Коммуникативные игры как фактор формирования межличностных взаимоотношений

Ирина Михалева
Коммуникативные игры как фактор формирования межличностных взаимоотношений

Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира.

К. А. Аксаков

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления деятельности – теоретической и практической, коллективной и индивидуальной. Осуществляя функцию «сообщения социальной связи воздействия на окружающих», речь является вместе с тем способом формирования мысли.

Большинство дошкольников в коммуникативном общении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных дедах и играх: строят планы и пытаются их реализовать; свободно выражают свои просьбы, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, невербальные. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребёнка старшего дошкольного возраста становится сверстник.

Однако, определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками, в партнёрской ролевой игре, и в свободной деятельности. Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнёра приводят к обеднению коммуникативных способностей ребёнка, оказывают негативное влияние на характер и содержание игровой деятельности, межличностных отношений определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. У ребёнка складываются сложные отношения со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены играть в одиночестве.

Сегодня негативно влияют на формирование коммуникативных навыков также большая загруженность родителей на работе, как следствие, ребёнку уделяется мало внимания в семье; усиленный поток информации через различные СМИ, который активно воздействует и угнетает нервно-психическое состояние детей, вызывает беспокойство, агрессию, конфликтность, застенчивость, замкнутость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность; социальное неравенство населения; неравномерный речевой статус детей; ослабленное здоровье

Всё это неизбежно сказывается на качестве межличностных отношений малышей: препятствует свободному общению детей между собой, способствует развитию у них внутренних комплексов, замкнутости и прочих осложнений личностного становления Эти и другие обстоятельства ведут к тому, что при поступлении в школу дети с подобными личностными особенностями не могут наладить контакт с одноклассниками, учителями, не могут дать развёрнутый ответ на вопрос и. как следствие, часто попадают в разряд, неуспевающих.

Чтобы избежать вышеизложенных проблем, нами была апробирована система целенаправленного развития межличностных отношений старших дошкольников, базирующаяся на использовании игр коммуникативной направленности. Так как в них на более строгой основе распределяются роли, особенно в плане общения и взаимодействия участников друг с другом. В играх ребенок учится: 1) воспринимать и передавать информацию; 2) следить за реакцией собеседников: 3) учитывать их в своих собственных действиях: 4) решать возникшие проблемы словами, а не кулаками.

Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Возникает личностная избирательность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе

Игры были подобраны таким образом, что их можно использовать как в процессе совместного общения воспитателя с детьми, так и в свободное время.

Работу по внедрению коммуникативных игр мы начали в 2009 году, определив для себя три основных направления:

Первое направление реализуется по линии развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. То есть, проводится работа по формированию восприятия сверстника на положительном эмоциональном уровне, развитию общих игровых интересов и делового сотрудничества.

Второе направление состоит в развитии у ребёнка способности воспринимать и использовать различные вербальные и невербальные коммуникативные средства.

Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений.

Опираясь на выбранные направления, мы условно разбили коммуникативные игры на 4 блока:

1. Блок интерактивных игр на сплочённость, сотрудничество

Задачи:

-развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими;

-развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и своё отношение к другим;

-показать детям, что значит взаимное признание и уважение;

-развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты;

-вызвать заинтересованность в общей цели;

-развивать готовность внести свою лепту в общее дело;

-развивать готовность идти друг другу на встречу;

-учить проявлять терпение к недостаткам других;

-учить умению считаться с интересами других.

Название игр: «Рукопожатие вслепую», «Объятия», «Клеевой ручеек», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

2. Блок игр на обучение эффективным способам общения

Задачи:

-развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Название игр: «Попроси игрушку», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли», «Вежливые слова», «Игры - ситуации»

3. Блок игр, отражающих притязание на социальное признание

Задачи:

-прививать ребёнку новые формы поведение;

-научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя;

-дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком;

-коррекция аффективного поведения.

Название игр: «Король», «Необитаемый остров», «Страшные сказки»

4. Блок игр, направленных на снятие конфликтности

Задачи:

-переориентация поведения с помощью ролевых игр;

-формирование адекватных норм поведения;

-снятие напряжения у детей;

-нравственное воспитание;

-регулировка поведения в коллективе;

-обучение приемлемым способам выражения гнева;

-отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях;

-обучение приёмам релаксации

Название игр: «Ссора», «Примирение», «Сладкая проблема», «Коврик мира»

Приведу примеры некоторых игр:

Игра «Объятия»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для её «разогрева». Воспитатель должен проявить своё стремление видеть перед собой единую сплочённую группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.

Игра «Попроси игрушку»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Игра проводится в парах, один из участников пары берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку. Другой должен попросить этот предмет.

Игра «Коврик мира»

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их, обсуждением проблемы друг с другом. Для игры необходим кусок тонкого пледа или мягкий коврик.

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему, дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Проведя анализ работы по целенаправленному развитию межличностных отношений старших дошкольников, базирующихся на использовании игр коммуникативной направленности, мы пришли к выводу, что такие игры способствуют сплочённости группы, организации совместных действий, проявлению чувства общности, установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, внимательного и бережного отношения друг к другу. Дети в совместных играх применяли свои приобретённый коммуникативный и игровой опыт.

Целенаправленное развитие межличностных отношений отразилось на раскрытии индивидуальных возможностей каждого ребёнка: некоторые дети преодолели страх перед общением, легче устанавливали контакты со взрослыми и другими детьми, узнавая и принимая морально-этические нормы общества и нравственные критерии.

Библиография

1. Бондаренко А. К. Матусин А. И. Воспитание детей в игре. М. : Просвещение. 1983

2. Ремизова Г. Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте / Обруч. - 2001.-№4.-С. 17-21.

3. Репина Т. А. Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада. - В сб. : Проблемы социальной психологии. М. 1971

4. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М. :ВЛАДОС. 1994.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_h7t4d.pptx | 8210,22 Кб | Скачан: 223
 
Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений в процессе художественно-творческой деятельности Предлагаю Вашему вниманию интерактивный плакат "Формирование элементарных математических представлений в процессе художественно-творческой.

Игры с мячом для закрепления звукопроизношения Игры с мячом весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Использование мяча в логопедической практике дает хорошие результаты.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Коммуникативные игры как фактор формирования межличностных взаимоотношений
Опубликовано: 12 октября 2013 в 10:50
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс открытки ко Дню Матери «Мамочка, моя вот цветочки для тебя!»
Добрый день, уважаемые коллеги, гости моей странички! Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию небольшой мастер-класс по изготовлению открыток, которые...
Родительское собрание с детьми показ НОД «Путешествие с дорожными знаками по математике»
Тема: «Путешествие с дорожными знаками по математике» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия; продолжать...
Конкурс игр изготовленных своими руками «Веселая сенсорика» (фотоотчет)
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Игра играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка, формировании его личности, а также является основным...
Сценарий новогоднего утренника «Как то раз под новый год все отправились в поход»...
КАК-ТО РАЗ ПОД НОВЫЙ ГОД ВСЕ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД! Дети входят в зал цепочкой, идут в хороводе вокруг елки, останавливаются. Ведущая. Здравствуй,...
Книжка — малышка «Цыпленок». Мастер-класс.
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по изготовлению рукотворной развивающей книжки – малышки с детской сказкой К. И. Чуковского «Цыпленок». Ранее я...