Комплексное экологическое занятие. «Я — человек. Наши помощники — органы чувств»

Энза Закирова
Комплексное экологическое занятие. «Я — человек. Наши помощники — органы чувств»

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах чувств, их значении, проводится воспитание потребности быть здоровыми. Это экологическое занятие можно назвать "языком общения", так как дети получают навыки общения с внешним миром.

Цель: На основе исследовательской деятельности развивать представления о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее. Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира. Воспитывать потребность быть здоровым. Учить передавать различное эмоциональное состояние. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.

Материал: рисунки с изображением скелета, мозга, легких человека; баночки с нарезанными: лимоном, луком, апельсином для узнавания на запах; игрушки для узнавания на ощупь; яблоко, морковь, печенье, конфеты для узнавания на вкус; музыкальные инструменты: металлофон, бубен, погремушка, пианино для узнавания на слух.

Ход занятия:

Часть 1

В. Сегодня мы будем говорить о человеке. Человек – часть природы. Это живая или неживая природа?

Д. Живая.

В. Почему вы так думаете?

Д. Так как он передвигается, питается, дышит воздухом, чувствует.

В. Для того, чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Назовите основные части тела человека.

Д. Голова, шея, туловище, руки, ноги.

В. Покажите органы движения человека на скелете.

Д. Кости, мышцы, суставы.

В. Хорошо. Вы сказали, что человек, так же, как и растения и животные относится к живой природе. В чем же сходства между растениями, животными и человеком?

Д. Все они нуждаются в воздухе, воде и пище.

В. Правильно. А отличается человек тем, что он – существо разумное: он думает, говорит, действует осознанно (показ на рисунке модели «мозга»).

А раз человек - существо разумное, гуманное, то он бережно и заботливо относится к другим людям, растениям, животным; проявляя заботу, милосердие, он и сам становится лучше. А, если он не бережет природу, живые существа, жесток с ними, то и сам становится грубым, злым, неприятным.

На планете живет много людей. Каждый из них – человек. Ты – человек, я человек, он – человек, все мы – люди. А чем люди отличаются друг от друга?

Д. Есть мальчики и девочки, мужчины и женщины.

В. А чем еще люди не похожи?

Д. Разный рост, цвет глаз, волос и т. д.

Часть 2

В. А сейчас мы отправимся в институт здоровья, побываем в разных лабораториях, где проводятся исследования органов чувств человека. Какие органы чувств человека вы знаете?

Д. Глаза, уши, нос, язык, руки.

В. Правильно, они помогают нам познать окружающий мир и, поэтому мы называем их нашими помощниками.

В. Заходим в первую лабораторию. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, поймете, какой орган чувств, здесь исследуют.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются (глаза)

В. Да, в этой лаборатории изучают зрение. Для чего людям нужны глаза?

(ответы детей)

Правильно, глазами мы видим мир. Чтобы глаза хорошо видели, о чем мы должны всегда помнить?

Д. – меньше сидеть перед телевизором, компьютером;

- когда пишем, рисуем, читаем – сидеть прямо, сильно не наклоняться;

- не носить длинную челку, собирать волосы;

- есть морковь.

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

В. А еще, чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную зрительную гимнастику, и сейчас Дина проведет ее с нами.

(ребенок проводит комплекс зрительной гимнастики)

На 3 – 5 секунд закрыть глаза, затем широко открыть (повтор 6 – 8 раз)

Быстро моргать в течение 10 – 15 секунд (повтор упражнения 3 раза с интервалом в 10 секунд)

Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий положить их на закрытые глаза на 30 секунд. Затем опустить руки и открыть глаза.

Физкультминутка «Утром я проснусь…»

В. Заходим во вторую лабораторию. Отгадайте загадку:

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят (уши)

В. Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.

тихо говорит: «Встаньте» (дети встают)

В. Почему вы встали?

Д. Потому, что услышали, что Вы сказали.

В. А чем вы услышали? (ушами)

-Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (ответы детей)

(проводятся игры на слух)

- «Какой музыкальный инструмент звучит» (металлофон, погремушка, бубен, пианино)

- «Узнай по голосу» Все дети встают в круг, водящий ребенок в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Даша (Ислам, ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя «Ау»

Ты глаза закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

В. Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:

Между двух светил

В середине я один (нос)

В. Для чего человеку нужен нос?

Д. Дышать, чувствовать запахи.

В. А какие бывают запахи?

Д. Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т. д.

В. Может ли запах предупредить человека об опасности?

Д. Можно почувствовать запах дыма при пожаре или когда на плите что-то подгорает. Если продукты плохо пахнут – они испортились, их нельзя есть. При запахе газа надо звонить 04, при пожаре 01.

В. Ребята, носом мы вдыхаем воздух, а дышим мы легкими, которые располагаются в грудной клетке (показ на рисунке)

Эти органы делают около 20 вдохов в минуту. Мы делаем вдох – межреберные мышцы тянут ребра в стороны – грудная клетка расширяется. Мы делаем выдох – мышцы расслабляются, объем легких уменьшается, из них выходит воздух.

- Встаньте, положите руки на грудную клетку так, чтобы пальцы правой и левой ладоней касались друг друга. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдохните. Что произошло?

Д. При вдохе грудная клетка стала шире. Ладони, лежащие на груди, слегка приподнялись и раздвинулись в стороны. Между ладонями появилось расстояние. Во время выдоха пальцы снова коснулись друг друга.

В. Врачи при проведении хирургических операций заметили, что у здоровых людей легкие розового цвета, а у людей, которые постоянно дышат загрязненным воздухом, они становятся грязно серыми. Поэтому следует избегать вдыхания табачного дыма, не находиться рядом с курящими взрослыми, не стоять вблизи выхлопных труб автомобилей, чаще проветривать помещение и делать влажную уборку.

(проводится дыхательная гимнастика)

-Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть (повторить 3-4 раза)

(проводится игра «Узнай по запаху»)

(детям предлагается с завязанными глазами определить по запаху, что находится в баночках) (апельсин, лук, лимон)

В. А как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (на вкус)

В. В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств – язык.

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. А каким может быть вкус? (ответы детей)

(показ на рисунке: кончик языка – сладкое / боковые края – кислое / на передних боковых краях – соленое / задняя поверхность языка – горькое)

(ребенок проводит гимнастику языка)

«Холодно – жарко» Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать в уме до 5, спрятать язык, закрыть рот (посчитать до 5) – повторить 3 – 4 раза.

«Лошадка» Поцокать языком.

«Часы» Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево – вправо. (8 раз)

(проводится игра «Определи на вкус)

(яблоко, морковь, печенье, конфеты)

В. Итак, язык помогает ощутить вкус пищи. Но не все стоит пробовать на вкус. Гуляя по лесу, например, можно ли пробовать на вкус грибы или незнакомые ягоды?

А что еще нельзя пробовать? (лекарства, незнакомые продукты)

В. Ну и, наконец, мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Что мы можем почувствовать с помощью осязания руками?

Д. Если возьмем в руки: чашка с чаем – горячая /холодая,

кончик иглы – острый,

промокли под дождем – одежда влажная,

кошка – пушистая,

наждачная бумага – шершавая.

В. Наши руки помогают нам во всех делах, и мы должны их беречь, ухаживать за ними. Что мы должны сделать, если:

- на улице холодная, ветреная погода

- руки испачкались

- как обращаться с острыми предметами

- можно ли трогать электрическую розетку, совать руку в дверную щель?

- руки устали

(проводится пальчиковая гимнастика – массаж пальчиков рук)

1,2,3,4,5! Будем пальчики считать,

Крепкие, дружные – все такие нужные.

(проводится игра «Узнай на ощупь игрушку»)

В. Вот и закончилась наша экскурсия по Институту Здоровья. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.

Одна голова нам дана,

А глаза два и уха два.

И два виска, и две щеки,

И две ноги и две руки,

Зато один и нос и рот,

А будь у нас наоборот,

Одна нога, одна рука-

Зато два рта, два языка,

Мы только бы и знали,

Что ели, да болтали.

В. Давайте в конце занятия встанем в круг:

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланья.

(дети говорят друг другу добрые пожелания)

Публикации по теме:

Детские развивающие занятияДетские развивающие занятия "Мама+малыш" комплексное занятие для малышей 1-3 лет "Малышок" музыкальные занятия для малышей "Танцуем с мамой" логоритмика для детей 2-3.

Дидактическое пособие «Одень куклу» (для детей 2–4 лет)Дидактическое пособие «Одень куклу» (для детей 2–4 лет) Цель: формировать представление о человеке, частях тела, органах чувств;учить различать пол человека;знакомить с сезонными предметами одежды,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Комплексное экологическое занятие. «Я — человек. Наши помощники — органы чувств»
Опубликовано: 25 марта 2012 в 15:54
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль — март
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль – март ( В. В. Гербова) Тема недели «Неделя здоровья» Занятие 1 Тема Обучение...