Использование словесных игр и упражнений в НОД для развития внимания в старшем дошкольном возрасте

Любовь Красулина
Использование словесных игр и упражнений в НОД для развития внимания в старшем дошкольном возрасте

Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте является одним из непременных условий успешного обучения в школе. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат – все это требования, которые предъявляет школа к произвольности детского внимания.

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание не менее важно, чем учить письму, счету, чтению.

Психологам постоянно приходится слушать жалобы родителей на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей. Наиболее часто такую характеристику получаю дети 5 – 7 лет, т. е. дети старшего дошкольного возраста, будущие школьники. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом определяется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.

Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. Совсем по-другому чувствуют себя дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительное время, усидчивые, внимательные.

Возникает необходимость развивать у детей произвольное внимание, т. е. направлять внимание на неинтересное содержание и длительно сохранять эту сосредоточенность.

Главное условие развития внимания детей- дошкольников – игра, как основной вид деятельности.

Роль словесных игр в формировании внимания у детей старшего дошкольного возраста

Развитие внимания, несомненно, требует больших волевых усилий как от педагога, так и от ребенка. Маленькие дети часто отвлекаются и не могут долгое время заниматься каким-то одним видом деятельности. Для того, чтобы привлечь ребенка, вызвать его интерес, рекомендуется применять различные игры и игровые упражнения. Игра, несмотря на всю кажущуюся несерьезность того, что стоит за этим понятие – вполне серьезная вещь. Почему же так важна игра для ребенка? Потому, что игра – это поначалу практически единственный способ для ребенка познать самого себя и окружающий мир. Игры, основные цели которых заключаются в целенаправленном развитии индивидуальных способностей ребенка, называются развивающими. Игра – это наиболее доступный способ переработки полученных впечатлений. К игре, детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого — совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели. Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, выявить особенности его характера. Каждая игра несет в себе возможности для развития определенных психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, воображения.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь, основное средство общения.

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.

Для развития внимания целесообразно применять с детьми старшего дошкольного возраста и словесные игры. Эти игры хороши тем, что не требуют никакого оборудования. Рассказывая содержание игры просто нужно вычленить одно-два важных правила, показывая игровые действия.

Наиболее интересными для детей являются такие игры как: «Кто летает, бегает, прыгает?», «В воздухе и на земле», «Нужно – не нужно», «Корзина с фруктами», «Скажи последним», «Съедобное-несъедобное», «Топ-хлоп», «Нос-пол-потолок» и другие. Эти игры способствуют развитию целенаправленного внимания, умению вовремя реагировать на слуховой сигнал.

Развивать внимание нужно не только в повседневной жизни, но и в процессе НОД. Научив детей слушать, смотреть и запоминать, воспитатель тем самым помогает дошкольникам подготовить себя к обучению в школе. В процессе НОД педагогу могут помочь различные игровые упражнения, которые помогают различать предметы и явления по качествам и их свойствам, развивать наблюдательность. Наиболее лучшими, для детей старшего дошкольного возраста, для развития целенаправленного внимания, служат упражнения входящие в состав НОД: «Найди по листику дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же цветок», «Разложи овощи по цвету (форме)» и другие.

Для развития произвольного устойчивого внимания и подготовке детей к обучению в школе необходима и индивидуальная работа. Она может выражаться в индивидуальных игровых заданиях, дающих педагогу возможность определить степень развития внимания у того или иного ребенка. Одним из важных условий является установление эмоционального контакта между педагогом и ребенком. Работу с ребенком следует начинать с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Индивидуальные игровые задания могут выражаться в определенной постановке цели, которую необходимо объяснить малышу. Для старших детей индивидуальные задания для развития целенаправленного произвольного внимания могут быть следующими: «Найди двух одинаковых животных», «Найди животных, которые спрятались в лесу», «Помоги зайчику добраться к морковке», «Узнай, кого на полянке больше (жуков или бабочек)» и т. д.

Некоторые примеры игр на развитие слухового внимания:

«Найди пару» («Звери в темноте») Цель: Развитие слухового внимания

Детям раздаются парные картинки различных зверей, и они в темноте ищут своих родственников с помощью звукоподражания.

«Кто лишний» Цель: развитие памяти, внимания, умения слушать.

Ведущий перечисляет героев, например из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» и одного из русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Ребенок должен определить, какой герой живет в другой сказке, вспомнить название и автора.

«Ладошки» Цель: упражнение на развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени друг соседей: правую ладонь на левое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

«Жадный пес» Цель: развитие слухового внимания.

Ведущий читает стихотворение:

Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам:

«Гам-гам-гам»

Затем один ребенок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.

В специальной литературе можно найти множество игр на развитие слухового внимания.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом,.

Библиотека изображений:
  • Орфография
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Использование словесных игр и упражнений в НОД для развития внимания в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 20 октября 2013 в 00:14
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Проект «Новый год у ворот» для воспитанников старшей группы
Цель проекта: Познакомить детей с историей Нового года, его особенностями и значением в жизни людей, приобщать к культуре новогоднего праздника, его...