«Каменные богатства Прибайкалья». Интегрированное занятие в старшей группе

марина бокова
«Каменные богатства Прибайкалья». Интегрированное занятие в старшей группе

Программное содержание :

Обогащать знания детей о неживой природе родного края. Закрепить знания детей об угле,его применении, особенностях. Познакомить с мрамором, рассказать какую пользу приносит людям. Учить отражать в речи результаты опытов. делать выводы. способствовать развитию познавательной активности, любознательности. Развивать умение обследовать камни,называть свойства (крепкий, твердый, неровный,шероховатый, гладкий, блестящий, красивый).Развивать воображение, умение составлять небольшие описательные рассказы с опорой на схемы. Словарная работа Прибайкалье, Иркутская область. Развивать умение взаимодействовать,договариваться для достижения цели. Воспитывать желание изучать природу родного края и бережно относиться к ней.

Индивидуальная работа:

Четкое произношение звука «Р» в слове мрамор.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» (раздел грамматический строй речи, связная речь) «Познание»(ознакомление с природой, опытно-экспериментальная деятельность).

Предварительная работа: чтение сказки Бажова «Серебряное копытце», рассматривание камней, создание коллекции камней, рассматривание фотографий,показ слайдов о горах Прибайкалья, чтение сказок рассказов местной писательницы Т. Долбуновой.

Методические приемы: сюрпризный момент, поисковые вопросы, проблемная ситуация, загадка, стихотворение, слушание музыки, релаксация,гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультурная пауза, использование ИКТ, опыты, эксперимент, игры с камнем, схемы, беседа, наводящие вопросы, речевой образец.

Материалы и оборудование: Слайды, шкатулка с камнями,игрушка-гномик, лупы 8 штук, деревянные брусочки, 8 прозрачных стаканов с водой, пластилин, отрывок из произведения П. Грига «В пещере Горного короля», макет Прибайкалья, шапка бакалавра, схемы, наборы мрамора разного цвета и размера, шкатулка с конфетами, коллекция камней.

Дети входят в группу здороваются

Организационный момент:Ребята сегодня к нам пришли гости и принесли шкатулку. Как мы можем узнать что в ней лежит, не открывая ее?

Ответы детей:

Да, можно ее потрясти и по звуку определить. Воспитатель встряхивает шкатулку.

Ответы детей: Разные мнения, Почему так думаешь? Поисковые вопросы.

Какой звук услышали? Звонкий, громкий, грубый….

Открываем шкатулку в которой лежат камни.

Основная часть.

-Скажите, где мы можем увидеть камни? (в горах, на берегах рек, озер, на дорогах) .Правильно ребята, в нашей местности почти повсюду можно встретить камни. А кто вспомнит как называется край в котором мы живем? (Сибирь, Иркутская область, Прибайкалье).

Воспитатель предлагает посмотреть на карту Прибайкалья- показывает зону вокруг Байкала, затем обращает внимание на модель на которой в объеме видны горы.

На модели мы видим, что Байкал окружают горы. Какой вывод можно сделать? Можно сказать наша местность -горная.

А шкатулку эту нам передали, Гномики, которые живут в горах и охраняют их каменные богатства. Мы можем с вами тоже отправиться в горы. Хотите? Но необходимо вспомнить правила поведения на природе, в горах. Если мы справимся с этим заданием, то появится гномик, отведет нас в свою горную пещеру и расскажет о камнях много интересного.

Дети рассказывают правила (не разорять гнезда, не ломать деревья, не разжигать костер….)

Сюрпризный момент

Появляется игрушка гном. Молодцы ребята. Но еще нельзя ходить в лес, в горы одному, особенно детям. Как вы думаете, ребята, почему? Потому, что можно заблудиться. Может случиться обвал камней, можно получить травму.

Поэтому мы пойдем все вместе. Но идти пешком долго, а на каком транспорте можно добраться в горы? На горном велосипеде.

Дыхательная гимнастика. Вдох носом с одновременным поднимание согнутых в локтях рук к груди. Задержка дыхания. Выдох с одновременным произношением звука «Ш» и опусканием рук. Накачали шины. Гномик приглашает ехать за ним. Дети проходят через арку в рабочую зону, садятся на стульчики полукругом.

Ребята у гномика голос очень….(тихий) Поэтому он будет говорить мне на ушко, а я вам. Давайте послушаем стихотворение про камни и посмотрим на монитор.

Чтение стихотворения с показом слайдовВ сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет

А в стройке годится на тысячу лет

Он может быть мелким, в ладони лежать

А может большим одному не поднять. В. Мирясова.

Что можно сказать о камнях, прослушав это стихотворение? Камни разные одни красивые для украшений, другие прочные и тяжелые для строительства домов,дорог, мостов, памятников, скульптур.

А сейчас гномик предлагает вам отдохнуть закрыть глазки и послушать отрывок из музыкального произведения о горах. Он так и называется «В пещере горного Короля».

Открываем глазки. Что можно сказать про эту музыку. Какая она? (торжественная, каменная, таинственная, как сами камни.

Воспитатель достает из шкатулки камни (кроме угля).

- В шкатулке лежат разные камни,Один из них вам уже знаком:

Он блестящий

Помощник настоящий

Он несет в дома тепло

От него всегда светло. (уголь.)

-Вспомните,что можно сказать про уголь. Какой он?

«Игра с углем» - подбор прилагательных. Дети стоя передают камень друг другу и называют его свойства. (черный,блестящий,хрупкий,неровный,твердый,нужный,тяжелый,гладкий.)

Гномик хочет познакомить вас с новым камнем. Тоже очень нужным для людей. Это мрамор. Показывает, дети рассматривают. Добывают его недалеко от города Слюдянка (слайд) Этот камень прочный, очень красивый. Показ картинок,где применяется мрамор. Используют в строительстве дорог, зданий, облицовке зданий, изготовлении скульптур.

Использование ИКТ.

Игра «Что для чего нужно?» Закрепить знания детей о том,где применяется мрамор.

А теперь ребята, давайте возьмем мрамор и пригласим гномика в нашу лабораторию, чтобы исследовать камень и определить его свойства благодаря которым он применяется человеком.

Двигательная активность. Ребята, осторожно спускаемся с горы.

К речке мы с горы спустились

Наклонились и умылись

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Встали мы на бережок

И по камешкам прыг- скок.

Опытно-экспериментальная деятельность. Дети садятся за столы (работа в парах и индивидуально).

Опыт 1.Посмотрите на камни. Каждый пусть выберет самый красивый,как ему кажется камень. Воспитатель спрашивает у нескольких детей цвет мрамора и спрашивает у кого камень блестит.

Вывод: Мрамор бывает белого, розового, серого, голубого цвета. Блестящий Схема1

Для обследования поверхности камня нам нужны очень чувствительные пальчики и лупа. Давайте разомнем пальчики при помощи мрамора.

Пальчиковая гимнастика. Мрамор пальцами берем

На ладонь его кладем

По ладони покатали

Пальчики свои размяли.

Опыт 2.Возьмите в руки мрамор и погладьте пальчиками. Что можно сказать о своем камне? Какой он? Гладкий или шершавый, шероховатый?

Возьмите лупу и рассмотрите,что вы видите на поверхности (трещины, выбоины, неровности).

Вывод: Мрамор имеет неровную поверхность. Схема 2.

Опыт 3. Это задание делаем в паре. Разложите мрамор в порядке убывания. От самого большого к самому маленькому камешку.

Вывод: Мрамор бывает разного размера. Схема 3

Опыт 4.Возьмите в одну руку кусок пластилина в другую камень и сожмите кулачки. Что можно сказать про мрамор по сравнению с пластилином?

Вывод: мрамор твердый., . Схема 4

Опыт5. Вспомните,что произошло с углем, когда его ударили молоточком? Уголь легко рассыпается на более мелкие части. А как вы думаете что произойдет с мрамором? Ответы детей.

Воспитатель ударяет молотком по камню.

Вывод: Мрамор прочный,крепкий. .Схема 5.

Опыт 6. А теперь представьте, что вы весы. Возьмите мрамор в одну руку, а деревянный брусок в другую. Встаньте, вытяните руки вперед и определите одинаковые ли предметы по тяжести? Дети называют,что легче.

Как вы думаете что произойдет с мрамором в воде? Воспитатель предлагает одному ребенку положить в стакан с водой брусок, а другому в свой стакан мрамор.

Вывод: Мрамор тяжелее дерева он тонет в воде. Схема 6.

Ребята, кто хочет рассказать гномику какими свойствами обладает мрамор про который мы много узнали сегодня?

Ребенку предлагаю надеть шапочку ученого, смотреть на схемы и рассказывать.

Итог занятия .

Вы уже знаете свойства угля и мрамора. Скажите у кого в доме будет тепло?Кто топит печь углем или мрамором? Какой дом простоит долго из угля или из мрамора?

Обобщить выводы: Уголь,как и мрамор очень нужные для людей камни и их добывают в горах Прибайкалья. Обладают разными свойствами благодаря,которым используются людьми.

Давайте пополним нашу коллекцию мрамором, который нам подарил гномик. Пора прощаться с гномиком. Ему очень понравилось, как вы проводите опыты и рассказываете о камнях. Гномик приглашает вас, когда вы будете путешествовать с родителями по родному краю, Прибайкалью, обязательно заходить к нему в гости; он вам поможет найти много интересных камней, которые мы потом вместе будем рассматривать в детском саду. Гномик вас хочет угостить камешками,но только сладкими.

Публикации по теме:

Перспективный план занятий по основам безопасности и сбережению здоровья детей подготовительного возраста Сентябрь – «Мы пришли на водоем» Задачи: Закрепить знание детей о правилах безопасности на льду, на воде. Познакомить детей с новыми, важными.

План воспитательно-образовательной работы «Мир домашних животных» Цель: Формирование представления о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, как передвигаются,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Каменные богатства Прибайкалья». Интегрированное занятие в старшей группе
Опубликовано: 22 декабря 2013 в 14:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...