Изобразительная деятельность в развитии детей дошкольного возраста

Любовь Пироженко
Изобразительная деятельность в развитии детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность в развитии детей дошкольного возраста.

В детях с самых ранних лет

должны развивать чувство

изящного, как один из

первейших элементов

человечности.

В. Белинский

Формирование творческой личности – одна из важных задач. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – художественно – творческая деятельность.

В дошкольном возрасте рисование является не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, используя нетрадиционные материалы и техники, дети развивают определенные способности: уточняют свои представления о цвете, зрительную оценку формы и размера предметов и их частей, ориентирование в пространстве, чувство цвета, у них развиваются воображение, мышление, речь, а также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. На таких занятиях дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Все виды художественно – творческой деятельности тесно связаны с

различными разделами программы. В процессе занятий по ознакомлению с

окружающим миром, в том числе с природой; по развитию речи, по чтению

произведений художественной литературы дети получают разнообразные

впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это

обогащает их опыт и образное содержание любой художественной

деятельности, способствует развитию мышления.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает

разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им,

огорчается, если что-то не получается. Старается добиться

удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки,

отказывается заниматься. В работе над изображением ребенок приобретает

различные знания, уточняются и углубляются его представления об

окружающем мире, он овладевает новыми для него изобразительными

навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и

учится осознанно их использовать. Все это весьма значимо для его

психического развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или

иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание

того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается изобразительное

творчество ребенка, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам

придумывает тему для своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда

создается изображение по заданию воспитателя, определяя композицию,

цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные

дополнения.

В процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются

нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до

конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать

трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение

объединяться для общего дела, договариваться, стремление помочь друг

другу.

Возможность интеллектуального развития детей в процессе

изобразительной деятельности определяется тем, что дети передают свои

впечатления, полученные в окружающей жизни. При создании образа

действительности или литературного персонажа, картины у детей

уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления, которые

являются своеобразным материалом для работы мышления, воображения.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенно

образующийся запас знаний на основе представлений о разнообразных

формах и пространственном положении предметов окружающего нас мира,

различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети узнают различные

материалы (бумагу, краски, пластилин, мелки и др., знакомятся с их

свойствами, приобретают навыки работы с ними. Дети узнают орудия труда

человеческой деятельности – кисть, карандаш, ножницы и усваивают

способы действия с ними. У детей складывается эстетическое отношение к

изображаемому объекту, и к самому процессу изображения.

Изобразительная деятельность, один из путей воспитания чувства

прекрасного, умение замечать красивое в явлениях природы, жизни

общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре,

произведениях декоративного искусства, формирования потребности

изобразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.

В процессе изобразительной деятельности у детей закладывается

интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которой

впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

Публикации по теме:

Художественно творческая деятельность. Лепка.Художественно творческая деятельность. Лепка. "В детях с самых малых лет должны развивать чувство изящного,как один из первичных элементов человечности"(В. Белинский) Главная задача педагога.

Художественное слово  как главное средство эстетического воспитания детей КОНСУЛЬТАЦИЯ Тема: "Художественное слово - как главное средство эстетического воспитания детей Воспитатель: Попова Т. А Ноябрь.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Предметы старины, утварь
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Изобразительная деятельность в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 января 2014 в 08:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Нет милее дружка, чем родная матушка»
Здравствуйте, дорогие коллеги. Ранее я писала о том, что в своей группе готовила детей к проектной работе. Успешно выступив на уровне ДОУ , мы с...
Приемы работы с экологическим букварем (часть 3)
Буду рада, если кому-то мой опыт работы с экологическим букварем будет полезен. 21. Описание пейзажных картин художников. Рассматривание их. 22....
Непосредственно-образовательная деятельность: «Желтый одуванчик» в первой младшей...
Цель: 1. Формировать у детей представление о цветке - одуванчике. 2. Развивать интерес к нетрадиционной технике рисования пальчиковыми красками. З....
Методическое пособие. Театральная ширма «Времена года»
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его...
Фотоотчет совместной деятельности панно «Одуванчики».
Фотоотчет создания панно " Одуванчики" в совместной деятельности в средней группе. На нашем участке по весне расцветают красавцы одуванчики. Носит...