«Коллекционирование в экологическом воспитании старших дошкольников»

Зоя Ивановна Урванцева
«Коллекционирование в экологическом воспитании старших дошкольников»

Работая в детском саду (МБДОУ «Детский сад № 134» г. Кургана, заметила, что ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие игрушки из киндер-сюрпризов. Меняется время, меняются и предпочтения детей, но их страсть к собирательству остается неизменной. Для ребенка горсть разноцветных пуговиц или наклейки от жевательной резинки являются самым настоящим богатством, бесценным сокровищем. Поэтому, уже не первый год приобщаю детей к коллекционированию (систематизированному собиранию однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный интерес, преимущественно в рамках своей темы по самообразованию «Экологическое воспитание старших дошкольников». Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает детей более внимательными, вдумчивыми наблюдателями, знакомит детей с различными природными объектами, учит их любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор, развивает навыки классификации объектов по различным признакам, сенсорику. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала. В группе собраны интересные коллекции: «Природа-чудесница», «В мире насекомых», «Чудеса на грядке», «Чудо - всюду!» и другие.

При сборе образцов для коллекций учитываются следующие аспекты:

-Доступность объектов сбора, поэтому коллекции составлены из образцов, которые собрали сами дети и их родители: камни, семена, сухая кора, сухие листья различных растений, мох, образцы песка, глины, различной почвы, речные и морские ракушки.

- Разнообразие - в зоне коллекций представлены, как объекты живой, так и неживой природы: кусочки кирпича, гипса, бетона, различные виды пластмасс, резина и т. д.

- Краеведческий аспект - в коллекции представлены природные объекты Курганской области. Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций.

- Страноведческий аспект: - есть небольшая коллекция объекты которой привезли дошкольники из других стран, выезжая на отдых с родителями: морские ракушки, морские звезды, кораллы, морские камушки, морские сухие водоросли. Любой привезенный объект служит поводом для разговора о странах, обычаях, природе Земли.

- Природоохранный аспект - плоские потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы, поэтому большинство наших коллекций насекомых, земноводных приобретены в магазинах и сделаны из синтетических материалов.

- Безопасность к коллекционированию широко привлекаются и родители, в группе с успехом прошли выставки коллекций собранных семьями: Макаровских «Сокровища Южных морей», Овчинниковых «Камень вокруг нас», Костылевых «Морские раковины». Обязательно демонстрируем собранные коллекции детям других групп. В группе создан «Клуб коллекционеров», с помощью которого коллекции живут и постоянно пополняются все новыми и новыми экспонатами.

В помощь своим коллегам воспитателям старшего дошкольного возраста я предлагаю перечень по оснащению зоны коллекций на примере блока «Песок, глина, камень»

Далее представлены Тема и Оснащение зоны коллекции:

Такой разный песок

Образцы разных видов песка в прозрачных емкостях: речной, морской, пустынный.

Откуда берется песок

Камни - песчаник, из которых при трении сыплется песок.

Кто живет в песчаном доме

Песок, фотографии животных песчаных пустынь и морских пляжей: антилопа, верблюд, фенёк, тушканчик; коллекции синтетических ящериц, змей, черепах. Макет пустыни.

Для чего человеку песок и глина

Песок, глина, коллекции: глиняной и пластмассовой посуды, глиняных игрушек; кусочки кирпичей, песочные часы, образцы асфальта, бетона, керамики, резины. Мини-музей «Чудо из стекла»

Какими бывают камни

Коллекция камней.

Камни из растений и животных

Мел, известняк, жемчуг, янтарь, каменный уголь, разные раковины, кораллы; рисунки папоротников, хвощей, плаунов, устриц.

Декоративные и драгоценные камни

Картинки с изображением драгоценных камней: сапфиров,алмазов, изумрудов, рубинов, александритов;

Картинки с изображением полудрагоценных камней:

янтарь, аметист, гранат, аквамарин, топаз, опал, турмалин, кораллы, жемчуг, бирюза и др. Коллекция поделочных камней: змеевик, мрамор, агат, авантюрин, алебастр, гематит, лазурит, малахит, нефрит, пирит, родонит, розовый кварц, яшма. Иллюстрации к сказкам П. Бажова «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы» и др.

Знакомимся с магнитами

Коллекция различных магнитов, магнитная азбука, компасы; предметы, притягивающие к магнитам и не притягивающиеся к ним (стальные, железные, алюминиевые, пенопласт и др.); игра с магнитами «Рыбалка».

Что такое горы

Географическая (физическая) карта или глобус, фотографии с изображением гор.

Дымящие горы

Макет горного ландшафта, фотографии вулканов, кусочки пемзы, туфа.

Эти таинственные пещеры

Фотографии пещер, сталактитов, книги о них, коллекция мелких камешков, фотографии летучих мышей и других обитателей подземных лабиринтов.

Кто живет в горах

Глобус, физическая карты мира и России. Фотографии гор, эдельвейса. Коллекции игрушечных горных животных и птиц (як, горный козел, снежный барс, сеноставка, сурок, орел, гриф, кондор).

Как человек использует камни

Фотографии домов, памятников. Коллекция игрушечных домов и замков.

Подземная кладовая

Образцы: каменный уголь, различные виды соли, нефть, торф, железная руда, щебень, железо и сделанные из них

предметы.

Публикации по теме:

Коллекционирование — увлекательная деятельностьКоллекционирование — увлекательная деятельность Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник в первую.

Мир наших увлеченийМир наших увлечений В рамках работы по социально - личностному развитию ребёнка, я готовила выступление по теме " Детское коллекционирование". Коллекционирование.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Коллекционирование в экологическом воспитании старших дошкольников»
Опубликовано: 22 октября 2012 в 19:45
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...