«Как воспитывать в ребенке валеологическую культуру»

Валентина Салимова
«Как воспитывать в ребенке валеологическую культуру»

В настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, стала развиваться валеология - наука о здоровом человеке. Концепция данной науки состоит в том, что человек может и должен быть активным по отношению к своему здоровью, понимать, что среди потребностей витальных и социальных потребностей в здоровье, а отсюда и в здоровом образе жизни должна быть первичной. К сожалению человек не ощущает своего здоровья (он ощущает не здоровье, не знает как отзовется его организм на то или иное воздействие - в этом зачастую кроется причина безразличия и пренебрежения к своему здоровью. Основой валеологический принцип - человек должен познать и сотворить себя,научиться по - особому бережно относиться к своему здоровью.

Выдающийся педагог-реформатор, автор "педагогики сердца" Януш Корчак писал: "Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машину, по выбили бы себе глаза, поломали бы ноги и по заболевали бы болезнями. Нет: детям совершенно также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".

Нужно научить ребенка любить себя. Э. Фромм утверждает, что любовь к себе рождает самоуважение, самолюбие. С. Л. Рубинштейн так не считал, что уважение и любовь к себе являются положительными чертами стимулирующими развитие. Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, т. е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того, дети, приходящие в 1 класс (25-35%, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Безусловно, они связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитанного пространства в целом. В связи с этим, воспитание валеологической культуры уже в дошкольном возрасте.

Мы понимаем валеологическую культуру ребенка как совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской помощи, психологической самопомощи. Исходя из этого конкретизированы задачи воспитания валеологической культуры дошкольников. Это формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье; становление валеологической компетенции ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказание элементарной медицинской и психологической помощи.

Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог И. И. Мечников. Он считал: самое главное - научит человека правильному выбору в любой ситуации только полезно, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем 60% от его образа жизни.

Психологические основы формирования у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья:

1. Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в ДОУ является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни.

2. Вторым по важности условием воспитание у детей потребности в ЗОЖ является наличие в ДОУ специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретении детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям.

От привычки к потребности - от потребности к ЗОЖ - таким должен быть алгоритм деятельности ДОУ.

3. Третьим условием формирование у детей потребности в ЗОЖ является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Четвертым условием является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

5. Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи.

6 Важнейшим условием является субъективная позиция педагога, которая позволяет ему постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено знание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя, как человека и личности.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Проект «Сохраним своё здоровье»Проект «Сохраним своё здоровье» Проект "Сохраним своё здоровье" В настоящее время существуют тенденции понижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Праздники
  • Безопасность детей
Автор публикации:
«Как воспитывать в ребенке валеологическую культуру»
Опубликовано: 24 января 2014 в 15:08
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием лэпбука...
Образовательные области: Познание Речевое развитие Художественная литература Социально- коммуникативное развитие Методические задачи: 1. Развивать...
«День ромашки». Развлечение во второй младшей группе
[/Тема: " День ромашки" развлечение во второй младшей группе. b] Цель занятия: Ознакомление детей со цветами и развитие речи и сенсорной моторики....
«День рождения Ёжика». Музыкальная сценка к осеннему утреннику для средних и старших...
«День рожденья Ёжика». Ведущий: - За горами, за лесами, за широкими морями, С чёрной кнопкой на носу, Ёжик жил в одном лесу. Был он очень работящий,...
«Раздавала Осень малышам подарки!» (фотоотчёт)
Предлагаю вам посмотреть отчёт о том, как наши малыши знакомятся и обживают один из осенних подарков, сделанный на день Знаний. Это сухой бассейн -...
Экологический плакат в защиту слонов. Мастер-класс по рисованию слона гуашью
Актуальность. 22 сентября – всемирный день защиты слонов, который был установлен по инициативе природоохранных организаций, обеспокоенных сокращением...