«Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Ирина Харченко
«Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс

запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза

«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Особое место в работе с детьми мы отводим мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.

В работе с мнемотаблицами можно выделить ряд этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Структура мнемотехники

Мнемоквадрат

Мнемодорожка

Мнемотаблица

МНЕМОТЕХНИКА ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОВ И ПОТЕШЕК

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов и потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек в нашем ДОУ используют прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явления природы,т. е. можно изобразить все то считаете нужным, и так чтобы нарисованное было понятно детям.

Использование модельных схем при заучивании стихотворений облегает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ В ПЕРЕСКАЗЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроиз-ношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Например, мнемотаблицы можно использовать при пересказе сказок. Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи.

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАСКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что ребенку тяжело поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.

Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.

Публикации по теме:

Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова»Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Мнемотехника для дошкольников "Мнемотаблицы на слова"Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Презентация «Использование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПР» МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
«Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 30 января 2014 в 17:27
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...