Получи документы

«Как воспитывать в ребенке валеологическую культуру»

Валентина Салимова
«Как воспитывать в ребенке валеологическую культуру»

В настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, стала развиваться валеология - наука о здоровом человеке. Концепция данной науки состоит в том, что человек может и должен быть активным по отношению к своему здоровью, понимать, что среди потребностей витальных и социальных потребностей в здоровье, а отсюда и в здоровом образе жизни должна быть первичной. К сожалению человек не ощущает своего здоровья (он ощущает не здоровье, не знает как отзовется его организм на то или иное воздействие - в этом зачастую кроется причина безразличия и пренебрежения к своему здоровью. Основой валеологический принцип - человек должен познать и сотворить себя,научиться по - особому бережно относиться к своему здоровью.

Публикация «„Как воспитывать в ребенке валеологическую культуру“» размещена в разделах

Выдающийся педагог-реформатор, автор "педагогики сердца" Януш Корчак писал: "Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машину, по выбили бы себе глаза, поломали бы ноги и по заболевали бы болезнями. Нет: детям совершенно также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".

Нужно научить ребенка любить себя. Э. Фромм утверждает, что любовь к себе рождает самоуважение, самолюбие. С. Л. Рубинштейн так не считал, что уважение и любовь к себе являются положительными чертами стимулирующими развитие. Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, т. е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того, дети, приходящие в 1 класс (25-35%, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Безусловно, они связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но главной причиной является культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитанного пространства в целом. В связи с этим, воспитание валеологической культуры уже в дошкольном возрасте.

Мы понимаем валеологическую культуру ребенка как совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской помощи, психологической самопомощи. Исходя из этого конкретизированы задачи воспитания валеологической культуры дошкольников. Это формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье; становление валеологической компетенции ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказание элементарной медицинской и психологической помощи.

Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог И. И. Мечников. Он считал: самое главное - научит человека правильному выбору в любой ситуации только полезно, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем 60% от его образа жизни.

Психологические основы формирования у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья:

1. Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в ДОУ является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни.

2. Вторым по важности условием воспитание у детей потребности в ЗОЖ является наличие в ДОУ специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретении детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям.

От привычки к потребности - от потребности к ЗОЖ - таким должен быть алгоритм деятельности ДОУ.

3. Третьим условием формирование у детей потребности в ЗОЖ является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Четвертым условием является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

5. Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи.

6 Важнейшим условием является субъективная позиция педагога, которая позволяет ему постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено знание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя, как человека и личности.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Проект «Сохраним своё здоровье»Проект «Сохраним своё здоровье» Проект "Сохраним своё здоровье" В настоящее время существуют тенденции понижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Как воспитывать в ребенке валеологическую культуру»
Опубликовано: 24 января 2014 в 15:08
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД