Папки-передвижки

«Каравай хлеба не свалится с неба». Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Оксана Орлова
«Каравай хлеба не свалится с неба». Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Каравай хлеба не свалится с неба"

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Возраст детей: 5-6 лет

Тип занятия : интегрированное

Публикация «„Каравай хлеба не свалится с неба“, Конспект интегрированного занятия в старшей группе» размещена в разделах

Тема: «Каравай хлеба не свалится с неба»

Цель: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь

Задачи:

Обучающие: расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека; закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России; обратить внимание детей на содержание труда; познакомить детей с орудиями труда – плугом, серпом, цепом, мельницей

Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру; развивать любознательность, желание выполнять различные трудовые операции, мелкую мускулатуру рук.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу и людям, его вырастившим, к народным традициям

Планируемые результаты: предполагается, что дети узнают – откуда появляется хлеб на нашем столе; дети увидят и исследуют колоски и зерна пшеницы; у детей сформируются навыки бережного отношения к хлебу и уважение к труду хлеборобов, каждый раз садясь за стол, дети будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб

Предварительная работа: беседа о сборе урожая; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев; изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста

Оборудование: интерактивная доска, колосья, серп, каравай, мука, костюмы для Колоска и Хозяюшки

Для практической работы: лоток, земля, зерна пшеницы, фартуки, косынки, тесто, доски для раскатывания теста

Формы организации деятельности: постановка проблемы, познавательно –исследовательская деятельность, рассказ воспитателя, рассматривание слайдов, работа с пословицами, ответы детей на вопросы, практическая деятельность

В гости к ребятам приходит Колосок.

Колосок: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Колосок: (видит на столе стоит тарелка с остатками хлеба после завтрака) Ой, ребята, а что это у Вас?

Дети: Это остатки хлеба, мы не доели в завтрак

Колосок: И куда Вы его денете?

Дети: Отдадим птичкам, выбросим

Колосок: Выбросите? Да Вы что, разве так можно. А вы знаете, что к хлебу надо относиться бережно и как тяжело он достаётся? (ответы детей)

А хотите узнать, откуда пришел хлеб? Я приглашаю вас в гости к Хозяюшке.

Дети идут в избу, где их встречает Хозяюшка (слайд №1)

Хозяюшка: Милости просим, гости дорогие!

Проходите, присаживайтесь,

Да рассказывайте, с чем пожаловали.

Колосок: Хотим, чтобы ты нам про старину рассказала

Дети: Да поведала, откуда хлеб к нам на стол пришел?

Слайд №2

Хозяюшка: Хорошо. Я предлагаю Вам перенестись на некоторое время назад. Как будто мы попали в старину. (Обратить внимание на слайд, накинуть платочки, подвязать пояски). Посмотрите и комната, в которую мы попали необычная. Сказ наш пойдет о том, как раньше люди хлеб выращивали. Работа эта очень тяжелая, и выполняли все вручную.

Слайд №3

Хозяюшка: Сначала люди подготавливают землю. Вот она, земля – матушка (показать детям миску с землей, потрогать ее) Потрогайте ее, какая она? (ответы детей). Правильно, мягкая, нежная, теплая. Люди очень бережно к земле относились, разговаривали с ней. Они верили, что если к ней относится с любовью, то и она ответит тем же, т. е. хорошим урожаем. Чтобы она «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Делали это при помощи плуга, который тянула лошадь. После того как поле вспахано, его боронили, т. е. разбивали все комья, и почва становилась рыхлой.

Слайд №4

Хозяюшка: Крестьяне подготавливали зерно, перебирали его. Затем наступало время сева. К этому делу относили очень ответственно. Выходил сеятель в белой или красной (праздничной) рубахе, на груди висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, при этом он читал молитву, после сева зерна нужно было заборонить. А хотите тоже хлеб посадить? Я подготовила для вас лоток. Возьмите землю, рассыпьте и разровняйте ее. А теперь сеем зерна. Но вот так их нельзя оставлять, склюют птицы. Надо заборонить, засыпать землей. А что нужно, чтоб хлеб вырос? (ответы детей) Правильно, вода, свет и тепло. Теперь польем, и вы заберете лоток в группу, поставите на окно и будете ухаживать за ним и наблюдать, как растет хлеб.

Слайд №5

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Слайд №6

Хозяюшка: Ну, вот в поле зёрна созрели. Начинается жатва, очень ответственная пора. Работа была очень трудная, самое главное вовремя собрать урожай. Собирали зерновые косами и серпами. (рассмотреть серп). Скошенные растения увязывали в снопы.

Слайд №7

Хозяюшка: Колоски все собраны. А как же нам отделить зернышки? (ответы детей). Правильно, обмолотить. И использовали для этого колотило или цепы (рассмотреть, люди ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Тяжелый это был труд? (ответы детей). Да, очень тяжелый.

Хозяюшка: (рассмотреть зерно) Как же из зерна получают душистый хлеб? (ответы детей)

Слайд №8

Хозяюшка: Правильно, зерно нужно отвезти на мельницу. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. (показ) Со временем зерно стали перетирать ручной мельницей – жерновами – (показ). Работа это тоже была очень трудоемкой и тяжелой. Давайте попробуем сами сделать муку. Засыпаем зерна в мельницу и молем. (выполняют дети, рассмотреть результат, сделать вывод)

Хозяюшка: Ну вот, наконец, получилась мука (показ, пощупать руками). Можно приступать к выпечке хлеба.

Слайд №9

Рецепт у каждой хозяйки свой. Замешивали тесто в квашне (показ) - деревянной кадушке. Тесто выстаивалось «гуляло» в теплом месте. Сформировав округлые хлеба, на хлебной лопате (показ) его отправляли в печь. В выпечке хлеба принимали участие все женщины в доме. Они вкладывали всю душу в это занятие. И получался каравай вкусным, воздушным. (Рассмотреть каравай). На что похож каравай? С чем его можно сравнить? (на круг, на солнышко)

А вы хотите поиграть в игру, в которую играли дети в старину?

Проводится русская народная игра «Бай, качи-качи-качи!»

Хозяюшка: А какие еще изделия из муки вы знаете?

Дети называют, рассматриваем слайд №10

Хозяюшка: А вы хотите стать пекарями? Давайте оденем фартучки, косынки и примемся за работу. Что нам надо, чтоб замесить тесто? (ответы детей, показ)

Тесто я уже замесила, выстаивала в теплом месте. Теперь оно готово к выпечке. Но нам надо и наши пальчики подготовить.

Пальчиковая гимнастика «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)

Переваливай, валяй. (2 раза)

Хозяюшка: Налепили вы разных калачей – бараночек, надо их выложить на противень и отнести на кухню, чтоб повара нам его выпекли.

Хозяюшка: Ну что ребята, легко ли достается хлеб? Много труда надо в него вложить? (ответы детей)

Слайд №11

Хозяюшка: Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становились друзьями на всю жизнь. Хлеб был своеобразным послом мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Ведь недаром же самых уважаемых гостей до сих пор встречают традиционным хлебом с солью.

Колосок: А вы знаете пословицы о хлебе? (дети называют пословицы)

Ребенок: Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В нем здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна

хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

потрудились на земле,

в нем - Земли родимой соки,

солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил!

С. Погорельский

Колосок: Посмотрите, сколько много пословиц вы знаете о хлебе, о том, что его надо беречь и какое замечательное стихотворение прочитали. А тогда почему же вы его не бережете, небрежно относитесь к хлебу, в котором наша сила!

Слайд №12

Колосок: А у меня для вас есть кусочек черного хлеба. Но хлеб этот не простой. Это осьмушка хлеба, т. е. восьмая часть от целой буханки. Вы знаете, что в этом году наша страна отмечает 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Во время войны люди голодали, а в городе Ленинграде, который находился в блокаде у немецких захватчиков почти 3 года, эти 125 грамм были нормой хлеба на целый день. Возьмите в салфетке и подержите в ладошке. Это много или мало? (ответы детей) А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Давайте разделим его на всех и съедим. Вы наелись? (сделать выводы о значении хлеба в жизни человека) Вы поняли, как дорог каждый кусочек хлеба? Ребята, я надеюсь, что вы будете беречь хлеб, доедать все до последней крошечки?

Дети: Да

Воспитатель: Ну что ребята, теперь вам понятно, как же это трудно хлеб выращивать?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, какой путь проделывает хлеб, прежде чем он попадет к нам на стол (составить алгоритм выращивания хлеба, показать схему) Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! Ребята давайте запомним простые правила.

• К хлебу нужно бережно относиться.

• Не крошить хлеб во время еды

• Не оставлять недоеденные кусочки хлеба

• Не выбрасывать хлеб

• Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.

Воспитатель: Спасибо Вам, Хозяюшка и Колосок за столь интересную экскурсию. Я думаю, что мы с ребятами пересмотрим свое отношение к хлебу и будем беречь его.

Хозяюшка: Пожалуйста. Вот вам лоток, в котором мы посадили хлеб. Ухаживайте за ним, поливайте, наблюдайте, как растет хлеб. До свидания!

Колосок: До свидания!

Дети: До свидания!

Публикации по теме:

«Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай!» Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста «Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай!» Цели: Приобщать.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Моя Родина» "Моя Родина" Интегрированное занятие в старшей группе. Тема: «Моя Родина» Цель: Продолжать формировать понятие «Родина», закреплять знания.

«В гости к буквам». Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: «В гости к букве Я». Цель: Закрепить знание знакомых букв, познакомить с буквой «Я», учить находить букву в специально подготовленной.

Конспект интегрированного занятия ко Дню космонавтики в старшей группе Конспект интегрированного занятия ко дню космонавтики в старшей группе Таинственный космос Обучающие задачи. Уточнить представление о космосе.

Конспект интегрированного занятия с использованием mimio «Плох обед, коли хлеба нет» Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ «Плох обед, коли хлеба нет» Цель: закреплять знания о процессе производства хлеба.

Конспект интегрированного занятия в старшей группеКонспект интегрированного занятия в старшей группе МКДОУ № 25 «Солнышко» г. Сысерть Воспитатель Кубрак Лариса Аркадьевна Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи. Интеграция.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Мы помним эти дни»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Мы помним эти дни» Реализация образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима»Цель:1. Обобщить, уточнить и расширить знаний детей о зиме и её характер-ных.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе НОД интегрированного типа в старшей группе (ФЭМП, речевое развитие, рисование) Задачи на развитие познавательных способностей: Закрепить.

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы «Будет пышный каравай»Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы «Будет пышный каравай» Автор: Верховцева Елена Валерьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №148, г. Ульяновск Действующие лица: взрослые – Ведущая, Лошадь; дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Каравай хлеба не свалится с неба». Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Опубликовано: 4 сентября 2015 в 09:49
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД