Получи документы

Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ (часть первая)

Гульнара Бурылова
Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ (часть первая)

«Здоровью научить нельзя

надо воспитывать потребность быть здоровым».

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ (часть первая)» размещена в разделах

«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…» Н. М. Амосов

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи - все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 9% от контингента детей, поступающих в школу. Лишь 5-7% дошкольников здоровы, 30-35% страдают хроническими за-болеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.

Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом В. Путиным Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показало беспокойство государства за будущее страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации своевременно принята целевая программа «Дети России». Особое место в программе уделяется подпрограмме «Здоровый ребенок», целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. А в «Концепции модернизации Российского образования» четко определена задача достижения нового современного качества образования за счет обновления содержания образования и совершенствования механизмов контроля за его качеством.

Актуальность данной проблемы определена и в Законе «Об образова-нии» (подраздел 2, ст. 1, ч. 1, Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Исходя из того, что проблема формирования двигательной активности детей актуальна, мною была проведена диагностика физического развития дошкольников. Диагностика показала, что основные движения детей развиты недостаточно, высокий уровень имеют 38% детей, средний - 20%, низкий– 42%. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Одним из путей решения - является комплексный подход к оздоровлению детей через использование инновационных оздоровительных технологий и совместную работу с родителями, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Цель моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; оптимальную реализацию оздоровительных, воспитательных и образовательных задач физического воспитания, с учетом индивидуальных возможностей развития ребенка.

Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

выбор средств физкультурно-оздоровительной работы, наиболее эффективно влияющих на укрепление здоровья дошкольников;

интегрирование новых средств здоровьесбережения в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения;

создание диагностического пакета для выявления и оценки эф-фективности реализации здоровьесберегающей технологии;

отработка взаимодействия педагогов и медицинского персонала;

повышение профессиональной компетентности педагогов с це-лью повышения эффективности внедряемых средств здоровьес-бережения;

расширение деятельности уголков физического развития;

активизация взаимодействия с родителями в физкультурно-оздоровительной деятельности детского сада.

Поставленные задачи будут успешно решаются при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

Принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;

Принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип наглядности является основным в обучении движе-нию. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, ко-торые вызывают у ребенка желание заниматься. Для каждого задания, выбирается наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой считаю, что необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

Начиная работать по данной проблеме, мною была изучена методическая литература по физическому воспитанию дошкольников. А так же рассмотрены основные задачи, средства и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

Глазырина Л. Д. формирует три группы задач:

Оздоровительные :

- охрана и укрепление здоровья детей;

- закаливание;

- развитие движений.

Воспитательные:

- формирование нравственно-физических навыков;

- формирование потребности в физическом совершенстве.

Образовательные:

- формирование двигательных умений и навыков;

- развитие физических качеств;

- получение элементарных знаний о своем организме; роли физических уп-ражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Матвеев А. П., Т. Г. Хухлаева Т. Г. ,Ефименко Н. Н. выделяют такие задачи:

- охрана и укрепление здоровья

- закаливание;

- развитие движений.

- совершенствование двигательных способностей и физических качеств

Ю. К. Бабанский выделяет несколько задач:

- укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности;

- формирование двигательных умений и навыков;

- развитие основных двигательных качеств

Степаненкова Э. Я. одной из главных задач физического воспитания считает оздоровление ребенка :

- формирование правильной осанки;

- своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

- формирование изгибов позвоночника;

- развитие сводов стопы;

- развитие гармоничного телосложения.

Необходимость использования здоровьесохраняющих технологий под-чёркивают исследования В. В. Колбановой, Л. Г. Татарниковой и В. П. Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни.

Воспитательно-образовательная деятельность детского сада реализуется программой «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы). Кроме основной комплексной программы в работе используются парциальные программы и методики: Л. И. Пензулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста», Л. И. Пензулаевой «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 и 5-7 лет», С. Я. Лайзане «Физкультура для малышей», валеологической программой Н. В. Козлова «Я – человек», авторской программой К. К. Утробиной «Занимательная физкультура», методическими рекомендациями Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет»; Э. Я. Степанковой «Физическое воспитание в детском саду»; методиками Л. Д. Глазыриной «Физическое развитие детей»; А. С. Галанов «Игры, которые лечат» для детей от3 до 5 лет, А. С. Галанов «Игры, которые лечат»для детей от 5 до 7лет; Н. А. Фоминой «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» и М. Ю. Картушина «Зеленый огонёк здоровья».

Итак, анализ содержания современных программ, методик для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение.

Сегодня, для того, чтобы быть здоровыми, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поэтому в нашем детском саду, мы стараемся уделять как можно больше внимания такому искусству. Опираясь на передовой педагогический и медицинский опыт по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, вот уже пять лет подряд ведется оздоровительно-профилактическая работа. По возрастным группам разработана и внедряется система мероприятий: утренняя и ритмическая гимнастики с коррекционной упражнениями; физкультурные комплексы, гимнастики пробуждения, физкультурные минутки и физкультпаузы, подвижные и спортивные игры, развлечения, дни здоровья.

Публикации по теме:

Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста «Использование нестандартного оборудования в физкультурно – оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста» Актуальность В.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Буратино» г. Тарко-Сале Современные.

Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» (1 часть) СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ…. 3 ГЛАВА I. Научно-теоретические основы проблемы исследования….….6 1.1. Здоровьесберегающих.

Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» (3 часть) 3. Технологии музыкального воздействия - музыкотерапия. Используется 2 – 4 раза в месяц. Музыкотерапия - создание такого музыкального сопровождения,.

Обобщение опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» (2 часть) ГЛАВА II. Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в МКДОУ Светловский детский сад «Светлячок» 2.1. Здоровьесберегающие.

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности Музыкальный руководитель Повалихина Елена Анатольевна Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность.

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности ДОУ Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная.

Материалы к тематическому контролю «Использование здоровьесберегающих технологий». Анализ работы. Часть вторая Утверждаю: И. о. заведующего МБДОУ № 52 от 08.12.2014г. График проведения контроля НОД Мероприятия контроля Возрастные группы 1 мл. группа.

Модель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий Модель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий «Ходьба и движение способствуют.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, ИКТ и здоровьесберегающих технологий Принципы здоровьесбережения: - Не навреди! - Принцип триединого представления о здоровье. - Непрерывность и преемственность. - Соответствие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ (часть первая)
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 18:34
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД