«Как мы учим стихи». Рекомендации из опыта работы по заучиванию стихотворений с использованием опорных сигналов

Наталья Дмитриева
«Как мы учим стихи». Рекомендации из опыта работы по заучиванию стихотворений с использованием опорных сигналов

Добрый день, уважаемые коллеги!

Хочу поделиться с вами своей системой организации занятий по разучиванию стихотворений. Работаю в детском саду давно, накопился материал по этой теме, возможно кому- то пригодится!

Основной принцип при организации таких занятий - принцип использования опорных сигналов.

Опорные сигналы

- это и цветные опорные картинки, и готовые мнемотаблицы, и опорные схемы, нарисованные детьми, т. е. тот наглядный материал, который позволяет включить в работу над стихотворением не только слуховую, но и зрительную память ребенка. Материал, который позволяет осмыслить стихотворение, и путем установления ассоциативных связей его запомнить!

Занятия построенные таким образом интересны детям и приносят положительные результаты!

«Как мы учим стихи». Рекомендации из опыта работы по заучиванию стихотворений с использованием опорных сигналов

Организация занятий в младше- среднем возрасте

Основной принцип построения занятия - использование цветных опорных картинок.

Опорные картинки - это картинки, отражающие смысл содержания стихотворения. Обычно, я использую 4-5 картинок. Каждая картинка должна отражать смысл стихотворного абзаца или стихотворной строки.

Опорные картинки к стихотворению " Яблонька"- автор И. Токмакова

Текст стихотворения:

Маленькая яблонька

У меня в саду.

Белая- пребелая

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой,

Маленькая яблонька,

Подружись со мной!

Схема построения занятия:

- Чтение стихотворения;

-Рассматривание опорных картинок;

-Чтение стихотворения с опорой на картинки;

-Повторение стихотворения вместе с детьми, опираясь на картинки;

-Самостоятельное рассказывание стихотворения детьми;

(обычно рассказчиков мы награждаем аплодисментами)

По окончании занятия опорные картинки размещаются в книжном уголке!

Это важно!У детей появляется возможность не забыть стихотворение!

Рассказать его другу!

Предлагаю вам небольшую картотеку стихов и опорных картинок к ним для младше- среднего возраста:

Стихотворение " Ходит осень" - автор В. Степанов

Текст стихотворения:

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Опорные картинки

Стихотворение " Солнышко" - русская народная песенка

Текст стихотворения:

Солнышко- колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди!

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Опорные картинки

Стихотворение " Веселый снеговик" - автор И. Гурина

Текст стихотворения:

По сугробам,напрямик

Шел веселый снеговик.

А в руках его была

Не корзина, не метла,

Не плитка шоколадная,

А елочка нарядная!

Опорные картинки

Стихотворение " Кораблик" - английская народная песенка

Текст стихотворения:

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой.

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой.

На палубе матросы

Свистят, бегут, спешат!

На палубе матросы -

Четырнадцать мышат!

Опорные картинки

Стихотворение " Синички" - автор Б. Поляков

Текст стихотворения:

Мерзнут лапки у синичек,

Плохо им без рукавичек!

Да и голодно в мороз-

Я им семечек принес:

- Посмотрите-ка сюда,

Это - вкусная еда!

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки. Не боятся!

Опорные картинки

Стихотворение " Подснежник" - автор В. Шумилин

Текст стихотворения:

Тает, тает, тает снег,

Почернел валежник.

Робко выглянул на свет

Маленький подснежник.

Первым солнце увидал

На лесной лужайке,

Закивал другим цветам

- Братцы! Вылезайте!

Опорные картинки

Организация занятий в средне - старшем возрасте

Основной принцип построения занятий - использование готовых мнемотаблиц

Мнемотаблицы придумываю сама.

Схема построения занятия:

- Рассматривание и расшифровка опорных сигналов мнемотаблицы

(. Как вы думаете, что нарисовано на этой картинке, что это может обозначать, о чем она может нам рассказать.). Рассматриваем и обсуждаем каждый опорный сигнал таблицы.

-Чтение стихотворения

(. я расскажу вам историю, которая загадана с помощью этих картинок.)

- Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу;

-Повторение стихотворение вместе с детьми, опираясь на мнемотаблицу;

- Рассказывание стихотворения детьми;

По окончании занятия мнемотаблица помещается в книжный уголок.

Готовые мнемотаблицы к выученным стихотворениям наклеиваю на листы картона и размещаю в книжном уголке, чтобы дети в течение года могли взять таблицу и вспомнить стихотворение.

Предлагаю вам небольшую картотеку стихов и мнемотаблиц к ним

Стихотворение " Белый дождь" - автор В. Степанов

Текст стихотворения:

Опустели птичьи гнезда.

Снег на землю полетел.

Снег? Да, нет - сегодня просто

Дождик варежки надел.

Стало холодно ему

В темном небе одному.

Опорная таблица

Стихотворение " Солнышко" - автор Г. Бойко

Текст стихотворения:

Туча прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали

Мы б его расцеловали!

Опорная таблица

Стихотворение " Ели" - автор И. Токмакова

Текст стихотворения:

Ели на опушке,

До небес макушки-

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата - елочки,

Тонкие иголочки,

У лесных ворот

Водят хоровод.

Опорная таблица

Стихотворения " Кораблик" - автор Д. Хармс

Текст стихотворения:

По реке плывет кораблик,

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты.

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты!

Опорная таблица

Стихотворение " Скворец" - автор Л. Яхнин

Текст стихотворения:

А у нас в саду жилец:

Бойкий маленький скворец.

Тихий сад повеселел

От того, что он запел!

С солнцем скворушка встает,

Ест жучков, росинки пьет.

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день!

Опорная схема

Организация занятий в подготовительной группе

Занятия по заучиванию стихотворений в подготовительной группе носят интегрированный характер (сочетание развития речи и изодетельности)

Основной принцип построения занятия - создание собственных опорных схем к стихотворению.

Для зарисовки опорной схемы использую карточки размером половинки листа А 4. Листочек разделен на 9 прямоугольников, в них дети рисуют собственные опорные сигналы.

Схема построения занятия:

- Чтение стихотворения;

- Обсуждение с детьми содержания стихотворения;

-Повторное чтение стихотворения;

-Обсуждение с детьми, какие зрительные знаки можно нарисовать к этому стихотворению;

-Чтение стихотворения по смысловым абзацам для того, чтобы дети нарисовали свой знак

-Работа детей по зарисовке схемы опорных сигналов;

-Повторное чтение стихотворения с опорой на схему (я рисую свою);

-Рассказывание стихотворения детьми с опорой на собственную схему

Опорная схема помещается в книжный уголок. Опорные схемы детей собираем в альбом, листая который дети могут рассказывать стихотворения другу другу.

Предлагаю вашему вниманию несколько детских работ:

Стихотворение " Времена года" - автор А. Кузнецов

Текст стихотворения:

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна - зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А лето пришло - все под солнцем цветет,

И спелая ягода просится в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет Земля.

Опорная схема

Стихотворение " Круглый дом" - автор В. Орлов

Текст стихотворения:

Словно крыша над Землею

Голубые небеса.

А под крышей голубою

Реки, горы и леса,

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы.

Страны все и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одной огромной крышей,

Общей крышей мы живем!

Опорная схема

Вот такой информацией я хотела с вами поделиться. Надеюсь, кому это пригодится!

Публикации по теме:

День Победы Добрый вечер, мааамовцы! Хочу предложить, уважаемые коллеги, презентацию из первых моих проб пера, так сказать. Делала её, ещё когда осваивала.

Картотека стихотворений для заучивания в средней группе К концу пребывания в средней группе дошкольники должны знать определенное количество стихотворений. Программные стихи невелеки по объему.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
«Как мы учим стихи». Рекомендации из опыта работы по заучиванию стихотворений с использованием опорных сигналов
Опубликовано: 3 августа 2013 в 09:36
+127Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 75.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс для родителей Танграмм (Дидактические игры своими руками)
Не для кого не секрет, что играть в игры интересно каждому дошкольнику и не только, а вот если они сделаны своими руками, так сказать -для себя и друга-то...
Сценарий праздника, посвященный Великой Победе.
Под марш дети заходят в музыкальный зал. Встают на полукруг. Вед. -Сегодня мы собрались, чтобы отметить великий праздник – День Победы нашего народа в...
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике на тему «Как я люблю одуванчики»
Задачи: совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения; рисование одуванчика в смешанной технике - печать листьями,...
Сценарий выпускного утренника «До свидания детский сад! Здравствуй школа!» 2017
Сценарий выпускного утренника «До свидания детский сад! Здравствуй школа! » 2017 Доброго времени суток, дорогие коллеги! Сразу прошу прощения у всех...
«Дрессированный тигр» мастер-класс по нетрадиционному рисованию с детьми среднего...
Задачи: * Изобразить тигра, применяя нетрадиционные техники рисования * Закреплять навыки работы тычком сухой щетинной кисти, умение не выходить за контуры,...