«Я изучаю мир…» Примерное планирование экспериментальной деятельности в младшей группе.

Валентина Владимировна Кузьменко
«Я изучаю мир…» Примерное планирование экспериментальной деятельности в младшей группе.

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

Основное содержание исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте предполагает формирование представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, веточек).

4. О способах исследования объекта.

5. О человеке (строение тела, назначение органов чувств).

В процессе обследования детьми предметов рекомендуется решать следующие задачи:

• Сочетать показ взрослого с активным действием ребенка по их обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)

• Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

• Учить детей сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений.

• Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода».

Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются соль, сахар, лимонная кислота). Дидактическая игра «Угадай на вкус».

2. «Игры с вертушками, ленточками, султанчиками»

Цель: Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

3. «Поиграем с солнышком»

Цель: Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, металлические или деревянные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Я пеку пирожки».

Цель: Познакомить со свойствами мокрого песка. У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы

Октябрь

1. «Угадай, что за фрукт» (обследование яблока, лимона).

Цель: Учить детей обследовать предмет с помощью разных органов чувств (осязание, обоняние, вкус). Дидактические игры: «Узнай по вкусу», «Что в мешочке?», «Чем пахнет коробочка?».

«Я изучаю мир…» Примерное планирование экспериментальной деятельности в младшей группе.

2. «Сыпучий песок».

Цель: Познакомить со свойствами сухого песка (не лепится, сыпется, светлее мокрого). Предложить испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предложить взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздать детям кулечки с дыркой и предложить сыпать из них песок, порисовать струйкой песка (кружочки, дорожки, цветы, солнышко и т. п.)

3. «Что в пакете?».

Цель: Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы. Игры с полиэтиленовыми пакетами, наполненными воздухом (на пакете наклеить разнообразные лица).

4. «Глина, ее качества и свойства».

Цель: Научить узнавать предметы, сделанные из глины; определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает); слепить угощения для кукол.

Ноябрь

1. «Окрашивание воды».

Цель: Выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

2. «Древесина, ее качества и свойства».

Цель: Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

3. «Знакомство с мылом».

Цель: Познакомить детей с чистящими и моющими свойствами мыла: Стирка кукольной одежды и купание кукол.

4. «Что в коробке?».

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Декабрь

1. «Снег-снежок».

Цель: познакомить со свойствами снега (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле)

2. «Соберем водичку».

Цель: Научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.

3. «Найди по звуку».

Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки различными предметами за ширмой (Рвать бумагу, стучать деревянным кубиком, звучание стекла, скрип металла, постукивание резинового мячика и др.) .

4. «Изготовление цветных льдинок».

Цель: Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска. Украсить льдинками елку на участке.

Январь

1.«Игры с соломинкой».

Цель: Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть (предложить выдувать воздух через трубочки в стакан с водой).

2. «Чьи это следы?».

Цель: Научить детей получать четкие следы на снегу, отпечатки различных предметов.

3. «Как из снега получить воду».

Цель: Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле, талая вода грязная, ее нельзя пить).

4. «Собери человечка».

Цель: Знакомить с частями тела человека в дидактических играх, знать их название, уметь находить несоответствие в рисунках (отсутствие рта, носа и т. д.)

Февраль

1. «Снег в морозный день».

Цель: Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится).

2. «Веточка тополя».

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Утонет – не утонет».

Цель: Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

4. «Рвем бумагу».

Цель: Знакомить детей со свойством бумаги: она рвется. Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию («Самолетики», «Ракета»).

Март

1. «Игрушки, которые не тонут».

Цель: Познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек. Детям раздают теннисные шарики, резиновые игрушки и показывают, что с ними происходит, если их положить на дно тазика с водой.

2 «Бумажные комочки».

Цель: Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию («Цветы для мамы», «Барашек круторогий»).

3. «Посадка огурцов» .

Цель: уточнить представления о том, как растут огурцы, рассмотреть семена, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Горячо – холодно».

Цель: Научить определять температурные качества веществ и предметов. (Использовать емкости с водой разной температуры).

Апрель

1. «Плакала сосулька».

Цель: выяснить с детьми, почему «плачут» сосульки?

2. «Разноцветные стекляшки».

Цель: Познакомить детей со свойствами прозрачного стекла. Раздать детям разноцветные пластиковые стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.

3. «Мыльное чудо».

Цель: Познакомить детей с пенообразующими свойствами мыла. Игры с мыльными пузырями.

4. «Растения тоже надо кормить».

Цель: Дать знания о том, что растениям необходима пища в виде удобрений (рассматривание и подкормка огурцов).

Май

1. «Спрячь игрушку в воде».

Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, вода изменяет цвет.

2. «Что любят растения?».

Цель: Выявить значение влаги для роста и жизни растений. (Сравнение сухого и политого растения бальзамин).

3. «Солнечные зайчики».

Цель: Научить детей играть с солнечным зайчиком. Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком

4. «Ткань, ее качества и свойства».

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Публикации по теме:

Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?»Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?» Китайская пословица гласит: "Расскажи- и я забуду,покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму".Усваивается всё крепко и надолго,когда.

Организация проектной деятельности с младшими дошкольниками как средство реализации федеральных государственных требований Мы хотим видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющих ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Я изучаю мир…» Примерное планирование экспериментальной деятельности в младшей группе.
Опубликовано: 18 апреля 2013 в 06:58
+53
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....