Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Оксана Усманова
Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Цель семинара-практикума: расширение представлений специалистов о возможностях использования полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи семинара-практикума:

актуализировать имеющиеся у педагогов знания по использованию полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе с детьми с ограниченными возможностями;

- совершенствовать у специалистов навыки использования оборудования сенсорной комнаты.

Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми.

История создания

Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов, где родилась идея искусственной стимуляции сенсорного воспитания.

В начале 80-ых годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей сенсорных комнат стала Великобритании.

в России, в 2004 году прошел I Международный семинар по применению сенсорных комнат.

Виды сенсорной комнаты

1. Светлая сенсорная комната

2. Темная сенсорная комната

3. Темная сенсорная комната

Оборудование темной сенсорной комнаты

Релаксационный

Общеоздоро-вительный

Активизи-рующий

Сухой бассейн

В бассейне можно двигаться, менять положение - это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Передвижение в подвижных шариках создаёт прекрасные условия для развития координации движений.

Пузырьковые трубки с водой

Отражение трубки в зеркале способствует развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации, эмоциональному расслаблению.

Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию.

Вибрация трубки способствует развитию тактильных ощущений.

Тактильное панно

Дает возможность получения разнообразных ощущений, способствуя развитию тактильной чувствительности и восприятия в целом, улучшает зрительно-моторную координацию.

Сенсорная комната используются для:

проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения, с детьми с синдромом РДА;

коррекции игровой деятельности детей;

развития познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья;

снижения психоэмоционального напряжения у гипервозбудимых, тревожны, застенчивых детей.

Ограничения к проведению в сенсорной комнате занятий, определяет врач:

при эписиндроме и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку;

так же это касается групп детей, страдающих ранним детским аутизмом, детей переживших психическую травму, детей с сочетанной патологией. Для этой категории детей свойственна индивидуальная непереносимость (избирательность) одного или нескольких сенсорных стимулов, гиперчувствительность к звукам или цветовым стимулам, неприятие тактильного взаимодействия, отказ от речи (мутизм). Без учёта этих особенностей, при активном воздействии можно спровоцировать негативную реакцию (аффективную вспышку) и усугубить имеющиеся нарушения;

при работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции;

при работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Структура создания программы:

адресная группа участников занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты (характеристика группы);

направления общеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической или психотерапевтической работы, исходя из индивидуально-типологических особенностей каждого участника занятий или типологии группы участников занятий;

описание оборудования и материалов для темной сенсорной комнаты в соответствии с задачами работы с адресной группой участников занятий;

ключевые понятия, отражающие цель, содержание и специфику общеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической и психотерапевтической работы;

игровые и психотерапевтические технологии общеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической работы с адресной группой участников занятий;

последовательность, структура и план занятий;

предполагаемые результаты по работе программы.

Структура занятия:

ритуал начала занятия;

упражнения на развитие двигательных навыков;

релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

этап активного взаимодействия с интерактивной средой;

ритуал окончания занятия.

Используемая литература

Сенсорная комната – волшебный мир здоровья : Учебно-методическое пособие /Под ред. В. Л. Женеврова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. –СПб.: ХОКА, 2007

Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г. Г. Колос. –М.: АРКТИ, 2006

А. И. Титарь «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате». Москва 2009г

Интернет – ресурсы: http://www.lingvabona.ru/index.

Публикации по теме:

Кружковая работа. «Корзина с фруктами»Кружковая работа. «Корзина с фруктами» Н вая работа детей с ограниченными возможностями, посещающими мой кружок "Разноцветная палитра". Работа выполнена в нетрадиционной технике.

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» 20 декабря 2012 года на базе нашего детского сада "Ягодка" прошел семинар-практикум для родителей на тему:"Многообразие способов развития.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 27 марта 2013 в 14:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...
Как мы делали «Осеннее паспарту»
Осенью мы собираем разноцветные листочки, сушим их и делаем замечательные коллажи и поделки. В этот раз я хочу рассказать вам как мы с ребятами делали...
«Чтобы весело играть, ветер нужно нам поймать» Фотоотчёт о тематической неделе...
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт о прошедшей тематической неделе "Воздушная" в нашей группе раннего...
Видеофильм в подарок выпускникам «До свиданья, детский сад!»
Вот и пролетело четыре года. Четыре трудных, сумасшедших, интересных, веселых и грустных, четыре года. Чего только не было за эти годы. Будни: ;...
Развивающие игры из ничего. Фотоотчет об организации игровой деятельности на летней...
Уважаемые коллеги! Наверное каждый воспитатель очень любит наблюдать за играющими детьми. И сегодня у меня была такая возможность! Я разложила камешки,...