«Я изучаю мир…» Примерное планирование экспериментальной деятельности в младшей группе.

Валентина Владимировна Кузьменко
«Я изучаю мир…» Примерное планирование экспериментальной деятельности в младшей группе.

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

Основное содержание исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте предполагает формирование представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, веточек).

4. О способах исследования объекта.

5. О человеке (строение тела, назначение органов чувств).

В процессе обследования детьми предметов рекомендуется решать следующие задачи:

• Сочетать показ взрослого с активным действием ребенка по их обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)

• Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

• Учить детей сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений.

• Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода».

Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются соль, сахар, лимонная кислота). Дидактическая игра «Угадай на вкус».

2. «Игры с вертушками, ленточками, султанчиками»

Цель: Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

3. «Поиграем с солнышком»

Цель: Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, металлические или деревянные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Я пеку пирожки».

Цель: Познакомить со свойствами мокрого песка. У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы

Октябрь

1. «Угадай, что за фрукт» (обследование яблока, лимона).

Цель: Учить детей обследовать предмет с помощью разных органов чувств (осязание, обоняние, вкус). Дидактические игры: «Узнай по вкусу», «Что в мешочке?», «Чем пахнет коробочка?».

«Я изучаю мир…» Примерное планирование экспериментальной деятельности в младшей группе.

2. «Сыпучий песок».

Цель: Познакомить со свойствами сухого песка (не лепится, сыпется, светлее мокрого). Предложить испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предложить взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздать детям кулечки с дыркой и предложить сыпать из них песок, порисовать струйкой песка (кружочки, дорожки, цветы, солнышко и т. п.)

3. «Что в пакете?».

Цель: Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы. Игры с полиэтиленовыми пакетами, наполненными воздухом (на пакете наклеить разнообразные лица).

4. «Глина, ее качества и свойства».

Цель: Научить узнавать предметы, сделанные из глины; определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает); слепить угощения для кукол.

Ноябрь

1. «Окрашивание воды».

Цель: Выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

2. «Древесина, ее качества и свойства».

Цель: Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

3. «Знакомство с мылом».

Цель: Познакомить детей с чистящими и моющими свойствами мыла: Стирка кукольной одежды и купание кукол.

4. «Что в коробке?».

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Декабрь

1. «Снег-снежок».

Цель: познакомить со свойствами снега (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле)

2. «Соберем водичку».

Цель: Научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.

3. «Найди по звуку».

Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки различными предметами за ширмой (Рвать бумагу, стучать деревянным кубиком, звучание стекла, скрип металла, постукивание резинового мячика и др.) .

4. «Изготовление цветных льдинок».

Цель: Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска. Украсить льдинками елку на участке.

Январь

1.«Игры с соломинкой».

Цель: Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть (предложить выдувать воздух через трубочки в стакан с водой).

2. «Чьи это следы?».

Цель: Научить детей получать четкие следы на снегу, отпечатки различных предметов.

3. «Как из снега получить воду».

Цель: Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле, талая вода грязная, ее нельзя пить).

4. «Собери человечка».

Цель: Знакомить с частями тела человека в дидактических играх, знать их название, уметь находить несоответствие в рисунках (отсутствие рта, носа и т. д.)

Февраль

1. «Снег в морозный день».

Цель: Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится).

2. «Веточка тополя».

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Утонет – не утонет».

Цель: Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

4. «Рвем бумагу».

Цель: Знакомить детей со свойством бумаги: она рвется. Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию («Самолетики», «Ракета»).

Март

1. «Игрушки, которые не тонут».

Цель: Познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек. Детям раздают теннисные шарики, резиновые игрушки и показывают, что с ними происходит, если их положить на дно тазика с водой.

2 «Бумажные комочки».

Цель: Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию («Цветы для мамы», «Барашек круторогий»).

3. «Посадка огурцов» .

Цель: уточнить представления о том, как растут огурцы, рассмотреть семена, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Горячо – холодно».

Цель: Научить определять температурные качества веществ и предметов. (Использовать емкости с водой разной температуры).

Апрель

1. «Плакала сосулька».

Цель: выяснить с детьми, почему «плачут» сосульки?

2. «Разноцветные стекляшки».

Цель: Познакомить детей со свойствами прозрачного стекла. Раздать детям разноцветные пластиковые стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.

3. «Мыльное чудо».

Цель: Познакомить детей с пенообразующими свойствами мыла. Игры с мыльными пузырями.

4. «Растения тоже надо кормить».

Цель: Дать знания о том, что растениям необходима пища в виде удобрений (рассматривание и подкормка огурцов).

Май

1. «Спрячь игрушку в воде».

Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, вода изменяет цвет.

2. «Что любят растения?».

Цель: Выявить значение влаги для роста и жизни растений. (Сравнение сухого и политого растения бальзамин).

3. «Солнечные зайчики».

Цель: Научить детей играть с солнечным зайчиком. Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком

4. «Ткань, ее качества и свойства».

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Публикации по теме:

Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?»Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?» Китайская пословица гласит: "Расскажи- и я забуду,покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму".Усваивается всё крепко и надолго,когда.

Организация проектной деятельности с младшими дошкольниками как средство реализации федеральных государственных требований Мы хотим видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющих ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Профессии и труд
  • Лексика
Автор публикации:
«Я изучаю мир…» Примерное планирование экспериментальной деятельности в младшей группе.
Опубликовано: 18 апреля 2013 в 06:58
+53Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...
Как мы делали «Осеннее паспарту»
Осенью мы собираем разноцветные листочки, сушим их и делаем замечательные коллажи и поделки. В этот раз я хочу рассказать вам как мы с ребятами делали...