Папки-передвижки

Приобщение детей к русской народной культуре (2 фото)

Алёна Дёмина
Приобщение детей к русской народной культуре

Приобщение детей к русской народной культуре

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Публикация «Приобщение детей к русской народной культуре» размещена в разделах

Во все времена у всех народов основной целью воспитания детей является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими. Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Поэтому нужно как можно чаще знакомить детей с народными традициями, приобщать детей начиная с дошкольного возраста, к важной части духовной культуры народа, приобщать детей к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

Необходимо широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.) в повседневной жизни детей в детском саду и дома, знакомить детей с традициями и обрядовыми праздниками, также знакомить с народным искусством, с русскими народными играми. «На Руси умели, и работать и весело отдыхать.» Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Дети любят играть в русские народные игры. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу,, приучают к сообразительности, вниманию.. Ребята любят играть в такие игры как «Жмурки», «В углы», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси – лебеди» Так как игра – самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным Игра – деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты не были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Разучивать прибаутки, считалки, скороговорки – всё это делает процесс игры более интересным и содержательным.

. Также крайне важно в повседневной жизни использовать потешки, пестушки, прибаутки. Сколько в этих незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности.

Очень интересно ребятам знакомство с пословицами, поговорками, загадками, любят они и частушки.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички, игры положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В рождество хождение со «звездой» - славить Христа, на Святках поздравлять детей из соседней группы колядкой, встречать и провожать Масленицу, зазывать весну, закликать птиц.

Данная работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого. Смысл такого опыта работы с детьми в том, что в нём просматривается попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Знакомство детей с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками дает возможность научиться подмечать характерные особенности времен года, погодные изменения, поведение птиц, насекомых, растений и т. п.

Знакомство с музыкальным фольклором позволяет научить детей слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев, знакомиться с музыкальными инструментами. Изготовлять их своими руками.

Благодаря знакомству с декоративно-прикладным искусством дети узнают историю зарождения народных промыслов. В процессе художественно-творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.

Используя театрализованную деятельность, дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки и т. п. Используется пальчиковый театр, театр бибабо и костюмированный театр. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта и т. п.

Очень важно донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.

А. П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, – оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы».

Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно, поэтому в работе с детьми необходимо использовать как можно больше разной наглядности, например: организовать «Музей старинных вещей, поделок, картин, украшений, разной старинной утвари» потому - что на Руси было много мастеров, которые прославили своим мастерством и талантом землю русскую. Изготовляли дидактические игрушки отличаются простотой, лаконичностью форм, яркостью, гармоничным сочетанием формы и цвета, в которых заложен принцип самоконтроля. Точёные из дерева шары, матрёшки, набор мисочек, башенки из колец, нанизывающиеся на гладкий стержень и многое другое сделанное с любовью, усердием, нелегким и подчас непреодолимым трудом разных мастеров живущих на Руси. Помогают решать и развивать у детей умения действовать с предметами, различать и называть цвета, подбирать их по величине, форме и цвету. Такой музей научит детей тому, что только кропотливый, упорный труд может привести к такому результату.

Необходимо, как можно чаще приглашать пожилых людей, которые помнят по своей молодости разные традиции, обычаи, игры. Могут рассказать о своей жизни раньше, сравнить жизнь современника и о том насколько быстро происходит развитие жизни людей, как меняются традиции, обычаи и быт людей. Помогут дать детям понятие о том,что необходимо сохранить русские обычаи, праздники, игры,традиции,песни, пословицы, поговорки, разные гадания и многое другое.

Знакомство с народным творчеством можно начать со знакомой, любимой и близкой для нас игрушкой - Матрёшкой. Русская Матрёшка – самый популярный русский национальный сувенир. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты. Далее можно продолжить работу с ознакомлением необычайно красивыми народными промыслами такими, как- Городец, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка и другие промыслами, прославившие Русь. Прекрасные изделия сделали народные мастера, славно потрудились. Об их труде сложено много пословиц и поговорок: «Каков мастер, такова и работа», «Умение работать дороже золота», «К большому терпению придет и умение», «Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи», «Работа до поту, так и поешь в охоту», «Кто труда не боится, того и лень сторониться». Очень хорошие и правильные пословицы. Необходимо помнить о своих народных умельцах, которые прославили свою Родину – Россию. Не забывать и народные традиции – «В каком народе живешь, того обычаи держись».

. Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В русских народных промыслах отражен разнообразный круг детский интересов: знакомство с бытовыми предметами, ведение ребенка в мир животных, людей, в мир фантазий.

Дети по своей природе эмоционально отзывчивы к цвету, они неравнодушны к прекрасным сочетаниям, от нежных, мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок. Занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации по мотивам декоративной росписи дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувство окружающего мира.

На Руси было много мастеров, которые прославили своим мастерством и талантом землю русскую. Народные дидактические игрушки отличаются простотой, лаконичностью форм, яркостью, гармоничным сочетанием формы и цвета, в них заложен принцип самоконтроля.

Такая работа с детьми может стать очень обширной в своём направлении, её можно продолжать на протяжении всей работы с детьми разных возрастных групп. Эта работа будет привлекать детей. Дети не смогут быть равнодушными, так как в этой работе заложен огромный опыт всех предыдущих поколений, мастерство и талант наших предков и современников. И пусть наши дети передают и хранят, как хранит любящая и заботливая мать, то - что им даровано историей великой Руси, жизнью и бытом нашего талантливого, весёлого, дружного народа.

Фото №1 С уверенностью можно сказать что большинство к сожалению очень поверхностно знакомо с
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Воспитание детей на традициях народной культуры» Старая поговорка гласит: "Все новое - хорошо забытое старое". Действительно исследователями отмечено, что человек и человечество возвращается.

Приобщение детей к русской народной культуреПриобщение детей к русской народной культуре С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с русской народной культурой. Вот мы и решили, что.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к русской народной культуре
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 14:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД