Использование элементов логопедической ритмики на музыкальных занятиях

Марта Габитова
Использование элементов логопедической ритмики на музыкальных занятиях

Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, сильное влияние компьютера и телевизора, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.

В связи с этим актуальной проблемой для музыкального руководителя является организация систематической работы над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением задач коррекционных.

Одна из основных целей нашей работы - внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду, и логопедическая ритмика – является подспорьем в этой деятельности.

Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, мелкой моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть исполбзованы упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Возможность адаптировать модель логоритмики к традиционной программе музыкального воспитания дошкольников, дополнив тем самым её содержание, открывает новые формы взаимодействия музыкального руководителя, логопеда, инструктора по физической культуры и педагога-психолога.

На музыкальных занятиях целесообразно использовать дифференцированный подход к средствам логоритмики.

Принципы работы реализуются в поэтапности, в учете возрастных и личностных особенностей, состояния двигательной сферы, особенностей нарушения речи и неречевых процессов, последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, тематическая целостность.

Средствами являются: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, упражнения, активизирующие внимание и воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений, упражнения на развитие дыхания.

К методическим приемам относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом движения.

Задачи логоритмики:

развитие слухового внимания;

развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;

развитие фонематического слуха;

развитие пространственных организаций движений;

развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

формирование и развитие кинестетических ощущений;

воспитание выразительности и грации движений;

воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

развитие физиологического и фонационного дыхания;

развитие певческого диапазона голоса;

развитие чувства ритма;

воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

воспитание умения перевоплощаться;

развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;

воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Практика показывает, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

Публикации по теме:

«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и семьи» Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются: гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения,.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Использование элементов логопедической ритмики на музыкальных занятиях
Опубликовано: 20 августа 2013 в 11:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
На велосипеде я тоже умею кататься! Фото с комментариями из Пикник парка!
Да, правильно говорится, что навыки катания на коньках и велосипеде, приобретенные человеком в детстве, остаются у него на всю жизнь! Убедилась я в...
Мастер-класс по изготовлению Ловца снов.
Уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня, я хотела бы поделиться с вами своим увлечением и рассказать, как можно сплести ловец снов. Ловец снов –...