Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В синичкин день»

Рита Чобанян
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В синичкин день»

Цель: уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах (синице, об их жизни в осенне-зимний период.

Задачи:

1. Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц.

2. Закрепить представление детей об особенностях поведения синицы (летает, прыгает, клюёт ягоды).

3. Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

4. Активизировать словарь: «синица», «жёлтогрудая», «клюёт ягоды», «рябина».

5. Учить понимать образный смысл загадок;

6. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке и за приметами наступающей зимы в природе; игры и упражнения «Птички – невелички», «Ну – ка, птички, полетели», «Кормушка», «Снежок» и др.

Чтение художественной литературы, сказок, потешек о птицах. Рассматривание картин о зиме и иллюстраций с изображением птиц. Настольно-печатные и подвижные игры. Лепка пластилиновых шариков (красных).

Материал: интерактивная доска, магнитофон запись голоса птиц, рисунки синиц, пластилиновые шарики красного цвета, перышки, стаканы с водой,

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?

Дети: (перечисляют признаки осени).

Воспитатель. Почему стало мало птиц?

Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Воспитатель. Каких птиц вы знаете?

Дети: (перечисляют птиц).

Воспитатель. Как называются птицы, которые улетели в тёплые края?

Дети: перелетные птицы.

Воспитатель. Каких вы знаете перелетных птиц?

Дети: перечисляют.

Воспитатель. Правильно, ребята! С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц.

Воспитатель. Ой ребята, тише, тише,

Чтот-то странное я слышу.

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы шуршит.

Кто б ты ни был заходи

Да ребят повесели.

(Раздаётся шорох, появляется Шуршик.)

Воспитатель: Как тебя звать, гость дорогой?

Шуршик. Ш-шур-ш-шик!

Вот с тех пор, как осень приходит к нам в лес, меня шуршать листвою просят, чтоб слышать листьев голоса, и голоса птиц. Видел я в осеннем лесу много синиц. Но сегодня утром я проснулся и увидел, что в лесу, отчего то тихо, и синички сидят на ветках и грустят.

Воспитатель: Ребята, а отчего синичкам грустно я вам расскажу.

Потому что сегодня – Синичкин день.

Воспитатель. А что же это за такой необычный День?

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Люди готовились и готовятся к встрече зимних птичек. Для этого сооружаются кормушки и развешиваются в садах и парках. В них обязательно нужно положить лакомства для прилетевших гостей:

зерна пшена, риса, проса, гречки;

хлебные крошки и сухарики;

сушеные ягоды рябины и орешки;

кусочки сала, но только несоленого.

В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а праздник свой знает».

Воспитатель. Грудка у нее лимонно-желтая, а посередине – черный галстук. Спинка зеленая, на голове бархатная шапочка. Щечки белые, хвост короткий, ровный с небольшой вырезкой. Крылья и хвост серого цвета. Красивая птица! Слайд № 2, 3

Воспитатель: Ребята, ну раз птичкам грустно сегодня в лесу, надо им помочь. Мы с вами отправимся в лес, чтобы разгадать тайну птичьей грусти, и помочь им. Вы готовы? Сегодня нас ждут интересные приключения, которые мы должны разгадать.

Воспитатель. Давайте вместе скажем: раз, два, три – на лесной опушке окажись!

Вдруг подул сильный ветер и шур-шик улетел.

Шуршик. До свиданья ребята! Весёлых вам приключений.

Воспитатель. Дети вот мы с вами оказались в лесу. Ой, ребята! Посмотрите, какое красивое пёрышко? Да оно не простое! А волшебное. Если сможем разгадать, то путь к синичкам станет, легче, и короче. Каким оно цветом?

Воспитатель. Ребята, перед вами на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Дети: цветом, размером, формой.

Воспитатель. Каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

Что случится, если сейчас подует ветерок?

Дети: перья полетят, они легкие.

Воспитатель. Если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Дети: нет, вода скатилась капельками.

Воспитатель. Перья защищают птицу от воды и сырости. Слайд № 4, 5

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?

Дети: чтобы летать.

Воспитатель. Для чего им нужны маленькие перышки?

Дети: для тепла.

Воспитатель. Давайте рассмотрим окраску перьев. Что можете сказать? Синица (жёлтогрудая, повторите.

Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.

Воспитатель. Весной семья синиц ищет место для гнезда. Они вьют гнездо из тонких прутиков и соломы. Слайд №10.

Чем утепляют гнёзда? Для утепления жилища они устилают пухом, перьями Слайд № 11. Появляются птенцы. Слайд №13.

Синицы очень заботливые, от зари до зари трудятся: ловят комаров, мошек, гусениц и кормят своих птенцов. Слайд № 14.

Делая запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для всего племени. Осенью птички собираются в стаи облетают сады и парки. Они внимательно обследуют. Обшаривают места, где их может ждать приготовленное кем –то угощенье. Слайд № 15-18. А сегодня угощенья и не было. Поэтому нашим птичкам грустно.

Воспитатель. Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?

Дети: зимующие.

Воспитатель. Каких вы знаете зимующих птиц?

Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).

Воспитатель. Молодцы, ребята!

А почему говорят, что зима трудное время для птиц?

Дети: (высказываются).

Воспитатель. Как можно проявить о них заботу зимой? Слайд № 19

В морозные зимние дни синицы прилетают поближе к жилью.

Воспитатель. Отправляемся дальше. Смотрите ещё одно пёрышко.

А это волшебное пёрышко приготовило нам интересные загадки.

Ну а сейчас давайте попробуем отгадать загадки.

Отгадывание загадок:

Как лисица среди зверей,

Это птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее. (Ворона)

Кто летает, кто стрекочет-

Рассказать нам новость хочет (Сорока).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

Озорной мальчишка,

в сером армячишке,

По двору шныряет,

крошки собирает (воробей)

Воспитатель. Молодцы ребята! Загадки отгадали, и наш путь стал ещё короче. Отправляемся дальше, и видим ещё одно пёрышко. А это пёрышко приготовило для нас интересную игру.

Дидактическая игра «Кто как кричит».

Давайте послушаем внимательно голоса птиц и отгадаем, только тогда мы сможем отправиться дальше.

(прослушивание громзаписи голоса птиц: ворона, дятел, воробей, синица)

Игра-звукоподражание «Кто как кричит?»

Кар-кар (ворона).

Ччик-чирик (воробей)

Рюм-рюм (снегирь)

Синь-синь (синица).

Воспитатель. Молодцы! Мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть?

Воспитатель. Молодцы ребята! Мы разгадали все тайны птичьего мира, а вот и наши синички. А сейчас внимание на экран.

Просмотр видеоролика синицы в лесу.

Скажите, а каких птиц вы в лесу видели?

Как, выглядит синичка?

Какие запасы они делают на зиму?

Где вьют гнёзда?

Где зимуют синички?

Как в народе говорят о синичках. Давайте проговорим.

Воспитатель. А вот ещё одно пёрышко.

Физкультминутка «Шустрые синички».

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель. А сейчас послушайте стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна –

И не страшна

Будет им зима.

Воспитатель - Ребята, скажите, чем питаются птицы? (хлебом, крошками, семечками, ягодами).

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Накорми птичку».

Воспитатель - Посмотрите внимательно, у нас на столе ваши рисунки, и блюдца: с пластилиновыми шариками. Давайте покормим птичку, превратим шарики в гроздь рябины. Дети выполняют.

Итог занятия.

Воспитатель – Дети, птичек мы покормили. Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело. Как вы думаете, синичкам стало весело? И они нам сказали спасибо?

Дети отвечают. Да! (Синички радостно клевали крошки хлеба, сало, рябину).

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться домой к нам в детский сад.

Давайте скажем наши волшебные слова.

Публикации по теме:

«Снеговик». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе«Снеговик». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Снеговик» Конспект НОД средней группы с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Автор-составитель: Нарожная О. А. ,.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «День защитника Отечества»Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «День защитника Отечества» Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «День защитника Отечества» Виды детской деятельности: игровая,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Весна» Конспект Нод Ознакомление с предметным окружением, социальным миром, с миром природы. (Образовательная область «Познавательное развитие»).

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В синичкин день» для второй младшей группы Задачи: Образовательные: - учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; - учить наблюдать за птицами, оберегать,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зима» "Зима Программное содержание. 1. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Продолжать закреплять знания детей о сезонных изменениях.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «День народного единства» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «День народного единства»Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Транспорт» Знакомство с обобщающим словом : транспорт Цель: познакомить детей с обобщающим понятием транспорт. Учить детей выделять различные признаки.

Конспект интегрированной НОД по речевому развитию и ознакомлению с природой в средней группе «Синичкин день» Цель: составление описательного рассказа о синице. Задачи: - уточнить понятия «перелётные» и «зимующие» птицы; - упражнять в изолированном.

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «День рождения Весны» Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме " Весна". Коррекционно-образовательные задачи: -учить детей называть признаки времен.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Синичкин день»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Синичкин день» Конспект занятия «Синичкин день» Цель: Познакомить детей с зимующими птицами (синицей, её особенностями и питанием в зимнее время. Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В синичкин день»
Опубликовано: 27 марта 2016 в 20:01
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке в средней группе «Улитка»
Цели занятия: - расширить и уточнить знания детей об улитке, - научить лепить улитку, получая образ путем сворачивания полосы пластилина по спирали, -...
Фотоотчёт: «Лаборатория по обмену опытом. Безопасное лето»
Дорогие коллеги! Очень скоро наступит лето! … Пора долгожданных отпусков, сбывающейся мечты, многочисленных сюрпризов, маленьких и больших радостей,...
Фотоотчет о спортивном развлечении с детьми средней группы «Лесовичок в гостях у ребят»
Здоровье - самая большая ценность каждого человека. Поэтому в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровью ребенка, воспитанию здорового образа...
Уголок театрализации
В нашей группе был создан уголок театрализации. В нём отводится место не только для различных видов театра: настольный, пальчиковый, масок для разыгрывания...
ООД «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц» (старшая группа)
Тема. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение. Задачи. Учить детей...