Папки-передвижки

Использование устного творчества в нравственном воспитании детей среднего возраста

Ирина Кокорина
Использование устного творчества в нравственном воспитании детей среднего возраста

Методическая разработка по теме:

Консультация для воспитателей на тему :

"Использование устного творчества в нравственно воспитании детей среднего возраста

На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребёнку, усваиваются им и которые делаются ему близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках, в чувствованиях предстаёт перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем больше влияния они оказывают на него.

Публикация «Использование устного творчества в нравственном воспитании детей среднего возраста» размещена в разделах

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

Это откладывает свой отпечаток на его мышлении, характере. Как не стремиться ему быть храбрым, когда сказка научает побеждать храбростью, смелостью и высмеивает трусость. Воспитывающие влияние народного творчества очень многообразна и несомненно плодотворна. Ребёнок нуждается в образах звуках красках. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество.

В народных детских игрушках и играх блестяще соединилось художественное и педагогическое начало в них выступает детский мир во всей чарующей прелести его замыслов, интересов.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ; навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Всем известна необычайная сила влияния сказок и запечатляемости сказочных образов. Ведь, как правило, в сказки рассказываются детям дошкольного возраста. Воспринятые в тот период, когда у ребёнка нет ещё прочности запоминания, сказочные образы сохраняются в последующие годы жизни, и не только сохраняются, а легко всплывают в сознании. На них долго ещё опираются чувствования, мышление.

То же самое можно сказать и о народных играх. Если ребёнок играл в них в детстве, то позднее, уже взрослым, он легко воспроизводит их в образах, правилах и даже приёмах.

Необходимо занимать детей такими народными играми, песнями, сказками, которые органически входили бы в их жизнь, были бы им понятны и интересны, которые они могли самостоятельно применять.

Важно, чтобы воспитатели детей сами были проникнуты чувством народного. Тогда они чутко и вместе с тем смело смогут использовать игры, песни, сказки, увлечь ими детей.

Народное творчество надо вводить в детскую жизнь естественно, без театрализации, - так, как оно существует в жизни. Пусть дети играют в знакомые им игры – хороводные и другие – не только на праздниках, но и в повседневной жизни.

Припевками, приговорками издавна пользуются в воспитание детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить». Такие процессы в жизни маленького ребёнка, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо.

Поговорки и пословицы – это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем. Сложились поговорки и пословицы на основе огромного жизненного опыта. Обращённые к детям пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы, например: «Поспешишь – людей насмешишь».

Поэтому всего правильнее употребить пословицу, поговорку в тот момент, когда на лицо есть иллюстрирующие её факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становиться тогда для ребё нка ясен: «Вот поспешил рисовать, и плохо вышло».

ЗАГАДКИ

Загадки как форма словесного народного творчества, образной народной речи также получили своё признание в работе детского сада. Совершенно очевидно, что доступная для понимания ребёнка загадка – полезное упражнение для его ума. Кроме того, загадка потому и загадка, что в ней говориться о некоторых вещах, признаках довольно отвлеченно. Хотя для взрослого такая загадка, как «Два конца, два кольца, посередине гвоздик», не представляет какого-то отвлечения, и он сразу же понимает, что речь идёт о ножницах, но ребёнку здесь надо осмыслить многое, прежде чем он свяжет текст с загаданным в нём. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно.

СКОРОГОВОРКИ

Заучивание и произношение скороговорок составляет едва ли не самое интересное занятие для детей. Потребность детей употреблять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но в, то, же время такие, которыми надо овладеть, особенно часто наблюдается в возрасте от двух до шести лет. Эта потребность может быть удовлетворена предложениями детям скороговорок: «Коси коса, пока роса», «На дворе трава, на траве дрова» и т. д. Детям необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и, ни в коем случае…не надоедать.

СКАЗКИ

Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.

Сказки прочно вошли в детский быт. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлению. Сказки вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникает этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. Волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования.

НАРОДНАЯ ИГРУШКА

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указать на неё как на продукт народного творчества.

В народной игрушке отражё н разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Подходя к народной игрушке с точки зрения педагогической, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

Как мы видим. Народное творчество занимает значительное место в воспитательной работе детских садов. Через него в доступных формах и на близком по содержанию материале дети усваивают

Публикации по теме:

«Использование устного народного творчества в нравственном воспитании детей». Автор: Мамонтова О. П. «Использование устного народного творчества в нравственном воспитании детей» Автор: Мамонтова Ольга Петровна - методист СП ГБОУ СОШ № 1.

Педсовет. Брейн-ринг «Развитие речи — как важный аспект подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе» Подготовка к педсовету: - консультация логопеда "Речевое развитие детей" - Проведение тематического контроля по теме "Развитие речи" по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование устного творчества в нравственном воспитании детей среднего возраста
Опубликовано: 6 сентября 2013 в 13:58
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД