«История часов». Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Марина Бельтюгова
«История часов». Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Тема: «История часов».

Цель: углубить знания детей о часах.

Задачи:

научить детей измерять время;

познакомить с историей создания часов (солнечных, водяных, песочных, свечных, механических и электронных);

воспитывать устойчивый интерес детей к занятиям интеллектуально - познавательного цикла.

Вводная часть.

-Воспитатель:

Дети, сегодня я хочу рассказать вам интересную историю о предмете, который нужен был всем людям и во все времена. Что это за предмет вы узнаете, отгадав загадки.

На руке и на стене,

И на башне в вышине:

Ходят, ходят

Ровным ходом –

От восхода до захода.

Мы бьем исправно,

Каждый час,

Но, вы, друзья,

Не бейте нас!

- Ответы детей:

Часы.

- Воспитатель:

- Для чего нужны часы?

-Ответы детей:

Узнавать который час.

-Воспитатель:

Как вы думаете какими были первые часы и как они появились? Вы были в Светлогорске, какие часы там находятся у моря?

- Ответы детей:

- Солнечные.

-Воспитатель:

Молодцы, ребята, теперь присядьте и послушайте, пожалуйста, как произошли часы.

Основная часть.

-Воспитатель:

В древние времена люди захотели узнать, когда приходит ночь, а когда наступает утро, и время стали отсчитывать с помощью солнца.

Кто из вас знает, как они это делали?

-Ответы детей:

Узнавали по тени.

-Воспитатель:

Люди заметили, что палка, воткнутая в землю на открытом пространстве, освещенном солнцем, отбрасывает тень (показать слайд). Движется вперед время, перемещается по небу солнце - и передвигается на земле тень от палки, перемещаясь с одного места на другое, описывая своим концом дугу. На поверхности проводят линии, соответствующие направлению тени в тот или иной час дня, а на линиях отмечают соответствующие цифры. Лучи солнца падают на палку, тень от палки падает на циферблат и указывает время.

Как вы думаете, ребята, удобно было пользоваться солнечными часами?

-Ответы детей:

Нет, потому что ночью нет тени.

-Воспитатель:

Чем они были неудобны?

- Ответы детей:

В пасмурную погоду нет тени от солнца.

-Воспитатель:

В какую погоду и в какое время суток можно пользоваться солнечными часами?

-Ответы детей:

Днем и только в солнечную погоду.

-Воспитатель:

Правильно. Беда в том, что для их работы необходимо, чтобы светило солнце. И люди вскоре увидели, что необходимо найти способ измерять время и в тех случаях, когда солнце отсутствует, и от солнца обратились к земле. Они стали использовать силу притяжения земли и создали водяные и песочные часы (показать слайды).

По масштабам использования водяные часы занимали второе место после солнечных часов. Первые водяные часы были созданы около 150 лет

до нашей эры в Греции.

Дети, как вы думаете, почему часы назывались водяными?

Из чего состоят водные часы?

- Ответы детей:

Потому что в них вода.

- Воспитатель:

- Правильно, они показывают время с использованием воды, перетекающей из одного сосуда в другой, на который была нанесена временная шкала. Промежуток времени измерялся количеством воды, вытекшей капля за каплей из малого отверстия, сделанного на дне сосуда.

Чем водяные часы были лучше солнечных часов.

-Ответы детей:

Ими можно пользоваться и днем и ночью.

-Воспитатель:

Правильно, водяные часы пригодны для непрерывного измерения времени и днем, и ночью.

Ребята, а какие вы знаете часы, которые очень похожи на водяные?

-Ответы детей:

Песочные.

- Воспитатель:

Конечно, песочные часы являются родственниками водных часов, обе разновидности зависят от материала/жидкости, проходящих через отверстие. Скажите, пожалуйста, из чего состоят песочные часы.

-Ответы детей.

Из песка.

-Воспитатель:

Дети, давайте проведем с вами опыт и сравним 1 минуту в песочных часах и в механических часах.

А теперь давайте с вами посмотрим, что можно сделать за одну минуту («Игра с циферблатом»: раздать детям круги из бумаги и предложить им за одну минуту нарисовать правильно стрелки часов и расставить правильно цифры от 1 до12).

Как вы думаете, какого размера должны быть песочные часы, чтобы измерить сутки?

-Ответы детей:

Очень большие, огромные.

-Воспитатель:

Удобно ли пользоваться такими часами?

-Ответы детей:

Нет, потому что они не поместиться в доме.

- Воспитатель:

А теперь давайте немного разомнемся.

Физкультминутка: «А часы идут, идут.».

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

- Воспитатель:

Теперь, покажите мне, пожалуйста, часики глазками:

посмотрите вправо, посмотрите влево (зарядка для глаз).

А сейчас покажите мне, пожалуйста, часики языком (артикуляционная гимнастика).

- Воспитатель:

Наряду с водяными и солнечными часами появились и огневые часы, так

называемые - свечные часы (показать слайд).

Как вы думаете, из чего они сделаны?

- Ответы детей:

Из свечки.

-Воспитатель:

Правильно, это очень простые и по-своему элегантные часы имели вид тонкой свечи с нанесенной по всей ее длине шкалой, а в ночное время они служили и «лампочкой» для жилища. Однако такой роскошью могли пользоваться только очень богатые люди. Свечи, которые исполняли роль часов, должны были быть длинными, около метра. За одну ночь успевали выгореть три метровых свечи.

Иногда к бокам свечи крепили металлические штыри, которые по мере

сгорания свечи, падали и, ударяясь по металлической чашке подсвечника, издавали звук - своеобразной сигнал времени (показ часов: свечку поставить на металлическое блюдце, на ней сделать надсечки и в них поместить маленькие гвоздики; затем воспитатель скидывает по очереди каждый гвоздик, который падает на блюдце со звуком).

Как вы думаете, чем свечные часы были хороши, а чем плохи.

-Ответы детей:

Они работали и днем и ночью, но от них мог произойти пожар.

- Воспитатель:

Последними появились механические и электронные часы (показать слайды). Сравните, пожалуйста, двое этих часов и скажите, какие из них механические, а какие электронные?

-Ответы детей:

Механические часы с часовым механизмом (пружинами и звездочками, а электронные часы с батарейками.

Заключительная часть.

-Воспитатель:

Ребята, какие виды часов вы сегодня узнали? Какие часы были самыми

первыми, а какие самые современные?

Скоро вы пойдете в школу

И должны вы точно знать:

Когда вставать,

Когда зарядку начинать,

Когда позавтракать, ну, а потом

Весело в школу бежать с рюкзаком.

Публикации по теме:

Фрагмент урока по теме «Сутки», 3 класс - Я хочу рассказать вам историю…Эти события произошли в далекой волшебной стране Времени. Правил этой страной честный и справедливый король,.

Музей часов в нашей группеМузей часов в нашей группе Дорогие коллеги,хочу вас познакомить с музеем в нашей группе "В мире часов". Для музея мы собрали более 20 часов разной формы (домик,сердце,.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
«История часов». Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Опубликовано: 19 апреля 2013 в 23:11
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Дидактические игры по знакомству с родным селом.
Предложенные игры можно легко адаптировать к любому населенному пункту. 1. Где находится памятник? Цель: Учить ориентироваться на карте – схеме села,...
Лэпбук для индивидуальной работы на тему: «Дорожная безопасность»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения и его...