«Я должен взять-разгадав отдать». Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

Савуя Абдуллина
«Я должен взять-разгадав отдать». Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

Тема: «Я должен взять – разгадав отдать» И. А. Бунин

Цель:

1. Ввести учащихся в поэтический мир Бунина, показать художественное своеобразие его пейзажной лирики;

2. Развивать речь учащихся;

3. Пробуждать интерес к поэзии.

Материал урока: портрет поэта,

слайды: стихотворения «Первый утренник, серебряный мороз», «Вечер»; «Я должен взять и разгадав, отдать», «Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину» (К. П. Паустовский, словарная работа;

проектор.

Ход урока:

1. Этап «включения» в уроке.

2. Постановка учебной задачи.

«Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину», писал К. Паустовский как мы знаем, многие поэты прекрасно справились с трудной задачей.

Природа для Бунина была совершенно особым миром. «Я еще живее чувствую то, что так полно чувствовалось в юности: всю красоту и всю глубокую печаль русского пейзажа, так не различно связанного с русской жизнью». Для поэта природа – одно из важнейших явлений красоты жизни на земле, красоты, питающей человеческой разум и душу. Художник наполняется красотой природы и в своих стихах делится со своими впечатлениями.

Вслушайтесь, как звучит тема урока: «Я должен взять – разгадав отдать». В этих словах заключен смысл художественного творчества Бунина: не просто увидеть – изобразить, а разгадать. Попытаемся и мы «разгадать» тайну стихов Бунина.

3. Операционно – исполнительный этап урока.

А) словарная работа.

УТРЕННИК - весенний или осенний мороз по ночам, который бывает до восхода солнца.

ГЛЯНЕЦ – блеск начищенной или отполированной поверхности.

БИРЮЗА – драгоценный камень голубоватого или зеленоватого цвета. Бирюзовый - зеленовато – голубоватый.

НАСТУРЦИЯ – однолетнее садовое травянистое растение с крупными красно – желтыми красками. В 1580 г. настурцию привезли испанцы из Перу, Америки. В Японии она означала патриотизм, в Европе – любовь.

Б) чтение стихотворения «Первый утренник, серебряный мороз» и общее впечатление от прочитанного.

В) анализ стихотворения.

Почему первоначальное заглавие стихотворения «Утренник» поэт заменил?

Каково состояние души поэта?

Каков смысл стихотворения?

Почему два раза в первой четверостишии обращается к эпитету «серебряный»?

Поэт использует повторения, если ему важно подчеркнуть какой-то образ, художественный деталь. Найдите подтвержения этому в тексте стихотворения. (Образ настурции повторяется. Эти цветы символизирует любовь, используется автором как образное изображение любви и радости).

Определите гамму цветов в стихотворении.

Серебряный – блестяще-белый

На заре – нежно-розовый

Зеленеет – зеленый

Бирюзой - зеленовато-голубой

Красным пламенем – красный

Настурция – красно-желтый.

В стихотворении поэт обращается к многоцветию. Почему?

Он так чувственно воссоздает нам свою душу - любовь и радость. И вот что говорит Бунин об этом: «Я протокольно о природе не пишу. Я пишу или о красоте, то есть, значит все равно, в чем бы она ни была, или же даю читателю, по мере сил, с природой часть своей души».

Как мы убедились, и И. А. Бунин прекрасно справился с «трудной задачей». При этом он чувствует себя счастливым. Счастье доступно лишь тем, кто проник в тайне природы, «только знающим». Прослушайте стихотворение «Вечер».

Г) чтение стихотворения «Вечер».

4. Рефлексивно-оценочный этап урока.

Публикации по теме:

Открытый урок музыки в 5 классе «Музыкальный портрет» Цель: закрепление понятий характер, интонация, динамика, образ. Задачи: сопоставление произведения музыки и живописи; развитие фантазии,.

Выставка декоративно-прикладного творчества. Фотоотчет.Выставка декоративно-прикладного творчества. Фотоотчет. В один из весенних дней мы с детьми посетили выставку декоративно-прикладного творчества учащихся "Добрый мир детства", которая проходила.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Этикет
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
«Я должен взять-разгадав отдать». Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Опубликовано: 15 марта 2014 в 16:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Огород на подоконнике»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Большинство семей имеют свой сад,...
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «День рождения» в подготовительной к школе...
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры на тему «День рождения» в подготовительной к школе группе Цель игры: Расширить, уточнить и конкретизировать знания...
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Видеоотчет «Танцы, танцы в детском саду»
В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации. Уважаемые коллеги -в течении года было...
Конспект тематического занятия «День Победы»
Сценарий тематического занятия Праздник-концерт 9 мая – День победы ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Учить детей ценить патриотические традиции нашего народа;...