. Движения пальцев были слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняли аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

В начале работы была поставлена цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь, вызывая эмоциональный отклик; привлечь родителей к работе по развитию речи детей.

Реализация цели потребовала решения следующих задач:

1. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие, память, речь детей;

2. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

Поставив перед собою цель и определив задачи, я занялась поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя картотеку «Пальчиковая игротека».

В неё вошли следующие игры:

Игры с пальчиками «Моя семья», «Идет коза рогатая» и др.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин», «Капуста» и др.

Пальчиковые потешки «Ванька-встанька», «Прилетели к нам вороны» и др.

Пальчиковые сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.

Пальчиковый и теневой театры.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр :

• перед игрой с детьми необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малышей к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

• выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

• при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

• выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

• не ставьте перед детьми в самом начале несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

• вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

• стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше количество разнообразных движений пальцами.

В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Сейчас, когда уровень развития речи детей значительно вырос, я привлекаю к проведению пальчиковых гимнастик детей, то есть не воспитатель является ведущим при проведении гимнастики, а ребенок. Естественно, пока не каждый ребенок может быть ведущим, но стремятся стать им многие.

Пальчиковые игры нравятся детям, они занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют текст, используют пальчиковый театр в свободное время от занятий. Дети научились быть хозяевами своих ладошек и десяти пальчиков, совершая различные манипуляции.

К работе по развитию речи посредством использования пальчиковых гимнастик я привлекаю родителей. Мною был составлен план работы с родителями по данному вопросу:

• выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

• консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

• мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

• беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

родительские собрания: знакомство с проектом «Веселые пальчики»;

• Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

• семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы: отметилась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук; возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память; считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

Я считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста. Мною было выбрано это направление не случайно, так как считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование пальчиковой гимнастики в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 21:36
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД