Корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия и нарушений осанки

Людмила Выжанова
Корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия и нарушений осанки

АННОТАЦИЯ

В любой специальной группе основное внимание должно уделяться коррекционным процессам. Зачастую к проблемам с речью у детей добавляются нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, такие как плоскостопие и нарушение осанки. Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции опорно-двигательного аппарата, но и речевых нарушений. Физические упражнения помогают занимающимся детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В программу физического развития ребёнка с нарушением речи помимо обязательного раздела по физической культуре, соответствующего возрасту, входят и специальные упражнения и задания на устранения этого недостатка, которые обязательно проводятся совместно с логопедом и воспитателем данной группы.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Оздоровление детского организма, постановка диафрагмально – речевого дыхания, совершенствование координации основных видов движений, создание мощного мышечного корсета, способствующего стабилизации позвоночника, формированию правильной осанки, правильной стопы, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащение словарного запаса, преодоление межполушарной ассиметрии мозга, формирование положительных личностных качеств в поведении ребёнка.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Дифференциация носового и ротового дыхания.

2. Развитие мышечных движений (жевание, улыбка, радость, грусть).

3. Развитие слухового внимания.

4. Развитие артикуляционных движений (цокание, шипение, насос и др.).

5. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие обшей координации.

7. Развитие координации между движением и словом.

8. Развитие динамической координации движений (напряжение – отдых – напряжение).

9. Формирование правильной осанки, правильной стопы.

10. Формирование положительных личностных качеств в поведении ребёнка: общительность, умение рассчитывать свои силы.

11. Воспитывать самоконтроль, смелость, решительность, настойчивость, скромность, самокритичность, отзывчивость, чувство товарищества, дружелюбие, взаимовыручку.

Принципы построения занятий:

1. Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.

2. Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.

3. Подбирать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.

4. Выполнение упражнений с различной амплитудой.

5. Разнообразие и новизна в подборе упражнений (10-15% упражнений обновляется, а 85-90% повторяются для закрепления).

6. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки – физические

упражнения чередуют с отдыхом.

Время проведения: 1 учебный час.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Методы и приемы, используемые на занятиях инструктора по физическому воспитанию с детьми логопедической группы:

- объяснение,

- показ упражнений инструктором, ребенком,

- использование наглядных пособий,

- имитация,

- звуковые ориентиры,

- индивидуальная работа,

- игровые методы,

- ритмическая гимнастика для повышения интереса к занятиям.

Основные направления работы с детьми:

1. Общая моторика:

- развитие координации движений;

- специальные упражнения, укрепляющие мышцы, связанные с речь (мимическая гимнастика, артикуляционные движения).

2. Дыхательная гимнастика.

3. Коррекционные упражнения:

- укрепление опорно – двигательного аппарата;

- специальные упражнения по ЛФК;

- развитие физических способностей.

4. Точечный массаж:

- оздоровительный;

- специальный (по показаниям заболевания).

5. Закаливание.

6. Пластико – ритмическая гимнастика.

7. Игра, как закрепление и совершенствование правильного произношения:

- наглядный материал в играх и упражнениях;

- физкультминутки;

- расширение и обогащение лексического запаса в игре.

Методическое обеспечение:

1. А. А. Потапчук, М. Д. Дидур «Осанка и физическое развитие детей», С. – П.: Речь, 2001.

3. В. А. Епифанов «Лечебная физическая культура», Справочник, 1987.

4. Г. К. Зайцев, К. Г. Зайцев «Твоё здоровье», 1997.

5. Р. Деметер «Бегай, ползай, прыгай», 1972.

6. В. К. Велитченко «Физкультура для ослабленных детей», 1987.

7. Л. В. Шапкова «Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии» - С. – Пб: Детство, 2002.

Занятие по корригирующей гимнастике состоит из 3 взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей:

1). Вводная часть (разминка, направлена на то, чтобы размять и разогреть мышцы спины и конечностей, составляет 15-20% времени.

2). Основная часть (физические упражнения по оздоровительной гимнастике, подвижные игры) по времени занимает 65-70%.

3). Заключительная часть (восстановление, постепенное снижение физической и психологической нагрузки, занимает 10-20% времени.

На занятиях широко используются физические упражнения через игровые приемы, пластико - ритмическая гимнастика, дыхательная гимнастика, точечный массаж, подвижные игры. Занятие проводится под четким руководством инструктора по физической культуре, логопеда и воспитателя, за физическим состоянием воспитанников осуществляет контроль медицинский работник.

К концу прохождения курса занятий у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы навыки правильной осанки, правильного положения стопы, знания и понятия осанки и умения использования оздоровительных упражнений в повседневной жизни. А также понятия о личной гигиене и закаливании, о точечном массаже, о дыхательной гимнастике, носовом и ротовом дыхании; о мышечных движениях (жевание, улыбка, радость, грусть); слуховом внимании; об артикуляционных движениях (цокание, шипение, насос и др.); о мелкой моторики; об обшей координации, координации между движением и словом, динамической координации движений (напряжение – отдых – напряжение). В поведении ребёнка должны быть сформированы положительные личностные качества: общительность, умение рассчитывать свои силы, самоконтроль, смелость, решительность, настойчивость, скромность, самокритичность, отзывчивость, чувство товарищества, дружелюбие, взаимовыручку

После прохождения курса занятий, при необходимости возможность проведения подвижных игр для развития двигательной активности детей.

Методическое обеспечение:

1. А. А. Потапчук, М. Д. Дидур «Осанка и физическое развитие детей», С. – П.: Речь, 2001.

3. В. А. Епифанов «Лечебная физическая культура», Справочник, 1987.

4. Г. К. Зайцев, К. Г. Зайцев «Твоё здоровье», 1997.

5. Р. Деметер «Бегай, ползай, прыгай», 1972.

6. В. К. Велитченко «Физкультура для ослабленных детей», 1987.

7. Л. В. Шапкова «Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии» - С. – Пб: Детство, 2002.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц Тема занятия Учебный час

1. Сентябрь «В сказочном дворце…» 1

2. Октябрь «Наше тело» 1

3. Ноябрь «Будьте здоровы!» 1

4. Декабрь «Палочка – выручалочка» 1

5. Январь «Суставы – подвижность человека» 1

6. Февраль В гостях у скамейки Поседелковны» 1

7. Март «Пора в школу» 1

8. Апрель «Морские камушки» 1

9. Май «Непослушные мячи» 1

Публикации по теме:

Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного.

Спортивно-оздоровительное развлечение для детей с нарушениями ОДА спортивно - оздоровительное развлечение: "Путешествие в страну гибкого носка". Развлечение проводилось с детьми подготовительной группы,.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия и нарушений осанки
Опубликовано: 11 марта 2014 в 21:32
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...