Получи документы

«Использование русских народных подвижных игр в процессе воспитательно-образовательной деятельности»

Ольга Никольская
«Использование русских народных подвижных игр в процессе воспитательно-образовательной деятельности»

Русская народная подвижная игра – средство обучения и воспитания, обеспечивающая самообразование ребёнка. Народная подвижная игра – традиционная игра, которая имеет развлекательную основу, и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи.

Цель проведения народной игры всегда имеет три аспекта:

Публикация «„Использование русских народных подвижных игр в процессе воспитательно-образовательной деятельности“» размещена в разделах

- познавательный (приобщить детей к народной культуре, расширить круг знаний о традициях, обычаях, укладе жизни народов России);

- развивающий (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога);

- воспитательный (развивать способность к действенному взаимоотношению и взаимопониманию).

Для этого в детском саду созданы все условия: развивающая двигательно-оздоровительная среда: спортивный зал, спортивные площадки, участок для прогулок; мини-музей «Марьюшкина горница», музей ДОУ «Этих дней смолкнет слава». В группах: уголок здоровья со стандартным и нестандартным оборудованием, уголок народно – прикладного искусства, картотека народных игр по возрастам.

Знакомство и использование русской народной подвижной игры проходит во взаимосвязи с образовательными областями «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация» и др., т. е. носит интегрированный характер, что соответствует федеральным государственным требованиями и осуществляется в ходе:

- режимных моментов

- непосредственной образовательной деятельности

- взаимодействия всех участников воспитательного-образовательного процесса.

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил, поэтому мы стараемся играть с детьми как можно чаще

1. Сюжетные игры – в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. Любимыми являются такие игры, как «Заяц и волк» и «Гуси-гуси»

2. Игры без сюжета – игры типа разнообразных ловишек – основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. Например, «Ловишка с хвостиком», «Снежная королева».

3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения. Например, дети очень любят такие игры с бегом, как «Хитрая лиса», «Кто быстрее возьмёт платок», с прыжками «Удочка», «Лягушки», с ползанием и лазанием «Котята и щенята», «Наседка и цыплята», «Медведь и пчёлы».

4. Также мы проводим игры с элементами соревнований, несложные игры –эстафеты «Пингвины», «Бег змейкой», хотя подобные игры начинают проводиться с детьми более старшего возраста мы начинаем проводить их со средней группы. В 4-5 лет детям не так важен результат в таких играх, но они побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, самостоятельности, выдержки).

Вся работа по ознакомлению и использованию народных подвижных игр ведется в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, воспитателями и родителями.

Знакомство детей с русской народной подвижной игрой мы начинаем ещё с младшего дошкольного возраста. Эти игры привлекают своей простотой, напевностью, эмоциональностью. Нам важно было привлечь внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого использовали простые игры типа : «Догоните меня», «Васька серенький», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Для этого в работе с детьми используются иллюстрации, игрушки, художественная литература, малые формы фольклора: «Петушок, петушок», «Как у нашего кота». Основные методы знакомства с р. н. п. игрой - наглядные, словесные, игровые.

В соответствии с народным календарем ведется работа по ознакомлению с характерными особенностями времён года по месяцам, убранством жилища, предметами быта, орудиями труда, традиционным костюмом. Народный календарь непосредственно связан с игрой. Дети с удовольствием играют в игры: «Ручеек», «Каравай», хороводные игры и т. д. Продолжаем знакомство со способами выбора водящего, с понятиями: зазывалки, считалки, жеребьевки, угады, сговоры, певалки, уговоры.

Организуется непосредственно образовательная деятельность, которая включает в себя знакомство детей с русскими народными играми, устным народным творчеством, с историей русского народа, с изделиями разных народных промыслов, занятия оздоровительного цикла «Хочу быть здоровым», «Здоровейка». В повседневной деятельности мы с педагогами используем разные виды гимнастик (например, на основе потешек «Идет коза рогатая за малыми ребятами», прогулки разной направленности, физкультминутки, различные виды игровой деятельности.

Каждый месяц проводятся физкультурные развлечения. Они строятся на хорошо знакомом для детей игровом материале, с использованием музыки, персонажей русских народных сказок, различных видов гимнастик, атрибутов, игр-шуток (Например, «В гостях у матрешки»«Карусель», «Перепрыгни через лужи» (по принципу чехарды).

Раз в квартал проводится «День здоровья». В его содержание входят физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые проходят в течение дня: занятие-поход (по сюжету русской народной сказки, например, «Колобок» это может быть театрализованное представление, физкультурное занятие и подвижные игры во время прогулки, с применением текста сказки проводим и физминутки, развлечения, спортивный досуг, связанный с сезоном года, праздники по народному календарю.

Продумывается организация самостоятельной двигательной активности. Для проявления у детей самостоятельной деятельности в полном объеме мы постоянно обогащаем физкультурно-игровую среду в группах (предметы народного быта, элементы народных костюмов).

Два раза в год проводятся физкультурно-оздоровительные праздники, развлечения народной направленности. Они включают в себя: спортивные, подвижные, народные игры, эстафеты, аттракционы, музыкально-ритмические движения, музыкальные, танцевальные номера.

Родители являются постоянными и активными участниками воспитательно-образовательного процесса : помогают организовывать выставки народно-прикладного искусства, пополнять экспозиции музеев, экскурсии, совместные праздники и развлечения. Традиционными праздниками стали: «Коляда», «Масленица», «День Защитника Отечества», «Проводы Зимушки-Зимы», «Декада пожилого человека», спортивные развлечения, и т. д. Родители совместно с детьми изготавливают костюмы, атрибуты, декорации, поделки, помогают готовиться к праздникам и развлечениям. Например, «Коляда». В ходе предварительной работы происходит сбор атрибутов, информации. Родителям предлагаем разучить русские народные игры, забавы, поговорки, загадки. В процессе интегрированной непосредственной образовательной деятельности родители вместе с детьми играют в такие игры как «Карусель», «Ручеек», «Клубочки», хородные игры и др.

Благодаря большому разнообразию подвижных игр мы целенаправленно и разносторонне воздействуем на развитие каждого ребенка, помогаем наладить взаимоотношения между детьми, они научились согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу.

Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складывваются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.

Подвижные игры способствуют повышению двигательной активности детей, наиболее полноценному их развитию и интересу к действительности.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.

Публикации по теме:

Воспитательные ценности народной игрушки Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка.

Ссылки из любимого. Сайты и книги о народных куклах .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование русских народных подвижных игр в процессе воспитательно-образовательной деятельности»
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 14:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД