Открытое занятие по реализации национально-регионального компонента «Ягода тундровая»

Светлана Дёмкина
Открытое занятие по реализации национально-регионального компонента «Ягода тундровая»

«Ягода тундровая»

Цели:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о ягодах, произрастающих в нашем округе.

2. Воспитывать бережное отношение к тундре, закрепить правила поведения в природе.

3. Развивать мышление и речь детей.

Оборудование: Фонограмма, мультимедиа (презентация «Северные ягоды», шапочки – маски, модели «Правила поведения в тундре», креманки с ягодами и вареньем, чайные ложки на каждого ребенка, шарфики, лукошко, блюдо с ягодным пирогом.

Воспитатель: ребята, нам пришло приглашение от Хозяйки тундры, она приглашает нас к себе в гости, но чтобы к ней попасть, надо нам выполнить задания.

1. Как называется природа нашего края?

2. Что растет в тундре?

3. Назовите правила поведения в тундре?

Нельзя кричать. (объяснить почему)

Нельзя срывать растения и мелкие кустарники

Нельзя разорять птичьи гнезда

Нельзя мусорить

Разжигать костры. (Дети объясняют, почему нельзя)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаю вас друзья, захватить лукошки

и пойти за нами следом по ягоду морошку.

Тундра наша бескрайняя, нет ей ни конца, ни края. Оглядишься

вокруг, а кругом только кочки да болота. Ох, как тяжело дается нам наша северная ягода. Но с пустыми руками идти в гости неприлично, надо пройти через кочки, да болота и ягод набрать в лукошко.

Игра «Кто быстрее пройдет по болоту и соберет ягоды»

Появляется Хозяйка:

Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные! Рада видеть вас в своем дому, а еще, пуще рада – радехонька, что вы край наш северный любите, природу матушку бережете. Проходите, рассаживайтесь, будьте. Как дома!

Воспитатель: А пришли мы к тебе, Хозяюшка, не с пустыми руками, а со стихами, с песнями, да сценками. И хотим узнать от тебя, побольше, о ягодах наших северных, о пользе их.

Хозяйка: Ну, тогда садитесь рядком, да побеседуем ладком.

Воспитатель: Ребята, хотят спеть для тебя песню о тундре.

Песня «Тундра»

Хозяйка: Спасибо за песню. Люблю ходить по тундре я и вдыхать аромат северных трав. Особенно приятно мне найти огромную поляну ягод. Наши северные ягоды обладают не только неповторимым вкусом, но и используются в медицинских целях.

Вот послушайте загадку:

«Эту ягодку найдете,

Ни в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая … (клюковка) (Показ слайда)

Клюква растет на болоте. Это очень ценная, полезная ягода, в ней много витамина С, который укрепляет наш организм, не дает ему заболеть, а если и заболеешь, то выручит клюква, поможет температуру снять и жажду утолить и горлышко смягчить, успокоить.

Следующая моя загадка:

«Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери- ка

Это ягоды ….(Черника) (показ слайда)

Воспитатель: Хозяюшка, а мы, стихотворение про эту ягоду тебе расскажем.

Потихонечку, без крику

С мамой брали мы чернику.

Пару в рот, одну для дома

Для большущего бидона.

А бидон набивши туго

Мы взглянули друг на друга

И – давай в траве кататься,

Чтоб сильней ухохотаться. Почему?

Хозяюшка: Название черника произошло от того, что когда ее поешь, то окрашивается язык. Губы, руки и даже лицо в темный цвет. Черника полезна людям со слабым зрением.

Хозяюшка:

«На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась,

Желтенькая брошка,

Ягодка… (морошка) (показ слайда)

Очень вкусная и полезная ягода, хорошо помогает от простуды и кашля.

Стихотворение А. Пичкова «Морошка»

«По тропинке, по дорожке,

Собирать идем морошку.

У речушек и озер, соткан розовый узор.

Этих вкусных, спелых ягод,

Нам не съесть наверно за год.

Брызнет, брызнет, сладкий сок.

Две морошки в туесок!

Ну, а третья, эх, народ!

Собираем прямо в рот!»

Воспитатель: А еще мы знаем песенку про морошку и хотим ее исполнить.

Дети поют песню «Морошка»

Хозяюшка хвалит детей.

- А сейчас я загадаю загадку еще об одной очень полезной ягоде, она есть у каждой хорошей хозяйки в дому, и выручает она нас при различных заболеваниях, а вкусна она и в компоте, и в варенье и в киселе и в пирогах на столе. Слушайте:

«Листики с глянцем,

Ягоды с румянцем,

А сами кусточки, не выше кочки»

Что за ягодка такая? (показ слайда) (Брусника)

Воспитатель: А ребята приготовили мини – сценку.

Сценка «Брусничка»

Хозяюшка: А про какие ягоды я вам еще не рассказала, кто назовет?

Голубика. (Показ слайдов)

Рассказ: Голубика очень похожа на чернику, но не такая сладкая. И цвет у голубики нежный, голубой, и по размеру она побольше черники. Лечит эта ягодка болезни желудка.

Шикша, у нас в народе ее называют сиха. Эту черную ягодку очень любят все, кто летом в жару окажется в тундре. Она утоляет жажду. Съешь кулачок этой ягоды и как – будто напился чистой. Родниковой водицы.

Хозяюшка: Вижу я, мастера вы петь, стихи читать, да загадки отгадывать. Предлагаю вам игру «Узнай ягодку на вкус»

Хозяюшка: Все ребята, молодцы, много знают о нашем северном крае, о ягодах. Предлагаю отгадать еще одну загадку:

«В печь его сперва сажают,

А попозже вынимают,

А как выйдет он оттуда,

Так кладут его на блюдо!»

Пирог это, ягодный. Любят наши хозяйки на севере печь пироги из ягод. Вкусные, румяные пироги с пылу, с жару, так и просятся в рот.

Хозяйка выносит ягодный пирог и угощает детей клюквенным киселем с брусничным пирогом. Ешьте на здоровье, приятного аппетита!

Звучит запись песни супругов Сядейских «Голубель»

Литература:

1. «Вынгы Вада» - Слово тундры, журнал, № 3(4) 2009г. ; №3(12) 2011г. ;

2. «Наша Родина», пособие для воспитателей детского сада, составители Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Москва «Просвещение» 1984

3. «Морошковая поляна» рассказы. Стихи и сказки писателей Баренцева региона, составители В. Лемесов, Х. Линдскут, 1997г.

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Ягоды — дары севера» Актуальность темы:Когда люди болеют, как правило, они сразу бегут в аптеку и покупают дорогостоящие лекарства. А ведь северные ягоды - это.

Конкурс плакатов «Эко радуга» В МБДОУ Верхнетроицкий в рамках регионального проекта «Время добрых дел» прошел конкурс плакатов «Эко радуга» Экологический результат: Закрепить.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Открытое занятие по реализации национально-регионального компонента «Ягода тундровая»
Опубликовано: 16 января 2014 в 13:07
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по проекту «Волшебная изонить» Подготовила Булгакова Н. А.
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью...
Спокойного зимнего сна. Коллажи на тему «Как дикие животные подготовились к зиме»
В рамках лексической темы: "Дикие животные"в пятницу мы с детьми «укладывали спать» зверей на долгий зимний сон. Для этого нам пришлось вспомнить, как...
Новогодний праздник в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Новогодний праздник в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Раздается бой курантов. Ведущий: Ой, ребятки, тише, тише! Что-то сказочное слышу! Видно...
«Волшебные цветы». Творческие работы детей.
Есть на свете цветок - алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовется не зря. Может, там, за седьмым перевалом...
Фотоотчёт «Готовимся к Новому году»
Фотоотчёт: "Готовимся к новому году". Новый Год уже совсем близко! Но, у нас, еще есть время, для того, что бы сделать что-то красивое, сказочное,...