Использование элементов логопедической ритмики на музыкальных занятиях

Марта Габитова
Использование элементов логопедической ритмики на музыкальных занятиях

Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, сильное влияние компьютера и телевизора, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.

В связи с этим актуальной проблемой для музыкального руководителя является организация систематической работы над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением задач коррекционных.

Одна из основных целей нашей работы - внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду, и логопедическая ритмика – является подспорьем в этой деятельности.

Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, мелкой моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть исполбзованы упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Возможность адаптировать модель логоритмики к традиционной программе музыкального воспитания дошкольников, дополнив тем самым её содержание, открывает новые формы взаимодействия музыкального руководителя, логопеда, инструктора по физической культуры и педагога-психолога.

На музыкальных занятиях целесообразно использовать дифференцированный подход к средствам логоритмики.

Принципы работы реализуются в поэтапности, в учете возрастных и личностных особенностей, состояния двигательной сферы, особенностей нарушения речи и неречевых процессов, последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, тематическая целостность.

Средствами являются: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, упражнения, активизирующие внимание и воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений, упражнения на развитие дыхания.

К методическим приемам относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом движения.

Задачи логоритмики:

развитие слухового внимания;

развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;

развитие фонематического слуха;

развитие пространственных организаций движений;

развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

формирование и развитие кинестетических ощущений;

воспитание выразительности и грации движений;

воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

развитие физиологического и фонационного дыхания;

развитие певческого диапазона голоса;

развитие чувства ритма;

воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

воспитание умения перевоплощаться;

развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;

воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Практика показывает, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

Публикации по теме:

«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и семьи» Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются: гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения,.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Использование элементов логопедической ритмики на музыкальных занятиях
Опубликовано: 20 августа 2013 в 11:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Утро весны» Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное...
Проект «Творческая мастерская».
Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у нас 3 старшие и 2...
Будущие первоклассники — участники конкурса Звёздочка в ладошке!
Воспитанники подготовительной к школе группы «Ладушки» приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Звёздочка в ладошке». Конкурс понравился...
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта».
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта». Встречаться в стенах поселкового Дома Культуры поселка Идрица ( директор Е. М. Маслова, стало...
«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3. (как...
«Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета вечер, Какого цвета ветер. » А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер, он ведь тоже...