Познавательное занятие в подготовительной группе «Историческое прошлое Донского края: история заселения, жизнь, быт казаков»

Ольга Козедубова
Познавательное занятие в подготовительной группе «Историческое прошлое Донского края: история заселения, жизнь, быт казаков»

Познавательное занятие в подготовительной группе

на тему: «Историческое прошлое Донского края, история заселения,

жизнь, быт казаков»

Автор: музыкальный руководитель - Дьяконова Наталья Ивановна

Цели и задачи:

Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому.

Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью донских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению. Прививать любовь к казачьим играм, песням, танцам.

Материалы:

Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, иллюстрации с изображением жилья на Дону, карта Ростовской области, колесо. Записи казачьей музыки, песен.

Предварительная работа:

Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Дону», альбома с открытками, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков. Прослушивание казачьих песен, разучивание казачьих игр, танцев.

Ход занятия:

Звучит казачья народная песня. Под музыку дети подходят к кубанскому уголку, рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации.

Педагог предлагает сесть.

Муз рук. Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?

Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Муз рук. А кто еще поет казачьи песни?

Дети: Народ.

Муз. рук.

Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо - колесо истории народа. Если я его поверну вправо - время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое Донской земли, 200 лет назад.

Давайте вспомним, что означает слово «казак».

Дети: «Казак» - означает «вольный человек».

Так называли свободных людей, которые прибыли на донскую землю охранять границы от неприятелей, и были на службе у царицы Екатерины II.

Муз. рук. Самые первые казаки это были люди беглые,

порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота Императрицы Екатерины II. Как вы думаете, за что и для чего царица подарила казакам землю?

Дети: за верную службу и для охраны границ.

Муз. рук. Кто возглавил казачье войско?

Дети: Атаман.

Звучит казачья песня про Атамана.

(В записи).

Муз рук. Атаман сказал казакам?

«Здесь границу держать, Защищать от врагов.

И пшеницу сажать, И растить казаков».

Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Они начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?

Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.

Муз рук. Чем покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.

Муз. рук. Правильно, они строили из местных природных

материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво

(показ иллюстраций).

Так и стали казаки жить на донской земле. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: Они охраняли Россию от врагов.

Муз рук. Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем

в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).

Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону.

Перетянувшие выигрывают.

Муз рук. У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

Дети:

А теперь продолжим. Посмотрите на картинку. Как строили дома казаки?

Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.

Муз рук.

Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.

Звучит веселая казачья песня (в записи)

Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?

Дети: Хаты казаков огораживались плетнем.

Его делали из камыша или из прутьев.

Муз рук. Что находилось в каждом дворе?

Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец.

Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

Муз. рук. Казаки очень много строили. Хаты свои казаки называли

курени. Со временем этим, словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор сохранили свои названия. Наша станица носит название?

Дети. Николаевская.

Муз рук. И в нашей станице живут дружные, сильные, смелые и

весёлые казаки, которые хорошо умеют трудиться, отдыхать и веселиться.

Казачки приглашайте наших казачек на

веселый казачий перепляс.

Танец «Кадриль».

Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «История казачьего быта» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Аленушка» Конспект занятия.

Занятия музыкального кружка «Дончанка» (региональный компонент, казачий фольклор) Занятие музыкального кружка «Дончанка» для детей старшей группы Тема: «На Дону то было, на батюшке» Цель: Формирование у детей интереса.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Познавательное занятие в подготовительной группе «Историческое прошлое Донского края: история заселения, жизнь, быт казаков»
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 17:36
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Вот и наступил...
«Зимний пейзаж». Картина из шерсти
Приветствую всех гостей моей странички. Я совсем недавно уже рассказывала о живописи шерстью. Сходив на мастер-класс и получив результат, решила , что...