МААМ-картинки

Речевые проблемы у детей и способы их преодоления. Беседа с родителями

Марина Коневская
Речевые проблемы у детей и способы их преодоления. Беседа с родителями

Когда и почему возникают речевые проблемы? Как их избежать? Что делать если они все же обозначились? Кто-то из психологов заметил, что ребенок рождается без сопроводительной инструкции, в которой прописано как им «пользоваться». Мне хотелось бы поделиться некоторыми знаниями из области логопедии - науки, которая занимается проблемами нарушений устной и письменной речи (письма и чтения) и методами их предупреждения.

Публикация «Речевые проблемы у детей и способы их преодоления, Беседа с родителями» размещена в разделах

Проблемы с речью возникают не только у детей, но и у взрослых. Вызвать их могут заболевания и травмы органов артикуляционного аппарата, головного мозга, неудачно выполненное протезирование зубов и так далее.

Мне, учителю - логопеду с 25 стажем работы с дошкольниками ближе их проблемы. И вот о чем бы хотелось поговорить. Некоторые родители при собеседовании с учителем - логопедом удивляются вопросам, которые задает специалист. Зачем ему нужны данные о том, были ли патологии беременности : токсикоз, перенесенные инфекционные заболевания и так далее. Они не задумываются, что спровоцировать возникновение речевых нарушений у детей может огромное количество факторов. И далеко не последнее место среди причин, вызывающих проблемы в речевом развитии ребенка, занимают осложнения при родах, например родовые травмы или кислородное голодание. Так же могут повлиять на проблемы в речевом развитии ранние (от 0 до 2 лет) заболевания центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, общий наркоз при оперативном вмешательстве, вирусные инфекции. При некоторых речевых нарушениях специалисты выделяют наследственные формы. Например, при заикании, при нарушениях письма и чтения. Речь – это продукт согласованной работы многих мозговых структур, а перечисленные причины вносят изменения в их взаимодействие между собой. Существуют и достаточно часто встречаются врожденные аномалии артикуляционных органов: массивный или маленький язык, укороченная подъязычная связка («уздечка», нарушение в строении зубов, расщелины губы, твердого и мягкого неба, неправильного строения твердого неба. Нужно отметить, что это все возможные причины возникновения проблем речевого развития. Ведь если у матери был токсикоз во время беременности, это не значит, что у ребенка обязательно будет страдать речь. Чтобы речь развивалась без задержки, необходима сохранная работа слухового и зрительного анализаторов и нормальное психическое развитие ребенка. У детей с замедленным психическим развитием, как правило,страдает и речевая функция. В той или иной степени речевые проблемы отмечаются у детей со снижением слуха, зрения, задержкой психического развития и т. д. Определить, что страдает в первую очередь в каждом конкретном случае задача специалистов: врачей, психологов, логопедов. Создание ситуаций, которые будут стимулировать речевую активность- это непременное условие развития речи. Взрослые не должны предугадывать желания, просьбы ребенка, пока он не попытается их сформулировать. Дайте ребенку возможность «высказаться», даже, если в диалоге основная информация для вас будет содержаться в детском жесте. Вы должны стимулировать потребность ребенка в речевом общении. Иначе может возникнуть смешная ситуация. От 5 ребенка родители не слышали ни единого словечка. К каким только специалистам не обращались - все разводили руками, а ребенок молчит. Но однажды, во время обеда он отодвигает тарелку с кашей и возмущенно произносит: «Соленая!» Родители потрясены, оказывается, их ребенок умеет говорить! Успокоившись после такого потрясения, они спрашивают у малыша: «Почему же ты раньше молчал?»- «Все нормально было». Для становления речи необходимо наличие полноценной речевой среды. Тем более, что ребенок с первых минут появления на свет готов к этому. Ошибка многих родителей в том, что в первые месяцы они озабочены соблюдением гигиенических процедур и режимных моментов. С ребенком нужно как можно больше разговаривать, давая ему образец для подражания. Сначала он сосредотачивается на интонационной стороне речи. Для малыша важным оказывается то, с какой интонацией произносится обращенная к нему речь. Нежным голосом можно произносить непонятные для него слова или детские страшилки, а малыш 1-1,5 лет будет в восторге. Холодно произнесенное восхищение или похвала, могут насторожить или же испугать его. Накопление речевого опыта идет постоянно. Если двухмесячные младенцы всего мира гулят одинаково (звуковое сочетание «агу») не зависимо от национальной принадлежности, то уже в 10-12 месяцев их лепетная речь приобретает ярко выраженную окраску. Родители с нетерпением ждут первых слов ребенка, гадают каким оно будет («мама» или «папа»). Затем каждое слово встречается родителями с восторгом, но едва ли они представляют, какая предварительная работа проделана их малышом. Словарный запас в 1 год составляет 3- 4 лепетных слова, ребенок понимает простую инструкцию, сопровождаемую жестом. В 1 год и 6 месяцев словарный запас достигает 7 – 20 слов, а в 2 года – уже не менее 50 слов. В этом возрасте ребенок понимает двухэтапную инструкцию, использует предложение, состоящее из 2 слов. В 3 года словарный запас приближается к 300 словам, используются предложения из трех и более слов. В 4- 6 лет звуковая сторона усвоена полностью. Отсутствие, замена звука на другой или его неточное воспроизведение расценивается как признак какого- либо речевого нарушения. Практически усваиваются все грамматические формы, предлоги используются в разнообразных значениях. Для ребенка не составляет труда передать содержание знакомой сказки. Исходя из всего выше перечисленного, хотелось бы призвать родителей быть внимательными к детским проблемам, не откладывать визит к специалисту в долгий ящик, не ждать, что все «пройдет» само собой, что ребенок заговорит не в 2 года, а в 5 лет. Такое, к сожалению, бывает не часто. Нужно помнить, что с момента рождения до трех лет ребенок усваивает столько же информации, сколько он усвоит в период с 3 до 17, а речь- важнейший компонент полноценного развития психической, интелектуальной и познавательной деятельности ребенка, становления его личности.

Если же до школы не решены речевые проблемы, то, к величайшему сожалению, у подавляющего числа детей с речевыми проблемами добавляются нарушения письменной речи («дисграфия», нарушения устной речи («дислексия»).

Не пускайте на самотек проблемы ваших детей, не ждите исполнения 5 лет вашему ребенку. Чтобы не получился ритуальный диалог между родителем и специалистом : «Где же вы раньше были?», «А нам сказали, что нужно подождать. И если к 5 годам не заговорит - идти к логопеду. Вот мы так и сделали».

Список использованной литературы:

1. М. М. Кольцова «Ребенок учится говорить», С-ПБ. 2002 г.

2. Т. А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит», С-Пб. 1998 г.

3. Н. Ю. Кожушко «Диагностика и коррекция снижения обучаемости у детей», С-Пб. 2008 г.

4. Нищеева Н. В. «Если ребенок плохо говорит», С-Пб. 2011 г.

Публикации по теме:

Почему у детей возникают речевые нарушения? Учитель-логопед Гагарина Лариса Геннадьевна Все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок.

«Почему возникают речевые нарушения». Выступление логопеда на вводном родительском собрании Выступление логопеда. Здравствуйте, дорогие родители. Меня зовут. Я работаю логопедом в группе. Мой график работы ежедневно с 8 до 12.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые проблемы у детей и способы их преодоления. Беседа с родителями
Опубликовано: 18 мая 2015 в 19:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД