Папки-передвижки

Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ

Наталья Ширко
Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ

Социально-психологические исследования показывают, что наибольший интерес у детей вызывает проживание в специально созданных «ситуациях месяца». Это возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течении месяца, пообщаться с детьми разного возраста. Каждый месяц с детьми прорабатывается новая тема – это «Ситуация месяца», например: «Я – землянин», «Моя семья – мои корни», «Мальчики и девочки» и т. п.

Структура ситуации месяца обязательно включает:

Публикация «Использование технологии „Ситуация месяца“ как условие успешной социализации ребенка в ДОУ» размещена в разделах

- диагностику знаний и поведения детей в начале ситуации

- насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т. д.)

- активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизация, изодеятельность и т. д.)

- создание проблемных педагогических ситуаций

- создание коллективных проектов.

- использование темы ситуации в работе всех специалистов ДОУ.

- обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, изготовления костюмов, подарков, угощений, совместное участие в празднике).

- проведение праздника в конце ситуации с показом того, чему дети научились в течение месяца

- выходная диагностика в различных формах (анкетирование, наблюдение, создание ППС, опрос родителей и т. д.).

Преимущества данной технологии

1) Ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях осознанную нравственную и социальную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!

2) У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.

3) Воспитатель, работающий по такой технологии, становится творческой личностью, так как в начале ситуации даются только её основные цели и результаты, к которым необходимо прийти в конце месяца. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы с помощью доступных им источников информации, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексии, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней проделали дети и родители.

4) Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики. Определение, отражение и принятие чувств ребёнка; предоставление ребёнку во всех режимных моментах возможности выбора и самоопределения; разработка самими детьми правил жизни в группе и детском саду; разработка родителями правил для себя, дисциплинирование ребёнка методами гуманистической педагогики, что приводит к формированию у детей определённых социальных навыков.

Содержание «Ситуации месяца» во многом зависит от региональных, национальных, возрастных особенностей детей, интересов детей группы. Тематическое планирование «Ситуаций» удачно сочетается с календарно-тематическим планированием примерной образовательной программы «От рождения до школы», что позволяет осуществить интеграцию образовательных областей без дополнительных изменений в режиме дня.

По содержанию «Ситуации месяца» нет ничего выходящего за рамки государственной программы, однако в методах, группировке материала есть значительные новации. Весь материал дается детям в игровой форме и подобран под проблематику «Ситуации». Например, дети весь месяц работают по «Ситуации» «Космос» : рисуют, лепят на эту тему, мастерят из картона космический корабль, делают пригласительные билеты, продумывают и рисуют модели космических костюмов для праздника, разучивают песенки, стихи о космосе, и все это завершается «Космическим праздником».

В «Ситуации месяца» «Мальчики и девочки» :

- с детьми проводились беседы «Какие мы девочки? Какие мы мальчики?», «Чем мальчики отличаются от девочек?»

- было проведено родительское собрание о гендерном воспитании

- в группе были созданы 2 игровые зоны: 1) для мальчиков, 2) для девочек;

- выполнялась коллективная работа детей «Замок принцессы», которая на протяжении месяца дополнялась различными деталями: обустройство клумбы, площади, магазинами и т. п.

- с помощью воспитателей и родителей у детей расширялись представления о здоровье, здоровом образе жизни (беседы, консультации, спортивные развлечения)

- проводились спортивные конкурсы «А ну – ка, мальчики!», «А ну – ка, девочки!»

- завершающий этап: досуг «Рыцарский турнир».

Таким образом, дети начиная с младшей группы и до выпуска, проживают каждую ситуацию на определенном уровне сложности, приобретая новый опыт проживания и самоопределение.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство успешной социализации дошкольникаТеатрализованная деятельность как средство успешной социализации дошкольника 10 ноября 2016 г. в КРИПКиПРО состоялась лекция на тему "Театрализованная деятельность, как средство успешной социализации дошкольника".

Опыт работы «Взаимодействие педагога с семьями воспитанников как условие социализации дошкольников» 1В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей,.

Доклад «Сохранение здоровья детей — важное условие успешной работы современного ДОУ» «Здоровье — это еще не все, но все остальное без здоровья — ничто…» Сократ Существенное снижение показателей здоровья и темпов развития.

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

Игровое образовательное пространство в ДОУ как условие самореализации ребенка К созданию Проекта наш коллектив побудил поиск путей решения задач индивидуализации, социализации образовательного процесса, т. е. повышения.

Использование технологии социализации «Клубный час». Изменения в социальной жизни России повлекли за собой новые тенденции в развитии дошкольного образования. Изменились потребности родителей,.

Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта как фактор успешной социализации ребёнка в обществе Формирования навыков самообслуживания начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Развитие культурно-гигиенических навыков.

Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста» 24.03.2016 Слайд № 2 Обозначение.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Взаимодействие с родителями как необходимое условие успешной адаптации ребенка младшего возраста к условиям ДОО (из опыта) Если в старости глубокой Ты когда-нибудь умрешь И предстанешь перед Богом, Расскажи ему о том, Как тебя тащила мама Рано утром в детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии «Ситуация месяца» как условие успешной социализации ребенка в ДОУ
Опубликовано: 30 января 2017 в 18:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД