«Использование приёмов социоигровой педагогики на занятиях по изобразительной деятельности»

Ольга Молящева
«Использование приёмов социоигровой педагогики на занятиях по изобразительной деятельности»

Педагогическая мастерская

(Проводила с тремя разными коллективами воспитателей. Получилось удачно. Отзывы хорошие. Может кому и пригодиться)

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ: «ПЕРЕДАЙ УЛЫБКУ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ

Есть много тайн и секретов, которые нужно знать воспитателям, желающим работать в этом стиле. Сегодня мы с вами попытаемся их разгадать…

«Не секрет, что большинство родителей и воспитателей на сегодняшний день излишне озабочены подготовкой шести - и даже пятилетних детей к предстоящим трудностям в школе. Эта их озабоченность, переворачивая естественную преемственность педагогического стиля с дошколятами и первоклашками, так сильно искажает нормальный ход общения с реальным дошкольником, что повседневная жизнь детей даже в средней группе детского сада нет - нет да и начинает деформироваться от досадного гнёта школярского дидактизма воспитателя…» (В. М. Букатов)

Уже не менее двух десятилетий школьные формы работы: предметные занятия по расписанию, статичная поза «примерного ученика» за столом (партой, опрос у доски, выискивание ошибок, безраздельная учительская инициатива (диктат) на занятиях, «подведение итогов», «закрепление пройденного» и т. д. добровольно воспроизводится в детских садах многими воспитателями.

Физиологических оснований для такого переноса, разумеется, нет, и об этом все знают. Но, ослеплённые стремлением как можно лучше подготовить детей к трудностям начальной школы, воспитатели перестают замечать, что начинают действовать вопреки природосообразности, вопреки здравому смыслу. С нарушением условий для нормального (естественного) развития детей их психическому и физическому здоровью наносится явный ущерб: дети теряют уверенность, общительность, любознательность, а часто и аппетит, физическую силу, зрение и т. д.

Родители дошкольников, казалось бы, первыми должны были забить тревогу, но как раз они-то активно поддерживают и приветствуют заимствованный из школы «серьёзный» стиль работы, видя в нём долгожданную подготовку ребёнка к предстоящим трудностям.

Между тем, известно: смысл преемственности – в усвоении теми, кто идёт позже, опыта тех, кто шел раньше. В обычной речи «раньше» и «позже» легко заменяются синонимами «старше» и «младше». Но то, что вполне допустимо при разговоре, например, о преемственности поколений, не допустимо, когда речь идёт о преемственности в обучении. Хотя дошкольник младше школьника, но обучение его происходит раньше. И в обучении опыт именно этого периода может наследоваться периодом вслед идущим, то есть школьным, - а не наоборот (т. е. учителя должны заимствовать методы и приёмы обучения детей у нас, у воспитателей д\с, а не мы у них).

Многие работники детских садов считают, что преемственность стиля работы с детьми в дошкольном и школьном возрасте заключается в передаче опыта, накопленного в работе со школьниками, тем, кто в детском саду работает с дошкольниками. К сожалению, это недоразумение в массовой литературе «научно» обосновывается многими методическими рекомендациями.

Многолетняя и успешная работа замечательного педагога-психолога Евгения Евгеньевича Шулешко (1938-2006) и его последователей доказывает: устранить катастрофическое убеждение можно!

Педагогические коллективы детских садов (и именно они) ещё сохранили ранее наработанный общекультурный уровень работы. И проблема заключается не в переучивании воспитателей, а в возвращении им веры в себя! Что вполне эффективно осуществляется, например, в социоигровой педагогической системе.

Приобрести веру в себя, преодолеть педагогические заблуждения воспитателям поможет живой интерес детей, который неизменно активизируется даже при первых скромных социоигровых начинаниях. Живая непосредственная реакция детей окрыляет взрослых. Школьная авторитарность, чуждая жизни детского сада, постепенно исчезает даже в мелких проявлениях, которым раньше взрослые вообще не придавали значения.

Взаимное приспосабливание приводит и воспитателей, и родителей к сотрудничеству с детьми, а затем и друг с другом.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИО-ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИКА

Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.

В то время это не прижилось. Пробовались отдельные приёмы, и на этом всё закончилось… Психологическая перестройка позиции педагогов на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком в процессе обучения продолжалась все эти годы.

И вот сейчас педагогические коллективы взглянули на эту проблему более заинтересованно. Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. А социоигровая технология, возникшая на сопряжении премудростей театральной педагогики, детских фольклорных игр и замечательных идей Е. Е. Шулешко, позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности.

Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а т. к. работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой.

Один из авторов этой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит:

«У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции…Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле…»

Можно провести прямую зависимость между социоигровым стилем и личностно–ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят. Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт воспитатель - это и есть главная задача педагога!

Образно говоря, если в наглядном обучении педагог выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети – роль зрителей, то в социоигровом подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а педагог дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.

Социо–игровой стиль ориентирует педагогов на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлечённости.

Подобное происходит, когда на занятиях:

--- используется работа малыми группами,

--- обучение детей сочетается с их двигательной активностью.

Соединение этих двух условий уже создаёт социоигровую атмосферу на занятии. Некоторые осторожные воспитатели предусмотрительно опасаются тех ситуаций, когда то или иное игровое задание неожиданно превращает занятие в «беззаботную развлекаловку».

Сохранять и поддерживать деловую направленность увлечённости детей помогают премудрости театральной режиссуры:

--- смена темпа и ритма,

--- смена лидерства,

--- смена мизансцен.

Тогда игровая атмосфера на занятиях перестаёт мешать деловой напряжённости. Их гармоничное сочетание становится залогом эффективности обучения на занятиях.

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА МАЛЫХ ГРУПП

В своей работе с возникновением микрогрупп мы сталкиваемся на каждом шагу. В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на микрогруппы по 3-4 человека. Как правило, мы не учитываем, не знаем и не анализируем закономерности возникновения и существования таких микрогрупп, но именно в них таятся корни успеха учебного процесса. Как в сложившихся группах, так и в заново возникающих при самостоятельном делении детей (например, с помощью считалочек) внутренние отношения остаются неформальными.

Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами – всё это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать приятелю, поддерживать его.

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.

Видеть микрогруппы, изучать и поддерживать внутригрупповые отношения, допускать, чтобы члены микрогруппы сидели вместе, находили вместе ответы на вопросы, обсуждали решение задачи – важнейшее дело педагога.

Объединение детей в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов. Выбор способа объединения зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия; количества детей и малых групп.

При объединении в малые группы дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе, в коробке, мешочке, сундучке или разложить его на столе, на полу. Объединение в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов.

Сейчас мы с вами и остановимся на вариантах объединения…

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

«ВАРИАНТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ В МАЛЫЕ ГРУППЫ»

• Объединение детей по их желанию, сходству, жизненным ситуациям (перечислить примеры, 2-4 проиграть)

• Объединение детей по слову, движению, действию. Опора на расчет детей по порядку (перечислить, несколько проиграть)

• Объединение детей по разрезному материалу (аналогично)

• Объединение детей по отдельным предметам, объединённым одним названием (признаком).

• Объединение детей путём образования пар, троек, четвёрок, шестёрок.

Объединить слушателей в три компании и предложить ответить на вопросы по данной теме.

Вопрос 1 команде слушателей:

- Как вы думаете, с какого возраста может начинаться работа малыми группами?

Работа малыми группами может начинаться в средней группе парами, но даже и в этой группе эпизодически нужно организовывать работу в тройках, а в старшей и подготовительной и тем более. Работу тройками организовывается чаще, чем работа в парах. В социоигровой педагогике есть правило, что эти тройки или пары не должны оставаться одними и теми же, в течение одного занятия они могут меняться. Работая в подгруппе, дети должны знать, что такое сговор.

Рассадку детей подгруппами можно и нужно сохранять на всех занятиях, требующих пребывания за столами. Иногда команды работают как единое целое, а иногда и каждый в команде – самостоятельно.

Вопрос 2 команде слушателей:

- Вспомните 3 составляющие социоигрового стиля?

• Смена мизансцены,

• Объединение в подгруппы, пары и работа в них,

• Движение (слушают, говорят, делают).

Вопрос 3 команде слушателей:

- Как понять, присутствует ли социоигровой стиль в

работе педагога? (ответы педагогов)

Главный показатель: интересно детям на занятии или нет? Занимаются ли они своими делами или это дело им «навязал» взрослый?

Что же говорит В. М. Букатов по этому поводу:

• Если дети на занятии были малоподвижными, то социоигрового стиля скорее всего не было;

• Если на занятии не было хотя бы 2-3 смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то можно смело утверждать, что занятие было не вполне социоигровым;

• Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение (а только с воспитателем, то даю голову на отсечение – «социоигровая педагогика и близко не лежала…»

Педагогическое мастерство в социоигровой педагогике включает в себя мастерство создания игр и режиссирование игровых ситуаций.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - ДЕЛОВАЯ ИГРА СО СЛУШАТЕЛЯМИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ СОЦИОИГРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ И ЛЕПКЕ»

Занятие по рисованию на тему «Сказочные дворцы и замки»

• (Рассказать о вариантах этой темы, обсудить со слушателями)

• Объединение в 3 команды по цветным эмблемам

(тёплые, холодные и нейтральные цвета).

• Задания в трёх конвертах:

- Придумать название команде

- Построить дворец (с использованием моделей)

- Рассказать, как украшен дворец, из какого материала

построен, кто в нём может жить.

• Самостоятельная творческая деятельность –

рисование наброска (эскиза) будущего дворца или замка.

• Вариант подведения итогов:

«Экскурсия по выставочному залу»

Вариант социоигрового вернисажа заключается в том, что по мере готовности авторы несут свои работы не на стол, доску, а сами придумывают куда и как её пристроить (закрепить, прислонить, подвесить. Пока одни будут доделывать свои работы, у других будет время найти собственное нестандартное решение. Когда все работы пристроены, объявляется «экскурсию» по выставочному залу. Начинается путешествие от работы к работе, по ходу которого возникают и вопросы и обсуждения.

Предметное рисование или лепка с натуры на тему «Фрукты»

Запуск занятия:

-Хотите узнать, что мы будем лепить? А как хотите, чтобы я просто сказала или с сюрпризом? Для этого нужно объединиться в 4 компании…

• Проиграть вариант объединения в малые группы «Попробуй фрукт, угадай и покажи»

• Задание для малых групп «Разложить фрукты на блюде»

(на развитие композиционных навыков, с использованием моделей)

Задание 4 командам слушателей:

Предлагаются темы занятий (для всех команд разные, а вопросы- одинаковые.

1 Лепка «Кто живёт в сибирской тайге?»

2 Рисование на тему «Семья»

3 Рисование «Роспись гжельской посуды»

- Как можно объединить детей?

- Какие задания предложить для работы в малых группах?

КАК ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ФОРМУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЖНО ТРАНСФОРМИРОВАТЬ В УВЛЕКАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ С НАПАРНИКОМ? (РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ОТ БУКАТОВА В. М.)

• Вариант совместной творческой работы

«Сюжетный рисунок вдвоём»

(с использованием предметных картинок).

• Вариант подведения итогов «Кого хочешь - выбирай!»

Рисунки располагаются на ковре, дети ходят по кругу.

Правило - в центр не входить. Если понравилась работа -

положить рядом цветок, квадратик, звёздочку. В конце

спросить детей: «Почему у Насти и Маши много звёздочек?»

А можно и не спрашивать!

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ СО СЛУШАТЕЛЯМИ (С АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМ ЭФФЕКТОМ):

«КАРТИНКА»

«ТЕНЬ»

"ХУДОЖНИК" (см. приложение)

ИГРА В КРУГУ: «ВОЛШЕБНЫЙ МИКРОФОН» (ИНТЕРВЬЮ СО СЛУШАТЕЛЯМИ)

- Ваши мысли и чувства после нашей встречи?

- Изменилось ли ваше отношение к данной проблеме?

- Что запомнилось больше всего?

- Что понравилось?

- Пожелания организаторам «Педагогической мастерской»

Вручение памяток с рекомендациями по теме встречи.

Используемая литература:

1. Букатов В. М. «Шишел-мышел, взял да вышел», (НИИ Ш. Т. - 2008г.)

2. Федорова М. А. «Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах»,

(Красноярск,- 2007 г.)

3. Л. Д. Лебедева. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». (С-П,- 2005)

Приложение:

Игра «Художник»

Цель: Развитие коммуникативных способностей, наблюдательности, памяти.

Описание игры: Из группы детей выбираются два ребёнка. Остальные – зрители. Один из выбранных – «художник», другой –«заказчик» своего портрета. «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика»(1-2 минуты, затем отворачивается и по памяти описывает его внешность. Примечание: если «художник» медлит, то лучше задать ему наводящие вопросы. Запрещается высказывание обидных замечаний по поводу каких-либо физических недостатков детей. Педагог помогает ребёнку фиксировать внимание на внешних достоинствах детей.

Игра «Тень»

Цель: Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей, внутренней свободы и раскованности.

Описание игры: Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети по желанию выбирают себе пару. Один из пары – «путник», другой – «тень». Тень» старается точно скопировать движения «путника».

«Картинка»

Цель:

Научить ребёнка выступать в двух ролях – приглашенного и приглашающего,

учить выбору партнёра по симпатии, умению выражать в рисунке образ своего персонажа.

Описание игры:

Договариваемся с детьми о том, что будем рисовать картину, например пейзаж, и каждый задумывает персонаж для картины. Выбирается ведущий, который и начинает игру: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берёт того, кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребёнок отвечает, например: «Я облачко». Далее они берутся за руки и ребёнок – «облачко» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.

После игры дети самостоятельно подбирают изобразительный материала, рисуют своего персонажа и рассказывают о его качествах.

Публикации по теме:

«Коми керка». Поделка из бумаги.«Коми керка». Поделка из бумаги. В детском саду, я провожу кружок коми языка в своей группе. Детей это очень заинтересовало. Они начинают узнавать для себя новое. Решили мы.

С Новым годом!!!С Новым годом!!! Скоро, скоро всё случится!Скоро всё произойдёт!К нам большим драконом мчитсяДолгожданный Новый год!Он несёт на сильных крыльяхНам.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Использование приёмов социоигровой педагогики на занятиях по изобразительной деятельности»
Опубликовано: 4 февраля 2013 в 16:04
+19
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...