«Космос». Проект сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников

Галина Кореневская
«Космос». Проект сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников

Цель:

-формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

-учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре

Задачи:

-учить выполнять действия с общим замыслом игры

-формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников

-воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре

Актуальность проекта:

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.

Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка. Реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Ожидаемые результаты:

1. Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.

2. Парное ролевое взаимодействие со сверстниками

3. Ролевое общение, короткий диалог

Научно-методическое обеспечение:

Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни».

Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения - стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.

Д. Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

План- схема конспекта сюжетно-ролевой игры «Космос»

Цели:

Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет, учить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия. Договариваться о последовательности совместных действий; способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики в ходе игры); создавать условия для творческого самовыражения; учиться налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать соблюдать правила игры; развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.

Структура игры

Таблица 1

Структура игры Общие методические приемы Методически приемы,

используемые в игре

Задачи Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров - сверстников Формировать умение восстанавливать события космического путешествия, состоящего из четырех эпизодов, развивать умения детей играть с партнерами (тренер – космонавты, строители-конструкторы и т. д.)

Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете Формировать умение выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников)

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру) Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о космосе, создать заинтересовывающий момент

Предварительно обсудить содержание игры Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима на Земле, что может случиться в космосе, что надо сделать в первую очередь и т. п., помочь детям с помощью краткого, логического заключения выстраивать последовательность действий в процессе игры

Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т. п.

Обсудить результаты игры В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрено и т. п.

Способы руководства игрой Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент (шифрограмма) Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты, метеоры, на чем можно полетать в космос. Рассказать о сообщении с призывом о помощи с неизвестной планеты, которое необходимо расшифровать. Подвести детей к решению полететь и помочь незнакомым существам, попавшим в беду

Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры

Взять на себя роль Взять на себя роль руководителя (с согласия детей)

Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений В процессе игры направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роль, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей

Этапы игровой деятельности

Таблица 2

Процесс Самостоятельная деятельность

педагога и детей Деятельность педагога

Подготовительный

Выявление проблемы Диагностика: игровых навыков; игровой среды Диагностика по методике Г. Урунтаевой

Обрисовка сюжетной канвы Изучение литературы

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме:

Организационная работа

Чтение художественной литературы:

-Булычов К. Тайна третей планеты

-Медведев В. Звездолет Брунька

-Кашенко В. Найди созвездие

-Бороздин В. Первый в космосе

-Клушвнецев П. О чем рассказал телескоп

-Леонов А. Шаги н7ад планетой

Продуктивные виды деятельности:

-Изготовление атрибутов для игры

-Оформление панно «Космическое пространство»

Беседы с детьми:

-Земля- наш дом во вселенной

-Путешествие на луну

-Звезды- какие они?

-Что такое солнечная система?

-Дидактические игры:

-Звездный путь

-Найди лишнее

-Разведчики

-Что изменилось?

Строительная:

-Космодром

Занятия:

-Ознакомление с окружающим «Земля- наш дом во Вселенной»

-Развитие речи «Ракета летит к звездам»

-РЭМП «Большое космическое путешествие»

-Конструирование «Наш космический корабль»

-Рисование «Путь к звездам»

-Аппликация + рисование «Космический коллаж» Продумывание воспитателем материала для игры: для космического управления (оборудования)

исследования планет (приборы)

питания (тюбики с едой)

Работа с родителями Информационный листок для родителей на тему «Покорение космоса»

Процесс Самостоятельная деятельность педагога и детей Деятельность педагога

Основной

Систематизация информации Принятие на себя роли.

Обсуждение содержания игры.

Организация игрового пространства Обеспечение руководства:

Распределение ролей.

Взятие на себя второстепенной роли.

Обсуждение содержания игры- вопросы.

Руководство организацией игрового пространства

Игра.

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.

Взаимосвязь с партнером (конструктор- строитель)

Изменение ролевого действия в ходе игры Выступает как создатель проблемно- игровых ситуаций

Заключительный

Итог Принимают участие в обсуждении проведенной игры.

Оценивают умение играть вместе Подведение итогов игры.

Диагностика игровых умений.

Словарный минимум

Таблица 3

Часть словаря Старшая группа Подготовительная к школе группа

Профессии Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник Генеральный конструктор, научно- космический центр, руководитель научно- исследовательским полетом, спортивные тренажеры

Орудия труда Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео, барокамера, спутниковая связь

Трудовые действия Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать. Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать

Качество труда Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно Высококачественно, добросовестно, организованно, четко

Список используемой литературы:

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет.

2. Галиуллина Э. Г., Кравченко А. В., Русинова Л. С., Топчиян Я. А. «Мир и человек»Географический атлас для детей, Москва 1990г.

3. Горбатенко О. Ф., Система экологического воспитания в ДОУ. Издательство «Учитель».

4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А., Сценарии занятий по экологическому воспитанию.

5. Николаева С. Н., Методическое пособие к программе.

Анкета:

ФИО: Кореневская Галина Витальевна

Дата рождения: 27 августа 1951г.

Место работы: МКДОУ д/с № 3 г. Тайшета

Должность: воспитатель

Домашний адрес: 665000, ул. Воинов-Интернационалистов д. 80 кв. 1

г. Тайшет, Иркутская область

Телефон: 89505403707, 8 (39563) 24598

Паспортные данные: серия 25 99 №247515

выдан: ОВД г. Тайшета, Иркутской области 18.04.2000г.

ИНН: 381501085292

Страховое пенсионное свидетельство: № 050-806-891-46

Публикации по теме:

Проекты сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад «Журавушка» ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ для старшего дошкольного возраста. Автор: Шалаганова.

Проект «Юный читатель» Название проекта: «Юный читатель». Актуальность проекта Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Зима
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Космос». Проект сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников
Опубликовано: 9 ноября 2013 в 13:05
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...