«Колокола на Руси». Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание

Наталья Вениаминовна Белозерчик
«Колокола на Руси». Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание

МБДУ МО "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 10 "РОДНИЧОК"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание в старшей возрастной группе с использованием ИКТ на тему: «Колокола на Руси»

Автор: Белозерчик Наталья Вениаминовна воспитатель 1квалификационной категории, Архангельск 2012г.

Цель: - сформировать знания о колоколах колокольных звонах на Руси;

- познакомить детей с особенностями звучания колокола;

- дать знания о возрождении колокола в разное время;

- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Предварительная работа:

- чтение русских народных сказок;

- наблюдение за цветами – колокольчиками на участке в детском саду;

- игры с музыкальными инструментами;

- сравнение колокольчика и музыкального колокольчика и др.

Ход занятия.

- Дети! Вы хотите сходить на лужайку?

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал-

Не споткнулся, не упал.

- Дети! Посмотрите на этот необычно красивый цветок (слайд)

- Кто знает, как он называется?

- Послушайте стихотворение Алексея Толстого:

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая.

- Существует легенда, что когда-то давным-давно, еще в конце 4 века, епископу Новоланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики. От дуновения ветра они издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна, епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении (слайд 3).

- С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.

- А знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

- Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали о пожарах и нападении врагов (слайд 4).

- Для отливки колокола требуются красная и зеленая медь, олово, железо и другие материалы.

- Перед отливом мастер и рабочие молились для благополучной работы.

- Для изготовления колокола готовили яму, обкладывали ее кирпичом и внутри устраивали печь для обжигания формы. В эту форму заливают колокольную медь. Поднимали колокол тоже с молитвой, обвязав колокол веревками (слайд 5).

- Звонари различают в колокольном звуке три главных тона (слайд 6). Первый слышен сразу вслед за ударом. Если он густой, ровный, то колокол считался хорошим. Второй тон – гул, который слышен через некоторое время после удара, распространяется гул не так далеко как звон, а держится в воздухе дольше. У хорошего колокола гул сильный. Третий тон – это неприятное звенье, звуковой дефект. Но мастер стремится добиться, чтобы этих дефектов не было.

- Как вы думаете, от чего зависит звук колокола?

-Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса.

- Церковные звоны делятся на 3 основных вида:

Благовест – три редких удара, медленных, а затем идут короткие, мерные удары, которые призывают к началу службы

Трезвон – несколько или все колокола вместе

Перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием. Звонарь перебирает все по очереди колокола.

Красный звон – целый день на большие праздники (слайд 7).

«Колокольчик нам поет, поиграть он нас зовет»-

Дети напевают песенку:

Колокольчик звонкий,

Голосочек тонкий,

Зазвени скорее,

Да повеселее!

У ведущего два колокольчика - большой и маленький. Под звучание большого колокольчика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика - легко бегают.

- Самый большой колокол – Царь колокол (слайд 8, он весит 200 тонн,

его отлили в первые годы царствования Петра 1. над ним трудился русский мастер Иван Моторин с сыном. Когда все было готово к отливке колокола, в Москве случился пожар, который охватил Кремль. Загорелись все деревянные постройки над литейной ямой. При тушении пожара, от резких перепад температуры, колокол дал 11 трещин и от него отвалился кусочек. Пользоваться колоколом было нельзя и он стал никому не нужен. Сейчас Царь-колокол стоит в Московском Кремле и является уникальным памятником России.

- В царствовании Николая 1 для колокольни Ивана Великого отливают колокола: «Большой успенский» (слайд 9) и колокол «Святого Иоанна» (слайд 10).

- Император Александр 2 пожертвовал Соловецкому монастырю колокол «Благовестник» (слайд 11).

- Для Храма Христа Спасителя было отлито 14 колоколов. Самый большой «Торжественный» и «Праздничный» (слайд 12).

- Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны.

Самый большой колокол «Сысой» и «Полиелейный», затем колокол «Лебедь». Звонят в Ростове по нотам, специально сочиненным для этой цели. Послушайте как звучит Красный звон колокола «Сысой» (слайд 13) и трезвон с благовестом (диск или через гиперссылку).

- Колокола для России стали неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм. Все события в жизни государства и Церкви освещались звоном колоколов.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание в старшей возрастной МБДОУ МО "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 10 "РОДНИЧОК" Конспект непосредственно образовательной деятельности по.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Деревья и листья
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Колокола на Руси». Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание
Опубликовано: 16 сентября 2012 в 22:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление папок творческих работ детей выпускной группы
Подходит к концу учебный год, а это значит, что мы, воспитатели, прощаемся с очередными детками и совсем скоро к нам опять придут малыши. Сегодня хочу...
Проект мини-музея «Книги Красноярья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...
Мастер-класс «Желтый одуванчик — солнышко на ножке»
Мастер-класс «Желтый одуванчик - солнышко на ножке» Словно солнышко на ножке Появилось у дорожки, Пахнет мёдом и травой, Завлекает красотой. (...
«Жители леса» (итоговая творческая работа по тематической неделе «Дикие животные» )
Еще одна тематическая неделя позади. На этот раз мы с ребятами взялись за изучение диких животных, а именно- жителей леса. Узнали, как их зовут; что они...
Фотоотчет о проведении поэтического вечера «Литературно-музыкальная гостиная...
Дорогие друзья, спасибо огромное всем за визиты, за добрые комментарии к моим постам! Сегодня я расскажу о том, как прошел наш вечер. Многие друзья на МААМе...