Конструирование предметно-развивающей речевой среды в ДОУ

Татьяна Рогонова
Конструирование предметно-развивающей речевой среды в ДОУ

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.

Развитие речи непосредственно зависит от условий жизни и среды, в которой пребывает ребенок. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Сегодня мы поговорим о создании благоприятной предметно-развивающей речевой среды в детском саду, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, удовлетворение интеллектуальных потребностей в разных видах деятельности.

Предметно-пространственная среда развития воспитанников детского сада должна быть организована с отказом от устаревшего подхода, связанного с жестким зонированием и функциональной закрепленностью зон.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуется несколько предметно-развивающих «сред», которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

Используя принцип интеграции различных видов деятельности в конструировании предметно-развивающей среды группы, мы сможем создать единую предметно-пространственной среду, которая предполагает обеспечение разнообразной деятельности ребёнка, обогащение его речевого опыта и как следствие – развитие связной речи дошкольника.

В каждой группе есть игровые модули для сюжетно-ролевых игр. В процессе игры у детей развивается диалогическая и монологическая речь, повышается уровень социализации. Обратите, пожалуйста внимание на соответствие игрового материала возрасту детей своей группы, при необходимости пополните его.

Активное общение детей происходит при проведении экспериментов и игр в экспериментально-опытническом уголке. К сожалению, в некоторых группах эти уголки находятся в плачевном состоянии или отсутствуют вообще. Необходимо, чтобы оборудование соответствовало возрасту детей, было функциональным, дети знали его назначение и могли работать с ним. (самостоятельно в старшем возрасте, под наблюдением и совместно с педагогом в среднем, наблюдая за педагогом в младшем).

Непосредственно развитию речи способствует чтение книг, рассматривание и беседы по картинам и иллюстрациям, театрализованные игры с переодеванием и различными шнуровками.

На сегодняшний день мы предлагаем вам небольшую реорганизацию: объединение книжного, театрального, сенсорного уголков в ЦЕНТР РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Требования к оборудованию центра речевого развития:

• Материал, содержащийся в речевом уголке, соответствует возрасту детей группы, направлен на развитие речевых и психических функций.

• Оборудование речевого уголка обеспечивает разнообразную речевую деятельность под руководством взрослых.

• Разнообразный дидактический материал доступен для самостоятельной деятельности детей.

Оборудование:

1. Книги (тематическая выставка, подборка книг определенного автора или жанра, разные виды книг.) По мере необходимости или новому целеполаганию содержание книжной полки меняется.

2. Дидактические игры по развитию речи, составляющие «методическую копилку» педагогов. Наиболее интересные игры представим на педсовете.

3. Тематические альбомы, подборки иллюстраций, открытки.

4. Разные виды театров (пальчиковый, настольный, плоскостной, кукольный)

5. Мнемотаблицы и карточки-алгоритмы составления описательных рассказов.

6. Зеркальца для самостоятельного проведения детьми артикуляционной гимнастики в виде игры.

Речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает разные виды детской активности (речевую, умственную, физическую, игровую, т. е. становится основой для самостоятельной речевой деятельности.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Развитие речиРазвитие речи Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Головоломки
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конструирование предметно-развивающей речевой среды в ДОУ
Опубликовано: 31 июля 2013 в 18:10
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...