«Из истории русских народных подвижных игр»

Татьяна Бакулина
«Из истории русских народных подвижных игр»

«Из истории русских народных подвижных игр»

Кто из взрослых не помнит игр своего детства? «Лапта», «Казаки-разбойники», «Испорченный телефон», «Бояре» - эти и многие-многие другие игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора. Цель этих игр — развеселить, позабавить. Педагогическая ценность еще и в том, что в этих играх много шуток, доброжелательного юмора. Народные игра не требуют специального игрового оборудования. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребенком, во время досугов и развлечений.

В течение столетий русский народ был основной движущей силой развития Русского государства. Он играл ведущую роль в экономической и общественно-политической жизни страны. Передовая русская культура оказывала прогрессивное влияние на культуру других народов.

Все это отразилось на различных сторонах культуры, включая и народные игры. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распостраненность среди других народов. Русским народным играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с колоритом национальных игр других народов. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей, вариантов многих игр (таких, например, как «Бабки», «Лапта», «Чижик», «Жмурки», «Салки»).

Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки», игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба-возня и др.).

Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники».

Многочисленные игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян «Уж мы просо сеяли.», «Лен», «Мак», «Капуста»).

Данные археолгии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. На территории Древнего Новгорода (10-13 век) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.

Найдены также технически совершенные предметы: вертушки, напоминающие пропеллеры 20 века. Столь высокий уровень развития русских игр мог быть достигнут лишь за многоие века развития первоначальных элементарных игр и при условии большого внимания общества к игровой деятельности.

Исследователями истории физической культуры установлено, что еще в период первобытнообщинного строя (6-8 вв.) у древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую входили разнообразные игры и физические упражнения: «Стенка на стенку», «Палочные бои» (фектование, метание камня в цель и на дальность, метание копья, стрельба из лука, бег, плавание, поднятие и переноска тяжестей, игры «Буй», «Чур», «Бабки», «Городки», «игра с домашним быком», «Горелки», хороводные игры.

О высоком для своего времени уровне этой системы свидетельствуют отзывы современников, летописи, а также народные песни, сказки и другие произведения фольклора.

Игры способствовали не только физическому развитию, но и духовному совершенствованию играющих.

Значительная часть древнерусских игр и «потех», ставших истоком игровой деятельности трех восточнославянских народов (русского, украинского и белорусского, была тесно связана с языческим календарными и семейно-бытовыми обрядами и праздниками (в честь Каляды, масленицы, Весны, Ярилы, Костромы и др.). На масляницу, например, проводились катания на тройках, «Кулачьи бои», «Взятие снежного городка», устраивались карусели на льду и др.

Русские педагоги и общественные деятели во все времена вели борьбу за признание важной роли народной игры в воспитании.

Наряду с интенсивным собиранием народных игр проводились их педагогические обработки, отбор и пропаганда игровых форм, наиболее пригодных для воспитания. Педагогически обработанные народные игры стали основой игровой части программы для детских садов, школ (1-8 кл., внешкольных учреждений.

Заметное влияние на характер большинства бытующих сейчас подвижных игр оказывает спорт. Некоторые народные игры «Лапта», «Городки», переработаны в спортивные.

Возрождение традиционных народных праздников с применением игр стало характерным явлением в России. Наряду с почти повсеместными праздниками Русской березки, Первой борозды, Урожая, Проводами русской зимы и др. проводится все больше праздников, связанных с памятными местами. Например, в подмосковном селе Захарово, где когда-то юный Пушкин впервые познакомился с русской деревней, русскими играми и хороводами, уже традиционным стал Пушкинский праздник в день рождения поэта. Инициатор праздника Клуб друзей игры устраивает здесь массовые русские хороводы, любимые игры пушкинских времен.

Подобные примеры множатся, что говорит о больших, еще не до конца использованных возможностях распостранения русских народных игр.

Публикации по теме:

«Бояре». Хороводная игра Участники игры делятся на две команды по сговору. Взявшись за руки, они выстраиваются друг напротив друга цепочкой на расстоянии 7-8 шагов.

Русские народные подвижные игры Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Этикет
  • Транспорт
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Из истории русских народных подвижных игр»
Опубликовано: 15 февраля 2012 в 22:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Примерный план проекта для воспитанников СДС старшего дошкольного возраста «Я, моя...
Срок: один месяц( сентябрь) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов....