«Каменные богатства Прибайкалья». Интегрированное занятие в старшей группе

марина бокова
«Каменные богатства Прибайкалья». Интегрированное занятие в старшей группе

Программное содержание :

Обогащать знания детей о неживой природе родного края. Закрепить знания детей об угле,его применении, особенностях. Познакомить с мрамором, рассказать какую пользу приносит людям. Учить отражать в речи результаты опытов. делать выводы. способствовать развитию познавательной активности, любознательности. Развивать умение обследовать камни,называть свойства (крепкий, твердый, неровный,шероховатый, гладкий, блестящий, красивый).Развивать воображение, умение составлять небольшие описательные рассказы с опорой на схемы. Словарная работа Прибайкалье, Иркутская область. Развивать умение взаимодействовать,договариваться для достижения цели. Воспитывать желание изучать природу родного края и бережно относиться к ней.

Индивидуальная работа:

Четкое произношение звука «Р» в слове мрамор.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» (раздел грамматический строй речи, связная речь) «Познание»(ознакомление с природой, опытно-экспериментальная деятельность).

Предварительная работа: чтение сказки Бажова «Серебряное копытце», рассматривание камней, создание коллекции камней, рассматривание фотографий,показ слайдов о горах Прибайкалья, чтение сказок рассказов местной писательницы Т. Долбуновой.

Методические приемы: сюрпризный момент, поисковые вопросы, проблемная ситуация, загадка, стихотворение, слушание музыки, релаксация,гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультурная пауза, использование ИКТ, опыты, эксперимент, игры с камнем, схемы, беседа, наводящие вопросы, речевой образец.

Материалы и оборудование: Слайды, шкатулка с камнями,игрушка-гномик, лупы 8 штук, деревянные брусочки, 8 прозрачных стаканов с водой, пластилин, отрывок из произведения П. Грига «В пещере Горного короля», макет Прибайкалья, шапка бакалавра, схемы, наборы мрамора разного цвета и размера, шкатулка с конфетами, коллекция камней.

Дети входят в группу здороваются

Организационный момент:Ребята сегодня к нам пришли гости и принесли шкатулку. Как мы можем узнать что в ней лежит, не открывая ее?

Ответы детей:

Да, можно ее потрясти и по звуку определить. Воспитатель встряхивает шкатулку.

Ответы детей: Разные мнения, Почему так думаешь? Поисковые вопросы.

Какой звук услышали? Звонкий, громкий, грубый….

Открываем шкатулку в которой лежат камни.

Основная часть.

-Скажите, где мы можем увидеть камни? (в горах, на берегах рек, озер, на дорогах) .Правильно ребята, в нашей местности почти повсюду можно встретить камни. А кто вспомнит как называется край в котором мы живем? (Сибирь, Иркутская область, Прибайкалье).

Воспитатель предлагает посмотреть на карту Прибайкалья- показывает зону вокруг Байкала, затем обращает внимание на модель на которой в объеме видны горы.

На модели мы видим, что Байкал окружают горы. Какой вывод можно сделать? Можно сказать наша местность -горная.

А шкатулку эту нам передали, Гномики, которые живут в горах и охраняют их каменные богатства. Мы можем с вами тоже отправиться в горы. Хотите? Но необходимо вспомнить правила поведения на природе, в горах. Если мы справимся с этим заданием, то появится гномик, отведет нас в свою горную пещеру и расскажет о камнях много интересного.

Дети рассказывают правила (не разорять гнезда, не ломать деревья, не разжигать костер….)

Сюрпризный момент

Появляется игрушка гном. Молодцы ребята. Но еще нельзя ходить в лес, в горы одному, особенно детям. Как вы думаете, ребята, почему? Потому, что можно заблудиться. Может случиться обвал камней, можно получить травму.

Поэтому мы пойдем все вместе. Но идти пешком долго, а на каком транспорте можно добраться в горы? На горном велосипеде.

Дыхательная гимнастика. Вдох носом с одновременным поднимание согнутых в локтях рук к груди. Задержка дыхания. Выдох с одновременным произношением звука «Ш» и опусканием рук. Накачали шины. Гномик приглашает ехать за ним. Дети проходят через арку в рабочую зону, садятся на стульчики полукругом.

Ребята у гномика голос очень….(тихий) Поэтому он будет говорить мне на ушко, а я вам. Давайте послушаем стихотворение про камни и посмотрим на монитор.

Чтение стихотворения с показом слайдовВ сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет

А в стройке годится на тысячу лет

Он может быть мелким, в ладони лежать

А может большим одному не поднять. В. Мирясова.

Что можно сказать о камнях, прослушав это стихотворение? Камни разные одни красивые для украшений, другие прочные и тяжелые для строительства домов,дорог, мостов, памятников, скульптур.

А сейчас гномик предлагает вам отдохнуть закрыть глазки и послушать отрывок из музыкального произведения о горах. Он так и называется «В пещере горного Короля».

Открываем глазки. Что можно сказать про эту музыку. Какая она? (торжественная, каменная, таинственная, как сами камни.

Воспитатель достает из шкатулки камни (кроме угля).

- В шкатулке лежат разные камни,Один из них вам уже знаком:

Он блестящий

Помощник настоящий

Он несет в дома тепло

От него всегда светло. (уголь.)

-Вспомните,что можно сказать про уголь. Какой он?

«Игра с углем» - подбор прилагательных. Дети стоя передают камень друг другу и называют его свойства. (черный,блестящий,хрупкий,неровный,твердый,нужный,тяжелый,гладкий.)

Гномик хочет познакомить вас с новым камнем. Тоже очень нужным для людей. Это мрамор. Показывает, дети рассматривают. Добывают его недалеко от города Слюдянка (слайд) Этот камень прочный, очень красивый. Показ картинок,где применяется мрамор. Используют в строительстве дорог, зданий, облицовке зданий, изготовлении скульптур.

Использование ИКТ.

Игра «Что для чего нужно?» Закрепить знания детей о том,где применяется мрамор.

А теперь ребята, давайте возьмем мрамор и пригласим гномика в нашу лабораторию, чтобы исследовать камень и определить его свойства благодаря которым он применяется человеком.

Двигательная активность. Ребята, осторожно спускаемся с горы.

К речке мы с горы спустились

Наклонились и умылись

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Встали мы на бережок

И по камешкам прыг- скок.

Опытно-экспериментальная деятельность. Дети садятся за столы (работа в парах и индивидуально).

Опыт 1.Посмотрите на камни. Каждый пусть выберет самый красивый,как ему кажется камень. Воспитатель спрашивает у нескольких детей цвет мрамора и спрашивает у кого камень блестит.

Вывод: Мрамор бывает белого, розового, серого, голубого цвета. Блестящий Схема1

Для обследования поверхности камня нам нужны очень чувствительные пальчики и лупа. Давайте разомнем пальчики при помощи мрамора.

Пальчиковая гимнастика. Мрамор пальцами берем

На ладонь его кладем

По ладони покатали

Пальчики свои размяли.

Опыт 2.Возьмите в руки мрамор и погладьте пальчиками. Что можно сказать о своем камне? Какой он? Гладкий или шершавый, шероховатый?

Возьмите лупу и рассмотрите,что вы видите на поверхности (трещины, выбоины, неровности).

Вывод: Мрамор имеет неровную поверхность. Схема 2.

Опыт 3. Это задание делаем в паре. Разложите мрамор в порядке убывания. От самого большого к самому маленькому камешку.

Вывод: Мрамор бывает разного размера. Схема 3

Опыт 4.Возьмите в одну руку кусок пластилина в другую камень и сожмите кулачки. Что можно сказать про мрамор по сравнению с пластилином?

Вывод: мрамор твердый., . Схема 4

Опыт5. Вспомните,что произошло с углем, когда его ударили молоточком? Уголь легко рассыпается на более мелкие части. А как вы думаете что произойдет с мрамором? Ответы детей.

Воспитатель ударяет молотком по камню.

Вывод: Мрамор прочный,крепкий. .Схема 5.

Опыт 6. А теперь представьте, что вы весы. Возьмите мрамор в одну руку, а деревянный брусок в другую. Встаньте, вытяните руки вперед и определите одинаковые ли предметы по тяжести? Дети называют,что легче.

Как вы думаете что произойдет с мрамором в воде? Воспитатель предлагает одному ребенку положить в стакан с водой брусок, а другому в свой стакан мрамор.

Вывод: Мрамор тяжелее дерева он тонет в воде. Схема 6.

Ребята, кто хочет рассказать гномику какими свойствами обладает мрамор про который мы много узнали сегодня?

Ребенку предлагаю надеть шапочку ученого, смотреть на схемы и рассказывать.

Итог занятия .

Вы уже знаете свойства угля и мрамора. Скажите у кого в доме будет тепло?Кто топит печь углем или мрамором? Какой дом простоит долго из угля или из мрамора?

Обобщить выводы: Уголь,как и мрамор очень нужные для людей камни и их добывают в горах Прибайкалья. Обладают разными свойствами благодаря,которым используются людьми.

Давайте пополним нашу коллекцию мрамором, который нам подарил гномик. Пора прощаться с гномиком. Ему очень понравилось, как вы проводите опыты и рассказываете о камнях. Гномик приглашает вас, когда вы будете путешествовать с родителями по родному краю, Прибайкалью, обязательно заходить к нему в гости; он вам поможет найти много интересных камней, которые мы потом вместе будем рассматривать в детском саду. Гномик вас хочет угостить камешками,но только сладкими.

Публикации по теме:

Перспективный план занятий по основам безопасности и сбережению здоровья детей подготовительного возраста Сентябрь – «Мы пришли на водоем» Задачи: Закрепить знание детей о правилах безопасности на льду, на воде. Познакомить детей с новыми, важными.

План воспитательно-образовательной работы «Мир домашних животных» Цель: Формирование представления о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, как передвигаются,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Каменные богатства Прибайкалья». Интегрированное занятие в старшей группе
Опубликовано: 22 декабря 2013 в 14:15
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....