Получи документы

Коррекция основных психических процессов в ходе коррекционного блока на внеурочных занятиях в школе-интернате I-II вида

Галина Астахова
Коррекция основных психических процессов в ходе коррекционного блока на внеурочных занятиях в школе-интернате I-II вида

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I – II вида»

Доклад

на тему:

«Коррекция основных психических процессов в ходе коррекционного блока на внеурочных занятиях в школе-интернате I-II вида»

Публикация «Коррекция основных психических процессов в ходе коррекционного блока на внеурочных занятиях в школе-интернате I-II вида» размещена в разделах

Составитель:

Астахова Галина Павловна

воспитатель школьного отделения

Г. Миасс

2016 год

«Коррекция основных психических процессов в ходе коррекционного блока на внеурочных занятиях в школе-интернате I-II вида»

Для неслышащего ученика полноценное владение учебным материалом даже на начальном этапе обучения представляет определенные трудности из-за особенностей его развития

(вследствие, ограниченности общения меньший по сравнению со слышащими сверстниками объем знаний и представлений об окружающем мире, с которыми ребенок приходит в школу).

У детей наблюдается значительное нарушение всех аспектов самостоятельной устной речи:

- искажение звукового состава слова (Шаша, бабуфка)

- грубое нарушение грамматических связей между словами (он пошла)

- элементарность синтаксического оформления (преобладают предложения, состоящие из одного, двух, трех слов, затруднено понимание сложных предложений).

- ограниченность словарного запаса.

Самыми типичными являются ошибки в согласовании (трава зеленый) и управлении (картофель с мясо, в синтаксических конструкциях.

Замедленный темп формирования речи сказывается на развитии всех форм мышления ребенка - наглядного и понятийного.

Таким образом, у неслышащих детей наблюдается значительное отставание от нормально слышащих сверстников при овладении умениями осуществлять операции анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования.

Большое затруднение вызывает выделение причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями, которые сообщены в словесной (в устной или письменной форме, что приводит к упрощению или искажению смысла текста.

Для преодоления указанных трудностей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида проводится работа, которая, прежде всего, включает коммуникативную систему обучения неслышащих детей языку, формирования у них речевого поведения, развития языковых способностей.

Кроме того выделяется специальный коррекционный блок занятий, включающий предмет «Развитие речи»; а также индивидуальные занятия по формированию произносительной стороны речи и по развитию слухового восприятия.

Вместе с тем, исходя из психических процессов развития неслышащих детей, необходимо осуществлять специальную коррекционную работу, направленную, прежде всего на развитие познавательной деятельности учащихся и формирования их мышления.

Программу по развитию познавательных процессов у детей с нарушениями слуха можно реализовать с помощью дидактических игр. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка.

В то же время, игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:

1) Обучающая, которую преследует воспитатель;

2) Игровая, ради которой действует ребенок.

Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого материала.

Можно выделить следующие группы игр:

1) На развитие восприятия;

2) На развитие памяти и внимания;

3) На развитие мышления и воображения.

Данные группы игр выделены условно, потому что в каждой игре может быть определено несколько задач.

Четыре психических процесса - память, воображение, внимание и речь носят сквозной характер. Они принимают участие в организации всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления).

Прежде всего, в игре должны учитываться следующие принципы: доступность, повторяемость и постепенность выполнения заданий. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного отношения к заданию.

Для того, чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Мы предлагаем ребенку выбрать один предмет из двух и говорим ему: «Дай такой – и показываем, например яблоко, но не говорим: «Дай мне яблоко» – что, заставляет его думать, здесь надо не упустить возможность дать нужное слово в форме, закрепляющей результат действия самого ребенка: «Верно, я показала (попросила) яблоко (лист, куклу) и ты дал мне яблоко (лист, куклу.). Слово - название дается как итог выполнения инструкции, что развивает у детей восприятие, речь, ее смысловую сторону. Правильное соединение слова с тем, что оно обозначает, не только закрепляет в сознании ребенка образ предмета, но и дает возможность вызывать данный предмет в памяти. Именно это и происходит в играх «Чего не стало», «Расставь, как было», «Найди одинаковые предметы».

В дальнейшем на основе восприятия возникают формы оперирования образами в уме, которые можно наблюдать при необходимости сделать целое из частей: слово из букв; игрушку из фрагментов; пазлы; предмет, глядя на разбросанные в беспорядке части – это первая форма анализа.

Правильное развитие целостного восприятия подготавливает и некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок правильно представляет себе предмет с его частями, он легко может осознать причину, если нарушено это целое: машина без колеса не едет, стул на двух ножках не стоит….

Очень важным оказывается влияние восприятия на решение словесных задач типа загадок, что обязательно используется в дидактических играх.

Не менее важными являются занятия, на которых используются приемы тактильно – двигательного восприятия: определить предмет с закрытыми глазами, с использованием «чудесного мешочка».

Несомненно, успешному проведению игр способствует доброжелательное отношение воспитателя, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе.

Сочувственное отношение глухих детей друг к другу побуждается не столько добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на товарищей, специально направленным побуждением, сочувствием к плачущему, обиженному или огорченному. Обычно воспитатель использует прямое обращение одного ребенка к другому, совместно с ним утешает обиженного, демонстрирует свое сочувствие - такое эмоциональное проявление как бы заражает ребенка.

Развитие чувств происходит в рамках сюжетно - ролевой игры. Д. В. Эльконин отмечает большое значение ориентации на нормы отношений между людьми, формирующейся в сюжетно-ролевой игре.

Нормы, лежащие в основе человеческих отношений, становятся источником развития морали, социальных и нравственных чувств ребенка.

Эмоции и чувства участвуют в подчинении непосредственных желаний игровым ограничениям, при этом ребенок может ограничивать себя даже в самом любимом виде активности – двигательном, если по правилам игры нужно замереть.

Постепенно ребенок учится облекать выражения своих чувств, в культурно принятую форму: здороваться, благодарить, поделиться угощением, пропустить вперед старшего и т. д.

При правильном воспитании и обучении люди, лишенные слуха и зрения, могут достичь значительных высот. Так четыре воспитанника знаменитой Загорской школы не только окончили университет, но и защитили кандидатские диссертации.

Вот, что написала известная воспитанница харьковской школы для таких людей Ольга Скороходова:

Думают иные — те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну:

— Как она без зренья красоту опишет,

Как поймет без слуха звуки и весну!

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая в сумрак я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать люблю:

И за ум, за сердце я любить готова.

Так, как любят запах нежного цветка,

Так, как любят в дружбе дорогое слово,

Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,

А мечтой привольной мир я облечу:

Каждый ли из зрячих красоту опишет,

Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше — чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем,

Я соткала жизни красочный узор.

Если Вас чаруют красота и звуки,

Не гордитесь этим счастьем предо мной!

Лучше протяните с добрым чувством руки.

Что б была я с Вами, а не за стеной.

Список использованной литературы:

1) «Практикум по коррекции психического развития детей с нарушениями слуха» И. А. Михаленкова. Изд. Каро, С-П. 2006.

2) «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» Е. А. Стребелева. Изд. Владос, М. 2008.

3) «Психология глухих людей» под ред. И. Н. Соловьева, М. 1971.

4) «Сурдопедагогика» под ред. Е. Г. Речицкой, М. 2004.

Публикации по теме:

Роль игры как ведущего вида деятельности дошкольников в формировании фонематических процессов В соответствии с требованиями ФГОС ДО возросла роль игры как ведущего вида деятельности дошкольников. Игры вызывают устойчивый интерес к.

Использование ИКТ на индивидуальных занятиях как условие повышения качества и результативности коррекционного процесса Логопедический пункт является структурным подразделением государственного, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения. Создан.

Консультация для родителей «Развитие психических процессов будущих школьников» Много вопросов волнует родителей по поводу интеллектуальной подготовки детей, развития мыслительных операций, памяти, внимания, мышления.

Конспект занятия по развитию психических процессов «Любимая игрушка» Автор: Таймазова О. И. педагог-психолог, МАУДО психологический Центр диагностики и консультирования "Доверие", РСО-Алания, г. Владикавказ.

Мастер-класс «Применение технологии моделирования в ходе коррекционного-развивающего обучения с детьми».Мастер-класс «Применение технологии моделирования в ходе коррекционного-развивающего обучения с детьми». .

Поздравления для учителей 5 октября в школе интернате (фотоотчёт)Поздравления для учителей 5 октября в школе интернате (фотоотчёт) День учителя самый оригинальный, самый веселый и необычный среди всех профессиональных праздников. А как по-другому, если встречать его.

Развитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологийРазвитие познавательных процессов у дошкольников на занятиях по аппликации с применением информационных технологий b] Актуальность[/b] определяется социальным заказом современного общества на становление современных информационных технологий, компьютерных.

Развитие высших психических процессов: памяти, внимания, мышления у детей с нарушениями речи Тема занятия: Развитие высших психических процессов: памяти, внимания, мышления у детей с нарушениями речи. Цель: Развитие слуховой и зрительной.

Сценарий концертной программы ко Дню защитника Отечества в школе-интернате 8 вида «Русский парень» Сценарий концертной программы ко Дню защитника отечества «Русский парень» Место проведения: школа-интернат 8 вида. Актовый зал. Подготовить:.

Сценарий конкурсно-развлекательной программы в школе-интернате «Алло, мы ищем таланты!» Сценарий конкурсно-развлекательной программы «Алло, мы ищем таланты!» Звучит торжественная музыка, на сцену выходят ведущие. Ведущий 1:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция основных психических процессов в ходе коррекционного блока на внеурочных занятиях в школе-интернате I-II вида
Опубликовано: 4 марта 2017 в 12:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД