Лучший педагог года

Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников

Алёна Сагалбекова
Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

АВТОРЕФЕРАТ

Сагалбекова Алёна Владимировна

Публикация «Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников» размещена в разделах

Реформирование казахстанской системы дошкольного образования и воспитания предполагает создание условий, обеспечивающих развитие способностей каждого ребенка. В Законе Республики Казахстан «Об образовании» указано, что одной из задач системы образования является развитие и обогащение интеллекта путём создания условий для развития индивидуальности.

Современная система образования в ДОУ во многом сохраняет традиционный подход в обучении детей. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий сводит к минимуму интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к интеллектуальному развитию. Выходом из сложившихся противоречий между усложняющимся содержанием образования и старыми методами его реализации является переход к инновационным методам, в большей степени ориентированным на развитие ребёнка, формирования его творческого потенциала. Что обуславливает необходимость приобщение к ТРИЗ детей старшего дошкольного возраста. Цель работы - обосновать и апробировать основные пути использования ТРИЗ-технологии в ДОУ, как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников.

Объект исследования – процесс развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ.

Предмет исследования – использование ТРИЗ-технологии, как одного из ведущих факторов развития интеллектуальных способностей (мышления и воображения) старших дошкольников.

Неоценимый вклад в исследование психологических основ развития интеллектуальных способностей, творческого процесса внесли видные учёные нашей Республики К. Б. Жарыкбаев, М. А. Кудайкулов, М. М. Муканов, Т. Т. Тажибаев, и многие другие. Необходимо также выделить ряд диссертационных исследований, посвященных проблемам интеллектуальных способностей, которые провели казахстанские ученые Б. Ш. Байжуманова, Б. А. Тургунбаева, Л. Г. Дирксен, Т. У. Оспанова и другие.

ТРИЗ-теория решения изобретательских задач - была разработана учёным, писателем-фантастом Г. С. Альтшуллером. Дальнейшую разработку его идей и конкретной педагогической технологии осуществили его ученики, наиболее известными из которых являются Л. М. Курбатова («Умка», М. Шустерман и др.

В 1982 г. была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 1989 г. начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах. ТРИЗ впервые применили в детском саду в 1987 г. в г. Находка, где дети подготовительной группы с удовольствием приняли игру для развития творческих способностей "Маленькие человечки". Знакомство с неживой природой (лед, пар, снег, вода) перенесло "маленьких человечков" на другие области знаний. Они начали строить крепости, летать, плавать. Обстановка занятий непривычная: общение происходит свободно, можно сомневаться отвечая на вопросы, поправляться, угадывать, размышлять и совершать "открытия". ТРИЗ это технология, с помощью которой педагог формирует у детей качества творческой личности. Основными средствами работы с дошкольниками является педагогический поиск. Обучая детей, педагог идет от его природы, т. е. использует принцип природосообразности. Правило тризовцев : каждый индивид талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы достигнуть максимального эффекта.

Программа ТРИЗ обучает не только ребенка, но и воспитателя. В рамках этой программы недопустимо брать готовые формулы и переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. ТРИЗ это не составленные раз и навсегда приемы творческой педагогической работы, а постоянно развивающаяся программа, призванная преодолевать психологическую инерцию, как детей, так и педагогов.

Главная цель, которую ставит ТРИЗ – педагог это формирование у ребёнка творческого мышления, т. е. воспитание креативной личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Это требует подготовки педагога, его желания находить новое, творить, искать нетрадиционное в обыкновенном.

Была разработана модель использования ТРИЗ– технологии в ДОУ, как фактор развития интеллектуальных способностей дошкольников старшего возраста.

Опытно–экспериментальная работа подтвердила, что в данную модель необходимо включить следующие компоненты:

- целевой блок (постановка цели исследования);

- мотивационный блок (система поощрений, стимулирования познавательных интересов, формирование потребности в интеллектуальной деятельности);

- содержательный блок (образовательные области, интеллектуальные способности : виды мышления и воображения);

- инструментальный блок (формы работы с детьми и методы ТРИЗ– технологии);

- диагностический блок (диагностики развития мышления, воображения и интеллекта);

- результативный блок (анализ результатов, дальнейшее планирование работы по исследованию).

Модель это графическое отражение структуры педагогической системы формирования интеллектуальных способностей дошкольников. Из 5 областей дошкольного образования, наиболее целесообразно использование таких как «Познание» и «Творчество», потому что их содержание в большей степени направленно на развитие интеллектуальных способностей.

Чтобы стимулировать умственную активность детей и устранить отрицательное воздействие новизны используемых методов и элементов, применяемых в решении изобретательских задач, нами были опробированны более 20 методик и приёмов ТРИЗ.

По результатам опросов воспитателей детского сада, были выявлены основные критерии эффективного использования методов, элементов и приемов ТРИЗ в деятельности дошкольного учреждения :

- возможность быстро организовать учебный процесс;

- формирование интеллектуальных навыков;

- предварительная подготовка;

- практико - ориентированность.

В результате, полученных данных были определенны наиболее эффективные методы и приёмы теории решения изобретательских задач.

Приемы фантазирования: уменьшить - увеличить используются для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. В старшем дошкольном возрасте математические представления только формируются, поэтому использования этого приёма способствует развитию этих представлений. Дети с интересом измеряют размер, вес на занятиях ФЭМП.

Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот приём для детей старшего дошкольного возраста является актуальным, т. к. они ещё познают окружающий мир. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками в игре «Наоборот». С детьми на занятие «Знакомство с окружающим миром» проигрываем упражнение «Наоборот».

Методы творческих заданий:

Идеальный конечный результат (ИКР). Суть метода заключается в том, что решать задачу начинают с конца. Определяют конечный результат - ответ.

ИКР - решение, которое мы хотели бы видеть в своих мечтах и которое выполняется существами или средствами (волшебные слова, волшебная палочка, шапка невидимка и т. д.). С детьми использую постоянно данный метод, потому что это вызывает у них восторг и радостные ощущения. Отрывок занятия: «Ребята, сегодня нас ожидает интересное путешествие в страну «Умняшек». Но для этой поездки нам нужен особый транспорт, который мы с вами должны изобрести. Особенность этого транспорта заключается в том, что в нем одновременно можно заниматься занятиями и путешествовать. На доске у меня вы видите две составляющие этого транспорта – парта и автомобиль.

Давайте мы с вами изобретём этот транспорт и дадим ему название (дети собирают транспорт и дают ему название – партомобиль, автопарта)».

В “биноме фантазии” слова берутся не в их обычном значении, а освобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они “отстранены”, “смещены”, выхвачены и витают в облаках.

Пример: возьмем два слова: “жираф” и “котенок”. Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким образом, мы получим несколько картин: жираф с котенком; жираф у котенка; котенок жирафа и т. д. Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации. Использую данный метод на занятиях, что позволяет нам придумывать новые истории с неожиданными персонажами.

Метод проб и ошибок - суть: выдвижение и рассмотрение всех вариантов решения. Выдвигается любая идея. Ставится задача, и фраза «А что если.» помогает путем перебора самых невероятных предположений решить задачу. «А что если» - верная спутница эксперимента.

Для дошкольников этот метод может быть упражнением, первым посвящением в мыслительный процесс, но не более, потому что для того чтобы сделать шаг к решению конкретной проблемы, нужно научиться выявлять противоречивые свойства предметов и явлений.

В процессе работы с детьми использую данный метод в игровой деятельности, к примеру, играя в больницу у вас нет шприца. Чем можно заменить шприц. Дети начинают свои ответы со слов «а что если использовать…».

- Методы активизации перебора вариантов доказали, что на практике можно управлять творческим процессом, пусть в ограниченных пределах. К таким методам относятся: метод фокальных объектов; морфологический анализ; мозговой штурм, синектика, оператор РВС, системный оператор и др.

Метод гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, составляют цепочку (каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову).

Использование методов и приёмов ТРИЗ– технологии оказывает воздействие на формирование всех интеллектуальных способностей, однако наиболее эффективно они влияют на развитие воображения и мышления. Во второй главе «Основные направления совершенствования использования ТРИЗ технологии в деятельности ДОУ как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников» была разработана программа по работе экспериментальной площадки на базе ГУ школы-сада №14 «Чайка» отдела образования г. Кокшетау Акмолинской области на период сентябрь 2012 - декабрь 2014 года.

Творческой группой школы - сада определены следующие актуальные вопросы с целью реализации программы с использованием технологии ТРИЗ в образовательный процесс:

– формирование условий для интеллектуальной самореализации ребенка;

развитие индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений;

– воспитание культуры поведения дошкольника, необходимой для последующего освоения образовательных программ школы;

– пути развития и совершенствования познавательного интереса участников педагогического профессиональных компетенций педагогов по теме исследования;

- обеспечение образовательного процесса учебно-методическим материалом по теме.

Работа по программе экспериментальной площадки «Использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в деятельности ДОУ как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников» имеет практическую направленность, так как способствует достижению конечного результата – развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста и повышению профессиональных навыков педагогов дошкольного учреждения.

База эксперимента: экспериментальная старшая группа - №5; контрольная старшая группа №8.

Разработаны и апробированы пути использования ТРИЗ– технологии в ДОУ, как фактора, определяющего интеллектуальное развитие старших дошкольников. Внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс любого учебного и воспитательного учреждения связано с определенными педагогическими путями, позволяющими не только внедриться в процесс, но и качественно отслеживать его результаты.

Цель создание путей использования ТРИЗ-технологии заключается в повышении эффективности интеллектуального развития старших дошкольников. Участниками являются: дети, педагоги, родители.

Как известно, дошкольные учреждения в Республике Казахстан проводят работу по следующим образовательных областях: здоровье, коммуникация, творчество, познание, социум.

Нами для исследования развития интеллектуальных способностей у детей были выбраны две образовательные области:

- «Познание» (основы экологии, ФЭМП, конструирование, ознакомление с окружающим миром, т. к. в данной области лучше всего отследить развитие мышления.

- Творчество, т. к. в данной области происходит развитие воображения.

Достижение конечного результата в каждой из указанных областей непосредственно связано с созданием специальных педагогических путей, требующих поэтапного, последовательного и научно – обоснованного подхода.

К путям внедрения технологии ТРИЗ мы относим :

- Подготовка педагогов к овладению методикой использования технологии ТРИЗ на необходимом уровне;

- Организация поэтапной работы внедрения ТРИЗ– технологии в образовательную деятельность ДОУ;

- Постепенное усложнение заданий и упражнений в рамках использования ТРИЗ, проблематизация содержания, новизна методов, средств и форм проведения;

- Создание положительного эмоционального фона у детей при использовании ТРИЗ - технологии;

- Разнообразие практической деятельности детей, стимулирование активности и самостоятельности в ней;

- Создание возможности для взаимодействия детей в ходе выполнения заданий ТРИЗ;

- Адаптация содержания образования к методам ТРИЗ;

- Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми при выполнении заданий ТРИЗ.

Была проведена опытно–экспериментальная работа по использованию ТРИЗ технологии в деятельности ДОУ как фактора развития интеллектуальных способностей старших дошкольников.

В эксперименте участвовали 2 группы (49 детей) в возрасте от 4 до 6 лет. Экспериментальная старшая группа № 5. Контрольная старшая группа № 8.

Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей старших дошкольников на констатирующем этапе исследования, в конце формирующего и на контрольном этапах эксперимента, нами использовались, исследовательские методики и диагностики:

- Г. Н. Матвеев, И. В. Выбойщик «Развитие наглядно-схематического мышления»;

- «Развитие ассоциативного воображения» А. И. Савенкова;

- «Развитие творческого воображения» автор О. М. Дьяченко;

- «Развитие вербального воображения» Г. Н. Матвеев, И. В. Выбойщик;

- «Развитие интеллекта» с помощью теста Гудинаф–Харриса.

Были выявлены критерии показателей сформированности развития интеллектуальных способностей старших дошкольников.

На формирующем этапе эксперимента – январь 2013 г – январь 2014 г. мы начали с работы с родителями в экспериментальной группе №5.

Было проведено собрание с родителями «ТРИЗ в детском саду и дома», консультация для родителей на тему: «Хотите ли вы умного ребенка?». Был проведён тренинг для родителей «Умный ребенок».

Была разработана памятка для родителей «Как вести себя с почемучкой»? Было проведено анкетирование родителей группы № 5 «Что я знаю о детском воображении»? В анкетировании приняли участие 30 родителей.

Результаты анкетирования показали, что в работе с родителями необходима целенаправленная, продуманная просветительская работа, с целью разъяснения необходимости развития воображения, как одного из факторов формирования познавательных интересов ребенка.

Были разработаны научно – методические рекомендации для родителей старших дошкольников по интеллектуальному развитию детей, в условиях использования ТРИЗ– технологии в ДОУ на тему «Родителям о ТРИЗ– технологии».

В феврале 2013 г. была проведена интеллектуальная игра с использованием ТРИЗ элементов с участием родителей и детей «Калейдоскоп здоровья» в экспериментальной группе №5. С детьми экспериментальной группы № 5 были проведены разные формы обучения и методики ТРИЗ технологии для развития интеллектуальных способностей.

Есть разнообразные подходы к построению занятий с использованием элементов ТРИЗ : построение занятия на одной алгоритмической цепочки (основное содержание является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных элементов. Мы изготовили Круги Луллия по теме: «Берегите природу».

В старшем дошкольном возрасте организуются игры с самостоятельным использованием приема статики-динамики.

В течение всего дошкольного периода мы вычленяли приемы оживления-окаменения при знакомстве со сказками, легендами, мифами.

В конце формирующего этапа эксперимента были проведены диагностики, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента.

Работа по использованию технологии ТРИЗ в детском саду продолжалась. Проводились занятия, использовались элементы и приёмы ТРИЗ в игровой деятельности. Мы еженедельно устраивали выставку работ детей - рисунков, аппликаций.

На контрольном этапе эксперимента – февраль 2014 г. - май 2014 г. были использованы те же диагностики, что и на констатирующем и формирующем этапах исследования. Покажем лишь сравнительные результаты исследования в двух группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Диагностика Г. Н. Матвеев, И. В. Выбойщик «Развитие наглядно-схематического мышления».

Сравнительный мониторинг результатов диагностики выявления уровней развития наглядно–схематического мышления в экспериментальной группе №5 и контрольной группе № 8 на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Высокий 0 % 4 чел - 16 % 0 % 1 чел - 4 %

Выше среднего 10 чел - 42 % 11 чел - 46 % 9 чел - 38 % 10 чел - 42 %

Средний 11 – чел 46 % 9 чел - 38 % 13 чел - 54 % 13 чел - 54 %

Ниже среднего 0 % 0 % 0 % 0 %

Низкий 3 чел - 12 % 0 % 2 чел - 8 % 0 %

Материал диаграммы наглядно показывает, что в результате использования технологии ТРИЗ на занятиях и в игровой деятельности в экспериментальной группе количество детей с уровнем развития мышления намного повысился, в контрольной группе № 8 на контрольном этапе эксперимента произошло незначительное повышение результатов уровней развития наглядно–схематического мышления. Это свидетельствует о том, что технология ТРИЗ способствует интеллектуальному развитию старших дошкольников, направленному не только на овладение определенной суммой знаний и умений, а также и на развитие наглядно–схематического мышления.

Диагностика О. М. Дьяченко «Развитие творческого воображения».

Сравнительный мониторинг результатов диагностики выявления уровней развития творческого воображения в экспериментальной группе №5 и контрольной группе № 8 на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Таблица 3. Сравнительные результаты исследования в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Уровни развития творческого воображения Первичная диагностика группа № 5 на сентябрь 2012г. Итоговая диагностика группа № 5 на март 2014 г. Первичная диагностика группа № 8 на сентябрь 2012г. Итоговая диагностика группа № 8 на март 2014 г.

Высокий 6 чел - 24 % 18 чел - 72 % 8 чел - 32 % 10 чел - 40 %

Средний 14 чел - 56 % 7 чел - 28 % 12 чел - 48 % 13 чел - 52 %

Низкий 5 чел - 20 % 0 % 5 чел - 20 % 2 чел - 8 %

Анализ диаграммы показывает, что в экспериментальной группе № 5 уровень творческого воображения значительно повысился на контрольном этапе исследования, что свидетельствует о том, что использование ТРИЗ технологии способствует развитию интеллектуальных способностей (воображения). В контрольной группе № 8 технология ТРИЗ не использовалась - произошло незначительное повышение результатов.

Диагностика Г. Н. Матвеева, В. Н. Выбойщика уровень развития вербального воображения дошкольников.

Сравнительный мониторинг результатов диагностики выявления уровней развития вербального воображения в экспериментальной группе №5 и контрольной группе № 8 на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Таблица 4. Сравнительные результаты уровней развития вербального воображения в группах № 5 и № 8 на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровни развития вербального воображения Первичная диагностика группа № 5 на октябрь 2012 г. Итоговая диагностика группа № 5 март 2014 г. Первичная диагностика группа № 8 на октябрь 2012 г. Итоговая диагностика группа № 8 март 2014 г.

Высокий 10 чел - 40 % 17 чел - 68 % 10 чел - 40 % 11 чел - 44 %

Средний 9 чел - 36 % 8 чел - 32 % 10 чел - 40 % 11 чел - 44 %

Низкий 6 чел - 24 % 0 % 5 чел - 20 % 3 чел - 12 %

Анализ диаграммы итоговой диагностики показывает, что в контрольной группе № 8 произошло незначительное повышение результатов.

А в экспериментальной группе № 5 уровень вербального воображения значительно повысился, что свидетельствует о том, что использование ТРИЗ технологии способствует развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.

Диагностика уровня развития ассоциативного воображения у старших дошкольников по методике А. И. Савенкова.

Сравнительный мониторинг результатов диагностики выявления уровней развития ассоциативного воображения в экспериментальной группе №5 и контрольной группе № 8 на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Таблица 5. Сравнительные результаты уровней развития ассоциативного воображения в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Уровни развития ассоциативного воображения Первичная диагностика группа № 5 на октябрь 2012 г. Итоговая диагностика группа № 5 март 2014 г. Первичная диагностика группа № 8 на октябрь 2012 г. Итоговая диагностика группа № 8 март 2014 г.

Высокий 10 чел - 40 % 14 чел - 56 % 8 чел - 32 % 10 чел - 40 %

Средний 13 чел - 52 % 11 чел - 44 % 15 чел - 60 % 14 чел - 56 %

Низкий 2 чел - 8 % 0 % 2 чел - 8 % 1 чел - 4 %

Анализ диаграммы итоговой диагностики показывает, что в контрольной группе № 8 произошло незначительное повышение результатов. А в экспериментальной группе № 5 уровень ассоциативного воображения значительно повысился, что свидетельствует о том, что использование ТРИЗ технологии способствует развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.

Диагностика «Развитие интеллекта» с помощью теста Гудинаф–Харриса.

Сравнительный анализ диаграммы показывает, что в экспериментальной группе №5 на контрольном этапе эксперимента, норму результатов развития интеллекта по балльной системе имеют все 21 ребёнок. Не соответствие норме баллов в группе отсутствует. А в контрольной группе №8 на контрольном этапе исследования норму результатов развития интеллекта по балльной системе имеют 18 человек. Не соответствие норме баллов в группе составляет 3 человека.

Результаты диагностики говорят о том, что использование технологии ТРИЗ способствует интеллектуальному развитию старших дошкольников, направленному не только на овладение определенной суммой знаний и умений, а также и на развитие мышления и воображения.

Заключение

1. Анализ теоретической литературы по проблеме использования ТРИЗ– технологии в деятельности ДОУ показал, что эта технология эффективно развивает интеллектуальные способности у старших дошкольников;

- Из 5 областей дошкольного образования, наиболее целесообразно использование таких как «Познание» и «Творчество», потому что их содержание в большей степени направленно на развитие интеллектуальных способностей.

Использование методов и приёмов ТРИЗ– технологии оказывает воздействие на формирование всех интеллектуальных способностей, однако наиболее эффективно они влияют на развитие воображения и мышления.

2. Работу по формированию интеллектуальных способностей необходимо осуществлять на модельной основе. Для этого была разработана модель развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях применения ТРИЗ– технологии в ДОУ.

Модель это графическое отражение структуры педагогической системы формирования интеллектуальных способностей дошкольников.

3. Опытно – экспериментальная работа показала важность разработки специальной программы использования ТРИЗ– технологии для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

4. На основе выше изложенного были разработаны научно - методические рекомендации для педагогов и родителей старших дошкольников по интеллектуальному развитию детей, в условиях использования ТРИЗ– технологии в ДОУ.

Публикации по теме:

Художественный труд как способ развития творческих способностей старших дошкольников Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Дени Дидро Актуальность Развивая.

Мультипликационная студия как условие развития творческих способностей старших дошкольников Видео Мультипликационная студия как условие развития творческих способностей старших дошкольникв. [/b] С внедрением ФГОС в ДОУ вопрос обновления.

План проекта по самообразованию «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников» Обоснование проекта: Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ.

Предметно-развивающая среда для развития креативности речевых, литературных и интеллектуальных способностей детей «Быть креативным, это значит – копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь.

Проект развития художественно-творческих способностей старших дошкольников средствами необычных методов рисованияПроект развития художественно-творческих способностей старших дошкольников средствами необычных методов рисования Паспорт проекта. Актуальность. Нестандартные подходы к реализации изобразительной деятельности восхищают детей, тем самым вызывают стремление.

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных способностей, творческой инициативы, воспитание культуры речи В настоящее время уровень развития ребенка все более становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги.

Проектная деятельность как средство развития конструктивных способностей старших дошкольников Для современного этапа развития образования характерны поиск и разработка новых форм и технологий образования детей. При этом в качестве.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности Интеллект - Сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение,.

Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр Вашему вниманию представлен проект: Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр. Актуальность данного.

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников
Опубликовано: 7 марта 2016 в 16:18
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД