МААМ-картинки

Использование развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей младшей диагностической группы

Ирина Мильчакова
Использование развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей младшей диагностической группы

Содержание

Младший дошкольный возраст - очень важный период в развитии речи ребёнка. Образовательный процесс в младшей диагностической группе направлен на коррекцию и развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности.

Публикация «Использование развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей младшей диагностической группы» размещена в разделах

Младшую диагностическую группу посещают дети с общим недоразвитием речи (1-2 уровни речевого развития, дети с ЗПР.

У детей отмечается позднее речевое развитие, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, позднее формирование фразовой речи, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи (желания общаться с помощью речи, неумение ориентироваться в ситуации, недоразвитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, соматическая (физическая) ослабленность. Все это мешает взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Важно не упустить сенситивный для развития компенсаторных возможностей возраст ребёнка, что поможет сформировать у малыша не только речь, но и развить психические функции, личность в целом, способствовать его интеграции в окружающий мир.

Важным для данного возраста является создание речевой среды для стимуляции речевой деятельности детей с нарушениями речи. В этом процессе участвуют педагоги, работающие в группе (учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель и родители.

Характерным признаком развивающей предметно – пространственной среды (РППС) в дошкольном учреждении компенсирующего вида является мобильность и изменчивость, быстрое реагирование на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребёнка с ограниченными возможностями.

Созданная РППС обеспечивает необходимые возможности для организации образовательной и самостоятельной деятельности детей, для повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

В нашей группе РППС разделена на центры:

- центр речевого развития

- центр игры

- книжный центр

- центр сенсорно – моторного развития

- центр формирования элементарных математических представлений

- центр изобразительной деятельности

- музыкальный центр

- физкультурный центр

- центр природы

- центр ИКТ

РППС преобразуется в соответствии с лексической темой недели.

Особое внимание уделяется организации речевого центра. В центре содержатся различные пособия для проведения артикуляционных упражнений (картинный материал, зеркала для индивидуальной работы, картотека артикуляционных упражнений, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным картинным материалом). Так же в речевом центре имеются альбомы с чистоговорками на проговаривание согласных звуков раннего онтогенеза, комплексы пальчиковых игр, приспособления для развития правильного ротового выдоха (вертушки, снежинки, султанчики, мыльные пузыри, дудочки и др., так как правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, формирует плавность речи.

Для развития лексико – грамматической стороны речи, связной речи есть папки с предметными и простыми сюжетными картинками, серии картинок для установления последовательности действий и событий речевые альбомы по совместным с родителями проектам «Моя семья», «Дикие и домашние животные», речевые альбомы по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Птицы», «Овощи», «Фрукты» и др., настольно – печатные игры.

Необходимость проведения артикуляционной гимнастики у воспитанников группы объясняется малой подвижностью органов их артикуляционного аппарата, недостаточной точностью и переключаемостью. У большинства детей наблюдается гипертонус или гипотонус с повышенной саливацией, синкнезии. На коррекционном часе, который проходит во второй половине дня, воспитатели выполняют задания логопеда, которое начинается с артикуляционной гимнастики.

В центре игры расположены: кукольная мебель для комнаты и кухни, гладильная доска, атрибуты для сюжетно – ролевой игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Водители», куклы, наборы кухонной и чайной посуды, набор муляжей овощей и фруктов, машины, телефон, сумки, ведёрки, утюг, кукольная коляска, одежда для ряженья. Одной из первых форм детской игры является предметная деятельность ребёнка. Ребёнку с речевой патологией требуется помощь взрослого в овладении игровыми действиями, в постановке игровых задач. Игровые действия таких детей чаще всего однообразные, они не используют предметов - заместителей, не сопровождают игру речью. Обучение сюжетно – отобразительной игре целенаправленно проводится воспитателями еженедельно в определённый день. Педагог добивается разнообразия сюжетов как отражения многообразия окружающей жизни, показывает детям новые источники сюжета: по впечатлению, по представлению, по описанию в литературе, по подражанию, способствует обогащению сюжетов, их детализации, наращивает игровую цепочку действий, вводит более обобщённые средства выражения сюжета (условные и символические игрушки, действия с воображаемыми предметами и лицами, учит детей отображать эмоции и состояния игровых персонажей. Важно развивать речевое сопровождение игры – обозначать действия словом и вести диалог с игрушкой. Таким образом, в игре развиваются зачатки речевой активности детей.

Театрализованная деятельность вызывает у детей неизменно большой интерес. С первыми театрализованными действиями дети знакомятся в процессе игр – забав, хороводов, развлечений, при прослушивании потешек, стихотворений, сказок. Педагог предлагает детям изобразить, как топает медведь, рычит волк, прыгает зайчик, бежит лиса. Дети привлекаются к посильному участию в инсценировках сказок, стихов. При проведении инсценировок используются разнообразные кукольные театры (бибабо, пальчиковый, настольный, плоскостной, а также обыкновенные игрушки. Педагог учит детей действовать с игрушкой, озвучивать персонажа. Детям с речевой патологией сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы или отдельные слова, изображая жестами действия персонажей. В процессе таких игр – инсценировок у детей развивается понимание речи, обогащается словарный запас, развивается диалогическая речь.

Строительные игры помогают развить у детей представления об основных свойствах объемных геометрических тел, развивают навыки сотрудничества со взрослыми, развивают мелкую моторику пальцев рук. Из конструктора дети строят элементарные постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Играя с конструктором, у малышей формируется не только моторика, внимание, мышление, воображение, приобретаются конструктивные навыки, но и развивается речь. Оборудование и материалы, которые есть в уголке: деревянные, мягкие, пластмассовые конструкторы (большие и маленькие); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки, машинки) для обыгрывания.

Книжный уголок — необходимый элемент РППС в группе. В книжном уголке находится немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе имеются дополнительные экземпляры этих же книг. В книжном уголке находятся книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п., книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – малышки, книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками, музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п., книжки-раскладушки. Педагог ведёт работу с детьми по подгруппам, рассматривает с детьми иллюстрации в книгах, читает детям стихи, дети отвечают на вопросы педагога в силу своих речевых способностей, договаривают фразы. Деятельность в книжном центре способствует развитию всех сторон речевой системы:

• у детей развивается понимание речи;

• обогащается словарь;

• формируется грамматический строй речи;

• дети учатся пересказывать текст с помощью педагога;

• знакомятся с книжной культурой.

Центр сенсорно – моторного развития

Сенсорные игры необходимы для развития детей с речевой патологией. Они способствуют развитию сенсорной системы ребё нка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, температурной чувствительности. Помогая ребенку переживать различные телесные ощущения, педагог способствует развитию речи ребенка. При помощи речи малыш старается выразить свои потребности, высказать свои чувства и переживания. Игры с сенсорными материалами стимулируют речевую активность детей, помогают ребёнку накапливать сенсорный опыт, обеспечивающий практическую ориентировку в предметах и явлениях ближайшего окружения, обогащают словарный запас. Выполняя практические действия с водой, крупой, песком, бумагой и др. материалом малыши способны усвоить много слов и понятий. В результате манипуляций с предметами, дети учатся обозначать свои действия словом, формируется понимание речи и активизируется словарь. Игры позволяют заинтересовать детей, создают положительный эмоциональный настрой, а также способствуют развитию диалогической речи.

У детей с проблемами в развитии страдает и мелкая моторика. Современными учеными доказано, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков ребёнка помогает развиться речи и интеллекту, оказывает положительное действие на весь организм в целом.

В группе созданы картотеки пальчиковых гимнастик, а также игры для развития мелкой моторики рук : фасолевые ванночки, игры с крупами, шнуровки, пазлы, игры с бусинками и пуговицами, игры с прищепками и др.

В центре формирования элементарных математических представлений имеются : комплект геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники разных размеров, окрашенные в основные цвета, объёмные тела, разнообразный счётный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, палочки Кюизенера, настольные игры: «Цвет», «Фигуры, «Формы».

Дети с речевой патологией с трудом усваивают пространственные и временные отношения, затрудняются в понимании и усвоении арифметического и геометрического материала. Это негативно влияет на познавательное развитие ре-

бёнка в целом и на усвоение математических знаний в частности. В процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями педагог приучает детей наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как эти действия характеризуются, учит сопровождать действия соответствующими словами, т. е. поощряет речевую активность, побуждает называть свойства предметов, повторять за воспитателем сказанное об их количестве, величине, форме, цвете. Также в процессе усвоения элементарных математических представлений формируется грамматический строй речи. Например, в процессе усвоения количества дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными и наречиями (одна машина, много машин, учатся образовывать существительные в единственном и множественном числе (гриб - грибы). Сравнивая предметы по величине, учатся согласовывать существительные с прилагательными (большая кукла, маленькая кукла; большой мишка – маленький мишка). Дети учатся называть геометрические термины, образовывать соответствующие прилагательные (тарелка круглая). Дети приобретают умение ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем и активной речи).

Как показывают практические наблюдения, дети с нарушениями речи неохотно или неумело рисуют, лепят, выполняют аппликации. Изобразительные навыки детей характеризуются преобладанием неровных линий, слабым нажимом на карандаш, быстрой истощаемостью движений.

В центре изобразительной деятельности размещены различные материалы с разнообразными средствами изображения, наборы цветных карандашей, гуашь, цветные восковые мелки, кисточки - тонкие и толстые, материалы для лепки и аппликации, трафареты по темам, различные печати, мольберт.

Педагог использует занятия изобразительной деятельностью для решения следующих коррекционных задач: развитие восприятия речи детьми, развитие речевых средств и речевой коммуникации.

В процессе работы с различными средствами изображения педагог приучает детей в силу своих речевых возможностей комментировать изображения, активизирует и обогащает словарь детей, уточняет значение слов, их грамматические формы, например, согласование прилагательного с вопросительным словом, различение и употребление слов в единственном и множественном числе, в уменьшительно – ласкательной форме и т. д. Постепенно в активную речь вводятся новые слова.

Центр музыкальной деятельности оборудован в группе с целью создания условий для накопления детьми музыкальных впечатлений, развития музыкального мышления, памяти, речи. Оборудование музыкального центра включает в себя: погремушки, колокольчики, металлофон, дудочки, барабаны, бубны, свистки и др.

Используя инструменты в музыкальном центре в своих играх:

• дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;

• у воспитанников происходит развитие не только музыкального, но и фонематического слуха.

Дети с речевой патологией обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности. Также у детей отмечается отставание в становлении сложных дифференцированных движений (захватывание и удержание предметов, ходьба, прыжки). Поэтому формирование полноценных двигательных навыков является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.

Физкультурный центр наполнен следующими материалами: ковриками, массажными дорожками, мячами разных размеров, обручами, скакалками, кеглями, лентами разных цветов, флажками, массажными мячиками, атрибутами для проведения подвижных игр и утренней гимнастики, тренажерами для дыхания и др.

Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет

специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью.

В центре природы есть все необходимое для экспериментирования: стаканчики, мерки, воронки, трубочки, природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли и уходом за растениями и наблюдениями за природой. Подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов, поделки из природного материала.

При наблюдении и уходе за комнатными растениями закрепляется правильность и точность употребления слов, обогащение природоведческой тематики, а также использование в самостоятельной речи падежных и родовых окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

Педагог учит детей устанавливать элементарные причинно – следственные связи между явлениями, создаёт ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений за природными явлениями (условия жизни растений и животных, сезонные изменения в природе и т. д.). Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащается в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности.

В центре ИКТ имеются: компьютер, ноутбук, музыкальный центр, диски с программами, которые помогают индивидуализировать процесс обучения детей с разными речевыми особенностями. Использование ИКТ позволяет оптимизировать педагогический процесс и значительно повысить эффективность любой деятельности. Современные технические устройства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.

Также в группе находится уголок уединения, где ребёнок может побыть в одиночестве. Это делает его пребывание в группе психологически комфортным, повышает эмоциональный настрой и защищает его право на отдых.

Для повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей в группе создана библиотека методической литературы для родителей. Ежемесячно выставляется информация в виде папок – передвижек. Проводятся семинары – практикумы по овладению родителями практическими способами работы с детьми по преодолению недостатков речевого развития. Работа ведётся дифференцированно, так как у детей разные речевые проблемы. Родители привлекаются к коррекционно-развивающей работе с детьми через систему домашних заданий. Методические рекомендации, которые даются логопедом родителям, позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете логопеда имеет важное значение при формировании личности ребенка с речевыми проблемами. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом. Таким образом, создание особого пространства в логопедическом кабинете – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.

Центр речевого развития в кабинете логопеда включает в себя: методическую литературу, предметные картинки по изучаемым лексическим темам, простые сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, парные картинки, алгоритм-таблицу описания предмета, серии картинок для составления рассказов о временах года, картинно – графические схемы предложений, мнемотаблицы, лото по изучаемым темам, игрушки для упражнения в звукоподражаниях, предметные картинки для уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза, небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, картотеки коммуникативных и дидактических игр на развитие речи, настольно - печатные дидактические игры для формирования и совершенствования лексико-грамматического строя речи и связной речи, картины для развития связной речи детей, картотеку игр и игрушки на развитие фонематического слуха, тренажеры для развития плавного ротового выдоха, карточки и игрушки для проведения артикуляционной гимнастики, настенное зеркало, различные виды театра, компьютерную программу «Игры для тигры».

Центр сенсорного развития представлен звучащими игрушками (погремушки, дудочки, колокольчики, рамками-вкладышами, палочками Кюизенера, различными лото, игрой «Чудесный мешочек» и др. пособиями.

В центре моторного и конструктивного развития находятся : пирамидки, резиновый мяч, крупные бусины, шнурки для нанизывания бус, крупная и средняя мозаики, сборные игрушки (матрешки, деревянные кубики основных цветов, пластмассовые кубики основных цветов, разрезные картинки (2-4 части) по изучаемым лексическим темам, игрушки-шнуровки, рамки-вкладыши, игрушки-вкладыши.

Вывод

1. Таким образом, целенаправленно организованная РППС группы обеспечивает развитие и коррекцию речевых проблем воспитанников (начало года – у 11% детей отмечался средний уровень речевого развития; на конец года – у 60%).

2. РППС группы содержательно насыщенная, позволяющая организовывать разные виды детской деятельности, заниматься любимым делом каждому ребёнку, объединяться небольшими группами, тем самым способствуя формированию коммуникативных навыков детей.

3. Периодическая сменяемость игрового и занимательного материала, появление новых игрушек и предметов стимулирует игровую и речевую активность детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группыИспользование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группы Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка,.

Использование развивающей предметно — пространственной среды в развитии интеллектуальных способностей детей «Использование развивающей предметно – пространственной среды в развитии интеллектуальных способностей детей». Современные требования к.

Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии с ФГОС «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Использование макетов в организации развивающей предметно-пространственной средыИспользование макетов в организации развивающей предметно-пространственной среды Согласно требованиям ФГОС и с целью обогащения развивающей предметно – пространственной среды в группе я изготавливаю макеты различной тематики.

Роль предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста Роль предметно пространственной среды для развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста. В современной дошкольной педагогике.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста Введение. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования делает приоритетным психологическое.

Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы Видео Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы. Цель: создание условий направленных на развитие личностных особенностей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе на март Центр игры -Куклы, посуда, халат, колпак вощи, фрукты, мыльные пузыри. -Н/п игры: «Цвета», «Лото», «Мозаика», «Шнуровка» -Конструктор; кубики,.

Паспорт развивающей предметно–пространственной среды младшей группыПаспорт развивающей предметно–пространственной среды младшей группы «Физкультурно-оздоровительный центр» Цель: физическое развитие и укрепление здоровья детей. Задачи: создавать оптимальные условия для двигательной.

Проект «Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы» Слайд 1 Проект «Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы». Слайд 2 Большой толковый словарь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей младшей диагностической группы
Опубликовано: 22 октября 2017 в 20:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД