«Как мы играли в старину»

Инесса Слюсарь
«Как мы играли в старину»

Красоту, чистоту мы у старших берем Саги, сказки из прошлого тащим, Потому что добро остается добром В прошлом, будущем и настоящим.

В. Высоцкий

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Русские народные сказки, русские народные игры, русские народные песни, загадки, русское народное творчество. Ведь мы не раз встречаемся с этими понятиями.

В далекие времена, когда у людей не было ни грамоты, ни книги, всякая песня, всякая сказка только и могли, так - переходя от человека к человеку, через живую речь, из уст в уста. Поэтому все, что так передавалось и пришло к нам из глубины веков, мы называем теперь устным творчеством, или фольклором (народная мудрость, народные знания).

Фольклор - это художественная педагогика, воспитание словом, музыкой, движением, ритмом.

Основным содержанием приобщения детей к русскому национальному искусству является жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания, а отсюда вытекают главные задачи в этом направлении - знакомить детей с устным народным творчеством - важной частью духовной жизни народа, знать, что заботило, радовало русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали детям и внукам.

Одной из форм проявления к своей национальной культуре является знакомство с народной песней. Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песня матери. Она напевает ее, убаюкивая ребенка. Песни, сказки, которые ребенок слышит и усваивает с раннего детства, всегда несут в себе местные особенности народного творчества.

В нашей группе мы знакомим детей с русскими народными сказками: «Курочка - ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» - эти сказки понятны ребенку потому, что их герои - животные, которые разговаривают и действуют как люди, выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п., бытовые действия (убирают дом, пекут пироги, художественные (пляшут, поют, игровые (играют в прятки, бегут наперегонки). Детей уже не удивляет поведение сороки - белобоки, курочки - рябушечки, козы - дерезы, так как они представляют ситуацию, в которой действуют персонажи, сознательно реагируют на описываемые события. Эти знания систематизируются: человек и его жилище; человек и результаты его труда; человек и растительный мир; человек и животный мир, и многое другое. Художественное произведение помогает почувствовать реалистичное в повествовании (например, «Как у котика усы удивительной красы, глаза смелые, зубки белые») и сказочное («Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился» и т. д.)

Ребенок уже понимает сказочность вышеописанных сюжетов, их забавность. Он просто включается в игру со взрослыми, легко откликается на любое предложение развернуть игровое действие в ролях. Его интересует результат действий персонажа, волнует собственная причастность к происходящему, скажем, может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока - ворона, или отведать пирожка, который купил на торжке котик, попить водички, которую принесла курочка - рябушечка. И что главное, ребенку удается плавно войти в воображаемую ситуацию, понять «понарошечность» действий героев. Не имея в реальной действительности даров курочки, котика, сороки - вороны, не удивляются их отсутствию, и ведет себя так, как будто перед ним и полный горшочек сваренной каши, и полное ведро воды, и пироги «с пылу, жару из печи - так горячи». Примечательно, действия ребенка принимает так же имитационный характер - он аккуратно несет ведро, боясь расплескать воду, ест кашу, да еще и похваливает ее вкусовые качества.

Фольклорные произведения учат детей понимать доброе и злое, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так репка, морковка, огурчик в их представлении уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека.

Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях можно считать важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

С детьми постарше у нас в саду знакомство с детским фольклором осуществляется через участие детей в календарных праздниках. Например, на «Святках» дети с воспитателями и музыкальными руководителями наряжались в русские народные костюмы, поздравляли друг друга колядными песнями, водили хороводы, посевали группы, угощали сладостями.

Так же проводилось развлечение «Здравствуй, Масленница», на котором сказочные персонажи: скоморохи и матрешки пели вместе с детьми, плясали, играли в игры-забавы, угощали вкусными блинами

У нас в саду проводилось развлечение «Проводы Зимы», на котором сказочные персонажи: матушка Зима, скоморохи, пираты, Весна веселили, развлекали детей. На празднике звучали заклички, веснянки, русские народные песни о временах года, пляски, дети в играх-забавах соревновались в силе, ловкости и смелости.

В других детских садах ежемесячно проводятся дни творчества, которые посвящены знакомству с национальной культурой, историей России - дети погружаются в атмосферу русского быта, устного народного творчества. Кульминацией месяца становится яркое, незабываемое событие - День страны.

С самого раннего утра в этот день все дети и взрослые наряжаются в народные костюмы - яркие сарафаны, кокошники, ленты, косоворотки. По коридорам разгуливают скоморохи, веселят всех шутками, частушками, прибаутками, угощают детей настоящими петушками на палочках. В этот день музыкальный зал - музыкальная светелка, кабинет эстетики - город Мастеров. И занятия в этот день особенные. Из музыкальной светелки доносятся звуки гармошки, здесь музыкальные руководители потеху затеяли: песни поют, в игры играют, а сколько

частушек дети знают. «Ходи, хата, ходи, хата, ходи, курица мохната»- задорно поют мальчишки и девчонки. Кто же спрятался за забором? Ура! Узнали! Малыши радостно обнимают друг друга. Вот такая развеселая потеха.

Занятия по хореографии превращаются в танцы за околицей. Собираются сюда парни и девчата на гулянье - хороводы поводить, поплясать, да удаль свою показать. А встречает их за околицей русская девица - красавица с белокурой косой и веночком на голове (педагог хореограф). Лихо отплясывает она под задорную русскую народную музыку. Да и дети не отстают, весело отстукивают пяточками дробушки. Не занятие, а самое настоящее гулянье!

А что же в городе Мастеров делается? Здесь кипит работа Мастерицы города (педагог изобразительного искусства) много интересных дел придумали. Лепят дети не из глины и пластилина, а из самого настоящего теста самые настоящие пироги с капустой. Старательно раскатывают дети лепешку, накладывают начинку и закрепляют пирог. Ну и пусть весь нос в муке, зато такую вкуснятину сами своими руками сделали! Глаза малышей светятся радостью и счастьем.

А вот наши маленькие художники. Они не просто рисуют, а занимаются художественной росписью. В их руках невзрачные глиняные матрешки превращаются в яркие, красочные куклы. Как настоящие мастера-умельцы прорисовывают дети матрешкам глазки, украшают росписью их сарафаны., Стараются, на ярмарку матрешек готовят. Рядом с художниками трудятся прикладных дел мастера. Они мастерят из ниток забавные игрушки. Интересно за ними наблюдать со стороны. Сидят чинно рядком, нитки мотают, песню русскую поют. Вот и головка готова, туловище. Еще немножко «поколдовали» и уже танцует по столу куколка забавная. Оказывается, игрушку можно не только в магазине, но и сделать ее самим, как прабабушка в старину.

Весело и в физкультурном зале! Петрушка и Марфушка (инструкторы по физической культуре) народные игры и забавы задумали. С восторгом скачут малыши в мешках, перетягивают канат, перепрыгивают через «костер». Целый день с утра до вечера слышен визг, шум, смех и веселье.

По всему детскому саду разносятся ароматы. В старших и средних группах дети стряпают сушки, крендельки, пряники, печенье. Около кухни очередь выстроилась. Все хотят побыстрее свои «постряпушки» испечь и попробовать. В духовке места не хватает.

Самых маленьких воспитанников в гости пригласил Емеля. Всех блинами угощает, потеху для них устраивает, а русская Матрешка малышам сказку показывает. Весело танцуют дети с платочками, стучат ложками, с Медведем в догонялки играют, сладкими оладьями да блинами угощаются.

Лишь ненадолго в этот день затихает детский сад. Спят счастливые малыши, сладко посапывают и улыбаются. Наряды и костюмы, аккуратно развешанные на стульчиках, терпеливо ждут, когда их хозяева отдохнут и смогут вновь прыгать, веселиться, плясать.

Самое яркое событие Дня страны - ярмарка. Чего тут только нет! Вкусная сладкая выпечка, самодельные игрушки, сувениры, поделки, украшения, вязаные носочки и салфетки, с любовью выполненные руками пап и мам, бабушек и дедушек, педагогов и руками работников детского сада.

Весело на ярмарке? Цыганка - гадалка судьбу предсказывает. Хозяйки всех чаем ароматным угощают. На импровизированной сцене «артисты» песни и частушки поют5 танцы устраивают. Весь детский сад на ярмарке собрался.

До самого вечера продолжается народное гулянье.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, развивают его творческие способности, вызывают интерес к народному творчеству.

Публикации по теме:

Сценарий досуга ко Дню матери для старшей логопедической группы Конспект досуга для старших дошкольников ко Дню Матери. (логопедическая группа) Зал стилизован под русскую избу. В центре печка, лавки,.

Мудрые Мысли… Цель воспитания - не допускать, чтобы любовь к себе заглушала любовь к ближнему.          П. Буаст.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Овощи
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
«Как мы играли в старину»
Опубликовано: 29 октября 2013 в 13:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Огород на подоконнике»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Большинство семей имеют свой сад,...
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «День рождения» в подготовительной к школе...
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры на тему «День рождения» в подготовительной к школе группе Цель игры: Расширить, уточнить и конкретизировать знания...
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Видеоотчет «Танцы, танцы в детском саду»
В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации. Уважаемые коллеги -в течении года было...
Конспект тематического занятия «День Победы»
Сценарий тематического занятия Праздник-концерт 9 мая – День победы ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Учить детей ценить патриотические традиции нашего народа;...