«История Казанского герба». Конспект интегрированного занятия по краеведению в средней группе

Наталья Филиппова
«История Казанского герба». Конспект интегрированного занятия по краеведению в средней группе

Тема: «История Казанского герба»

Цели:- познакомить детей с легендой о городе Казани, рассмотреть с детьми герб города Казани, выполнить его используя нетрадиционный материал: крупу; воспитывать любовь и интерес к истории родного города.

Словарная работа: герб Казани, змей-дракон,Хан Галим-бик.

Предшествующая работа:беседа о Казани,рассматривание книг, альбомов и открыток о городе Казани.

Материал: Герб Казани, портрет президента Р. Т. М. Ш. Шаймиева. герб Казани,выполненный из круп. Кисточки, баночки для круп и клея, тряпочки, магнитофонная запись, летопись.

Ход занятия :

1Вводная беседа. (дети стоят вокруг воспитателя)

- Ребята на наше занятие пришли гости,давайте с ними поздороваемся.

-В какой республике мы живем?

-Кто является президентом республики Татарстан?

-Какой город является столицей нашей республики?

2 Основная часть.

Казань является одним из древнейших городов нашей республики, Ее возраст исчисляется многими столетиями. Скоро нашей столице будет 1000 лет.

-Ребята,вы хотите узнать об основании города Казани?

-Существует много легенд,связанных с основанием города. Я хочу вас познакомить с одной из них.

(Дети садятся на подушки вокруг воспитателя,который читает легенду по летописи)

Когда-то давным-давно у одного из жителей Казани был пчельник за Зилантовым лесом. В летние дни он приятно проводил свое время со своими детьми в этом пчельнике. Ходить туда доставляло большое удовольствие как ему самому, так и его детям. У этого пчельника была дочь известная всем по своей красоте. Дочь выдали замуж. Однажды она пошла за водой к реке Казанке. Около реки не было удобного мостика, поэтому она с большим трудом достала воду из реки. Девушке не понравилось, что у реки нет мостика Она стала жаловаться основателю на человека основавшего город. Жалобы девушки дошли до ушей хана Гашей-бика,основателя города. Галим-биг призвал к себе девушку и спросил ее:

-Почему ты так сердита на меня?

Эта девушка была храбрая и умная,потому и ничего не утаивая рассказала Галим-бику все что она говорила у реки. Она сказала ему:

-Хан и султан мой. Не вас я ругала, я говорила только о том, что этот город построен на неудобном месте. Да будет жизнь ваша долговечна! Да будут враги ваши побеждены. Если я скажу вам свои слова, они вам должны понравиться. Если-бы беременные женщины поднимались с водою на плечах по такой крутой горе, какого будет их положение? Свои слова я «говорила, только жалея этих бедняжек»

Галим-бику понравились умные слова этой девушки. Он нашел все ее слова разумными и просил ее высказаться о том,где-бы лучше было расположить город. Она предложила:

-можно основать город около Зилантовой горы, где находиться пчельник моего отца.

-Понравились ее умные советы хану: хан сказал.

-»Возможно расположить город около этой горы, но так как там водятся змеи, народу будет трудно там жить».

Девушка указала от этой беды одно средство :

-»Осенью, когда, земля немного замерзнет и змеи войдут в землю для зимовки, на то место сложить побольше дров и соломы, а когда весеннее солнце обогреет немного землю, змеи выйдут из земли, заберутся под сложенные сучья и солому, вот тогда и надо поджечь всю эту горючую массу вместе со всеми змеями».

Услышав от молодой девушки прекрасный совет. Хан решил привести его в исполнение.

Осенью на то место было сложено много соломы и сучьев.

Прошла зима. Наступила весна и солнце согрело землю, змеи вышли из под земли, и собрались под соломой. По велению хана помчался богатырь на коне, чтобы поджечь эту кучу. Большая куча разгорелась, и в пекле погибли змеи. Но одна двуглавая громадная змея спаслась от огня и осталась жива здорова. Вот этот огромный дракон напал на богатыря. Но богатырь ни сразу поддался силе дракона. Он несколько раз пронзил тело дракона своим отравленным копьем. Дракон от той отравы умер. Когда это место было окончательно очищено от змей, там была основана Казань.

Вопросы:

-На что девушка жаловалась хану Галим-бику, основателю города?

-Где девушка предложила основать город?

0Что мешало Галим-бику основать город на том месте?

-Какое средство предложила девушка хану. Чтобы избавиться от змей?

-Кого послал хан Галим-бик бороться со змеями?

Физкульт минутка

Игра «Тимербай»

-Ребята давайте поиграем в татарскую народную игру «Тимербай»

Семь детей у Тимербая

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались

Нашалились, накупались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились

Друг на друга поглядели

Сделали вот так: (показывает движение)

(Дети садятся за столы)

По преданию в честь победы над драконом, его изображение было взято в качестве герба города Казани.

-Ребята посмотрите внимательно на герб города Казани, на кого похож?

-Элементы каких животных и птиц можно здесь увидеть?

(голова дракона, ноги, крылья -птицы, хвост змеи)

Наличие в легендах татарского народа могущественного змея -Зиланта, говорит о том Что легенды берут свое начало со времен язычества. их таинственности, грозности и сверхъестественности боялись наши предки и поэтому они преклонялись им как божествам. Зилант же был не врагом, а хранителем города,его символом.

Вот такого хранителя города мы сегодня постараемся выполнить, используя такой материал, как крупа. (Показ герба)

На столе у вас лежат заготовки герба, вам предстоит выполнить следующую работу. Голову, туловище, хвост, ноги будем выкладывать гречневой крупой, крылья — пшеном, корону- манной. Сначала нанесем клей на основу, не выходя за пределы контура, затем аккуратно выкладываем крупу. Выполняем работу аккуратно,руки от клея вытираем тряпочкой.

-Посмотрите, каких замечательных хранителей города вы изготовили.

Заключительная часть.

-Ребята, об основании какого города вы сегодня слушали легенду?

_Что мы сегодня с вами постарались выполнить?

В конце нашего занятия послушайте стихотворение о Казани, которое расскажет вам Саша Кудряшов (читает стихотворение).

Моя Казань на берегах Идель

Стены твои стояли века

Здесь слушал песни, что пела река,

Древний Булгар-твоя колыбель.

Казань,Казань-начало всех дорог,

Дом детства, юности нашей поры.

Слагают песни, поэты тебе,

Мой город древний и молодой.

Открытое занятие на д/ с 05.04.2005год.

Публикации по теме:

Планирование с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Мой родной город — Москва» Месяц Занятия Программное содержание Сентябрь 1. «История возникновения родного города» 2. Беседа с детьми о родном городе. 3. Герб родного.

Презентация на тему: «Мытищинский район» часть 2 (продолжение) Презентация разработана для проведения тематических бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
«История Казанского герба». Конспект интегрированного занятия по краеведению в средней группе
Опубликовано: 26 апреля 2013 в 21:05
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...