Получи документы

Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников

Татьяна Заварухина
Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников

«Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников»

«Мир, окружающий ребенка, – это прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,

вглядываться в нее и вслушиваться»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах

Современное общество ориентировано на творческую, активную личность, умеющую приспосабливаться и взаимодействовать с окружающей действительностью и природой.

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, вместе с тем, заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства. Восприимчивость ребенка в дошкольные годы известна. И влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также широко известно. Природа возбуждает любознательность ребенка, воздействует на его сенсорику и развивает эстетическое восприятие (чувство прекрасного). Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Экологическому воспитанию в наше время уделяется все большее внимание. Оно становится важнейшим педагогическим направлением в дошкольном возрасте.

В соответствии с требованиями ФГОС к ДО педагог должен постоянно самосовершенствоваться и использовать новые подходы к образовательной деятельности с детьми. Современные тенденции работы с детьми дошкольного возраста предполагают интегрированный подход. Именно поэтому, для меня наиболее эффективным стал интегрированный подход, предполагающий экологизацию различных видов деятельности. С этой целью я решила использовать такое направление, как изоэкология.

Изоэкология – еще новое, мало использованное слово, которое соединяет в себе изобразительную деятельность детей и экологическое образование.

По определению Сердитых Е. В., изоэкология – вид детского творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, а сюжеты в рисовании черпаются из природного окружения.

Ведущую роль в изоэкологии играет формирование у детей познавательного интереса к природе и искусству. Положительный интерес к природному окружению и живописи, с одной стороны, является стимулом развития творческих способностей ребенка, а с другой стороны – стимулом для развития бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту и неповторимость.

Для работы по данному направлению я разработала перспективные планы для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

На занятиях по изоэкологии решается комплекс задач: дети систематизируют свои знания о природе, у них формируется интерес к окружающему миру, развивается любознательность, познавательная активность, желание отобразить свои впечатления от общения с природой в рисунках, аппликации, конструировании и других видах изобразительной деятельности. Кроме того, у детей развивается образное представление, творческое воображение и способности, которые они реализовывают через продуктивную деятельность.

Способность заметить, выделить красоту объектов в природе развивается постепенно, но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния, то оно может задержаться. Поэтому я стараюсь направлять эстетическое воспитание окружающей действительности своих воспитанников.

Всю работу по изоэкологическому воспитанию провожу в 3 этапа:

I этап – Рассматривание репродукций пейзажей, натюрмортов, книжной графики.

При рассматривании репродукций картин, предметов природы всегда использую художественное слово, стараюсь подбирать яркие, поэтические строчки писателей и поэтов, которые вдохновляют детское творчество. Обязательно использую музыкальное сопровождение, которое усиливает восприятие образов природы и настраивает на творческую деятельность. На первом этапе опираюсь на имеющийся детский опыт, рассматриваю с детьми сначала более простые, знакомые предметы природы и картины, затем знакомлю с более сложными произведениями искусства. При рассматривании для развития восприятия, образного представления, творческого мышления использую дидактические игры и упражнения. Например, «Цвета картины», «Ближе – дальше», «Собери картину», «Составь натюрморт» и др. На этом этапе происходит развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.

II этап – Наблюдения в природе

На этом этапе происходит более углубленное восприятие образов и явлений окружающего мира, дети в целом и детально знакомятся с различными природными объектами, которые можно потрогать, понюхать, попробовать (если это безопасно). На данном этапе прививаю детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; бережное и заботливое отношение к растительному и животному миру. Осуществлению познавательного процесса на этом этапе мне помогают игры-путешествия, беседы-рассуждения, создание проблемных ситуаций, видео-экскурсии, экологические игры, викторины, проекты.

В процессе наблюдения в природе у дошкольников происходит развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление экологического и эстетического сознания, формирование первичных представлений о свойствах и отношениях предметов окружающего мира.

III этап – Отражение детских впечатлений в художественном творчестве

На этом этапе происходит активизация и закрепление полученных знаний в процессе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной творческой деятельности детей. Здесь наибольшее внимание уделяю развитию эстетического восприятия и творческих способностей детей. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах и явлениях природы. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности, применяют различные техники при выполнении работ.

На данном этапе наибольшее время отвожу совместной деятельности с детьми – занимательным делам, включающим в себя рисование, аппликацию, конструирование из природного материала. Как показывает опыт, дети очень любят работать с природным материалом, так как учатся видеть в простой форме необычные образы.

На занятиях по изоэкологии использую самый разнообразный природный материал – камни, песок, ракушки, листья, ветки, кору, семена, плоды и многое другое.

Кроме этого, развивать творческие способности детей мне помогает использование нетрадиционных техник изображения, которые я активно применяю на практике (печать листьями, оттиск пробками, штампы из овощей, рисование солью, ветками, песком и др.)

Работа с детьми дошкольного возраста по изоэкологии позволяет ребенку постигать прекрасное, осваивая цвет, линии, звуки, симметрию и асимметрию, формы и свойства. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы при общении детей с миром природы. Природа выступает средством познания, мотивации, развития и восприятия. Ведь именно через нее можно увидеть гармонию, т. е. основу красоты: разнообразие и сочетание красок, форм, звуков.

Таким образом, работа по формированию экосознания и развитию творческих способностей детей средствами изоэкологии приводит к тому, что дети постепенно становятся более открытыми, уверенными, любознательными, активными, а их работы – более творческими и интересными.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший.

Аппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗАппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ Дети с ОВЗ проявляют большой интерес к продуктивным видам деятельности, и аппликация всегда, вызывает интерес и оживление у ребёнка.

Мастер-класс «ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП» 1. Введение в проблему. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «ТРИЗ- технология, как средство.

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников Видео Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников «Русский народ не должен терять своего нравственного.

Мыльные пузыри как средство развития творческих способностей у дошкольниковМыльные пузыри как средство развития творческих способностей у дошкольников ва года назад меня заинтересовала тема обучения дошкольников нетрадиционным техникам рисования. Эту тему я выбрала для своего самообразования.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников В своей статье хотелось бы передать всю атмосферу творческого полёта в нашем учреждении. Не секрет, что формирование творческой личности.

Презентация «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» музыкального руководителя Барт И. А. по теме:"Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей.

Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ, как средство развития творческих способностей дошкольников». Форма проведения: игра «Творим.

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ Статья посвящена проблеме развития творческого воображения,.

ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников
Опубликовано: 30 октября 2017 в 17:26
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД