«Как аукнется, так и откликнется». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе

ирина глазунова
«Как аукнется, так и откликнется». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе

(по мотивам русской народной сказки «Лиса и Журавль» и басни И. Крылова «Ворона и Лисица»)

Обучающие цели:

1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и Журавль».

2. Формировать умение определять основную идею сказки.

3. Развивать навык словообразования: учить образовывать

относительные и притяжательные прилагательные.

4. Познакомить с новыми словами, выражениями.

Развивающие цели:

1. Развивать способность пересказывать с помощью картинок –

иллюстраций.

2. Формировать умение вести диалог.

3. Формировать творческие способности через театрализацию.

Воспитательные цели:

1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

2. Развивать индивидуальные особенности у детей.

3. Учить детей слушать друг друга, не перебивая говорящих.

Задачи:

1. Закреплять у детей правильное употребление слов и падежных

окончаний.

2. Развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное

восприятие.

3. Формировать нравственные качества: сочувствие, сопереживание,

готовность прийти на помощь, умение прощать, чувство

коллективизма.

4. Прививать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Словарные слова:

Званый пир; куманёк; потчевала; не обессудь; окрошка; дружба врозь; не солоно хлебавши; как аукнется, так и откликнется; что посеешь, то пожнёшь; каков привет, таков ответ.

Оборудование:

1. Иллюстрации к сказке «Лиса и Журавль» и басне И. Крылова «Ворона

и Лисица».

2. Костюмы лисы и журавля.

3. Посуда: кувшин с окрошкой, тарелка с манной кашей.

4. Ель (из картона) с вороной, лиса-игрушка.

Литература:

1. Русская народная сказка «Лиса и Журавль».

2. Басня И. Крылова «Ворона и Лисица».

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами попадём на сказочный двор, и там мы встретимся со сказкой. Но прежде познакомимся с персонажами будущей сказки.

(воспитатель обращает внимание детей на следы, а на них написаны загадки о лисе и журавле)

Смотрите, перед нами чьи – то следы, они ведут нас в разные стороны: к домикам, которые отличаются друг от друга. Чтобы узнать, чьи это домики, нужно отгадать загадки, которые написаны на следах.

(Воспитатель читает, дети отгадывают).

Загадки (описательные):

1. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – её краса

Этот зверь лесной… (Лиса).

2. Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт

В деревне кур крадёт. (Лиса)

3. Рыжая хозяйка по лесу прошла,

Стёжки – дорожки хвостом подмела. (Лиса).

4. Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый – телом серый,

А затылок голый, красный

Бродит по болотам разным.

Ловит в них лягушек –

Бестолковых попрыгушек. (Журавль).

5. Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит.

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (Журавль).

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, показывает иллюстрации лисы и журавля.

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?

Дети: Нет, лиса-дикое, хищное животное, живёт в лесу в норе.

Воспитатель: Как ещё можно назвать это животное?

Дети: Лиса, лисичка, лисонька, кумушка, плутовка.

Воспитатель: Опишите лису. Какая у неё мордочка?

Дети: Вытянутая.

Воспитатель: Какие у неё глаза?

Дети: Чёрные, хитрые.

Воспитатель: Какие у неё лапки?

Дети: Короткие, в чёрных сапожках.

Воспитатель: Какой у неё хвост?

Дети: Длинный,пушистый, большой.

Воспитатель: Чем питается лиса?

Дети: Зайцами, мышами, птицей.

Воспитатель: Как называют это животное в сказках?

Дети: Лиса Патрикеевна.

Воспитатель: Немногих животных называют по имени – отчеству. Откуда у лисы отчество?

Дети: Давным - давно жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову хитрец. Так как лиса считалась очень хитрой, то она и получила прозвище Патрикеевна.

Воспитатель: Рассмотрим изображение другого персонажа. Кто это?

Дети: Журавль, это птица.

Воспитатель: Опишите его. Чем он отличается от лисы?

Дети: У него длинные ноги, их обычно сравнивают с ходулями, длинная шея, длинный клюв, большие крылья, с помощью которых он летает.

Физкультминутка:

Шёл журавль на охоту,

Искал лягушку на болоте.

Ноги длинные поднимал,

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам,

Нет её ни тут, ни там.

Оглянулся, повернулся,

А затем домой вернулся.

Воспитатель: Для того, чтобы узнать, что нам помогает знакомиться со сказками, послушайте загадку.

Не сеялки, а добро сеют,

Не хлеб, а досыта кормят

Без рук, а всё умеют,

Без ног, а по дорогам ходят.

Дети: Книги.

Воспитатель: Верно. А сейчас, ребята, посмотрите, куда мы попали?

Дети: Попали в сказку

Воспитатель: Ребята, а любите ли вы сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Скажите, а где наши герои могли бы подружиться?

Дети: Наверное, только в сказке.

Воспитатель: Сейчас мы познакомимся со сказкой, которая

называется «Лиса и Журавль».

Подружилась Лиса с Журавлём. Вот и вздумалось Лисе угостить Журавля, пошла она, звать его в гости.

- Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт Журавль на званый пир, а Лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

- Покушай, мой голубчик куманёк! Сама стряпала.

Журавль хлоп – хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А Лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена, лиса и говорит:

- Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.

- Спасибо, кума, и на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.

На другой день приходит Лиса, а Журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка! Право потчевать больше нечем.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает – то, всё ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А Журавль меж тем клюёт себе да клюёт, всё и поел.

- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла Лису досада, думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у Лисы с Журавлём врозь.

Воспитатель: (обсуждение и объяснение непонятных для детей слов). Как вы думаете, что значат слова: «не обессудь, куманёк», «нечем потчевать», «не солоно хлебала», «как аукнется, так и откликнется», «званый пир», «дружба врозь».

(воспитатель помогает детям объяснить значение слов)

Воспитатель: Ребята, сейчас я познакомлю вас с басней, прослушав которую, вы должны будете ответить на вопросы.

Басня И. Крылова «Ворона и Лисица»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, –

Ведь ты б у нас была царь птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, –

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

(воспитатель читает наизусть басню, и показывает ель, на которой сидит с сыром ворона, под елью стоит лиса)

Физкультминутка:

Есть у радости подруга,

Что-то в виде полукруга

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится

Грусть – тоска её боится.

Что это? (улыбка)

Воспитатель: Понравилось ли вам поведение лисы?

Дети: Нет, настоящая Лиса Патрикеевна, перехитрив ворону, забрала у неё сыр.

Воспитатель: Подарим друг другу улыбки и продолжим занятие.

Почему лиса решила позвать журавля к себе в гости?

Дети: Она хотела с ним подружиться.

Воспитатель: Каким голосом она позвала его?

Дети: Хитрым, сладким.

Воспитатель: Попробуйте позвать журавля таким же голосом.

(воспитатель опрашивает несколько детей).

Дети: Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!

Воспитатель: Чем она его потчевала (угощала?

Дети: Манной кашей.

Воспитатель: Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение? (показать блюдце, на нем манная крупа, захватывание манной крупы пинцетом)

Дети: Конечно же, нет. Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным.

Воспитатель: Каким тоном отблагодарил лису журавль?

Дети: С обидой в голосе.

Воспитатель опрашивает несколько детей, и они воспроизводят фразу с нужной интонацией.

Дети: Ну, спасибо, кума, и на этом!

Воспитатель: А с какой интонацией журавль пригласил лису?

Дети: А теперь ты приходи ко мне в гости (хитро).

Воспитатель: Давайте проверим, сможет ли лиса достать угощение?

Горлышко у кувшина узкое, только длинный клюв может достать угощение.

(Показать с помощью предмета похожего на клюв) Мордочка лисы не пройдёт в кувшин, только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так и ушла лиса не солоно хлебавши. (Ни с чем) Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

Воспитатель: Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые

покажут нам сценку из сказки (девочку и мальчика). Я буду

автором, Аня – лисой, Егор С. – журавлём.

Дети одевают шапочки животных, и начинают показ.

Лиса.

Я – красавица лиса –

Посмотрите на меня,

Хоть полсвета обойди-

Лучше лиски не найти.

В гости друга приглашу

Как смогу, так угощу.

Ой, журавль – куманёк,

Приходи ко мне, дружок,

Угостить тебя хочу,

В сказку деток приглашу.

Ты покушай, мой дружок,

Каша – просто первый сорт

(лижет языком кашу)

Что же, каши больше нет

(пожимает плечами, оглядывается по сторонам)

Вот и всё, прощай, мой свет.

Журавль.

Да, кума, гостинец славный (ухмыляется)

И на том спасибо, ладно…

Завтра в гости тебя жду,

Тоже угостить хочу.

Проходи, подруга, в дом

Вот и стульчик, вот и стол

Угощение на нём. (показывает на кувшин)

Ты хоть что мне расскажи,

А лучше пищи не найти.

(садится за стол и клюёт окрошку. Затем, поглаживая живот, говорит, хитро прищурясь:)

Ну что, милая кума,

Угостил тебя здесь я.

Квиты мы теперь с тобой

Приходи, ведь я друг твой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо показали сказку. Сегодня мы с вами побывали на сказочном дворе. У кого в гостях мы были?

Дети: Мы были в гостях у Лисы и Журавля.

Воспитатель: Что они делали? Чем запомнился вам сказочный двор?

Дети: Они угощали друг друга. Запомнилась нам сказка тем, что лиса перехитрила сама себя, т. к. она сделала неправильно, не о госте думала, а о себе.

Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?

Дети: Сказка нас учит дружить, заботиться о других, быть гостеприимным.

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы, подойдут к нашей сказке?

Ребёнок 1: «Как аукнется, так и откликнется».

Ребёнок 2: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Ребёнок 3: «Каков привет – таков ответ».

Воспитатель: Правильно, ребята, существует «золотое правило бумеранга»: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой». И животные, и птицы, и люди – все должны жить дружно.

Воспитатель:

Сказка в гости приходила,

Многому нас научила.

Рассказала, как нельзя

С другом вам вести себя.

Будем сказки мы встречать,

С интересом их читать.

Будем с ними мы дружить,

Этой дружбой дорожить!

Воспитатель награждает детей призами.

- За правильные ответы и интересную сценку вы награждаетесь медальками «Знатоки сказок».

Публикации по теме:

Организация непосредственно-образовательной деятельности для детей второй младшей группы по сказке «Снегурушка и Лиса» Тема:"Снегурушка и Лиса".Цель: Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы, отличным от образа лисиц из других сказок. Основные.

Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей Главная задача в словотворчестве – овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Как аукнется, так и откликнется». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе
Опубликовано: 30 января 2014 в 22:21
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...