МААМ-картинки

«Кукла из бабушкиного сундука». Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе (3 фото)

Наталья Колесникова
«Кукла из бабушкиного сундука». Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе

Тема: Кукла из бабушкиного сундука.

Цель: вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона.

Задачи:

1. Продолжать знакомить с народным художественным творчеством Белгородской области.

2. Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области – изготовлением тряпичной куклы.

Публикация «„Кукла из бабушкиного сундука“, Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе» размещена в разделах

3. Расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни.

4. Научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как оберегом, как предметом культуры своего края.

5. Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области.

Предварительная работа: изготовление дома с родителями тряпичных кукол, разучивание русской народной игры «Передай платочек», знакомство детей с элементами костюма Белгородской области.

Развивающая среда: куклы современные; куклы тряпичные, изготовленные детьми и родителями; мультимедийный проектор, презентация «Кукла из бабушкиного сундука»; звукозаписи русских народных мелодий; материалы для изготовления куклы – пеленашки, платочек для игры.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, безопасность.

Непосредственно образовательная деятельность проводится в русской избе.

Воспитатель в русском народном костюме: (у дверей) Милости просим, гости дорогие!

В старину когда-то

Время не теряли

Вечерами зимними

Много пряли, ткали.

А еще когда-то

Куколок крутили

Под рукой что было -

Из того лепили.

Глиняное солнышко

Лыком украшали,

Лыковые коники

Избу охраняли,

Козы веселушки

Беды выметали

Куклы берегиньки

Деточек спасали.

Так из века в век

Род свой сохраняли

И культуру русскую

Нам передавали!

1. Под русскую народную мелодию песни «Ой, вы сени» дети заходят в избу.

- Ребята, сегодня мы с вами опять в гостях у нашей старой доброй знакомой бабушки Арины.

Бабушка: здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть всех вас сегодня в нашей избе. Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

- Ребята, а что нового у нас появилось в избе?

Дети: (осматривают избу, сундук.

Бабушка: Посмотрите, какой он расписной, какие красивые на нем узоры. А что в нем в старину хранили, как вы думаете?

Ответы детей (одежду, занавески, рушники)

Издавна говорили, что матушка Русь богата не только лесами и реками. Красивы и необычны ее слова, праздники, песни, игрушки.

Какие народные игрушки вы знаете?

Ответы детей (свистульки, гармошки, матрешки)

«Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.

Куколка тряпичная, очень симпатичная!»

Бабушка: достает из сундука тряпичную куклу и предлагает воспитателю вместе с детьми ее рассмотреть).

Дети: какая интересная кукла.

Воспитатель: Ребята, а эта кукла похожа на кукол, которыми вы играете в настоящее время.

Дети: нет, не похожа (дети сравнивают современную куклу с тряпичной)

Воспитатель: а чем они отличаются?

Дети (они сделаны из разных материалов, у них разные волосы, одежда, тряпичная кукла безликая)

Воспитатель: как одета современная кукла?

Дети: у современных кукол красивые платья из разных шелковых тканей, в волосах всяческие заколки, бантики.

Воспитатель: а как были одеты куклы прошлого века?

Дети: на них были сарафаны красного цвета, длинные платья, фартуки, на голове кокошники.

Воспитатель: правильно, в старину женщины и девочки носили одинаковые белые рубахи, которые назывались сорочки, поверх сорочки надевали длинный красный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Украшались вышивкой и бисером. Когда в таком сарафане шла русская красавица, о ней говорили «красна девица идет, словно лебедушка плывет».

«Кукла из бабушкиного сундука». Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе

Так какие же цвета преобладали в русском костюме?

Дети: белый, красный, черный.

Воспитатель: каждая кукла отображает свою эпоху, имеет свой колорит. Это проявляется и в костюме, и в одежде, и в фактуре материала, и ее предназначении.

Воспитатель: А сейчас бабушка Арина предлагает поиграть в интересную игру, в которую играли ваши прабабушки «Передай платочек» (ребята на предыдущих занятиях знакомились с элементами русского народного костюма Белгородской области)

Цель игры: закрепить знания детей об элементах русского народного костюма.

Предлагаю поиграть,

Во что одета кукла, рассказать.

Становитесь вы все в круг,

Платок передавайте,

Все элементы костюма называйте.

Ход игры

Кукла-женщина: рубаха, юбка-понева, завеска, пояс, бусы (гайтан, лапти, сорока - комплекс женского костюма.

Кукла-мужчина: рубаха, пояс, штаны-порты, лапти, онуча, картуз.

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу и покажу, какие существовали в старину куклы в Белгородской области. (Презентация «Кукла из бабушкиного сундука»)

В крестьянском быту белгородского края особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Эта поделка приобщала ребёнка к труду и творчеству. Первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая сестра. Девочки, которые были постарше, изготавливали её сами. Изготовление кукол в крестьянской семье поощрялось, т. к. считалось, что девочка, таким образом, училась шить, прясть, вышивать, вязать, а также постигала традиционное искусство одевания. С куклами играли в дочки-матери и «в свадьбу», тем самым «проживая» этот обряд, приобщаясь к традиции. Так куклы передавались из поколения в поколение и хранились в специальных коробках (у каждой девочки было до ста куколок).

Куклы – обереги передавались от матери к дочери, они были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Игровые куклы предназначались для забавы детям.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Куколки – потешки (закрутки)делались из лоскутков очень быстро и дарились близким родственникам.

Ребенок: Я тоже хочу попробовать сделать старинную куклу.

Воспитатель: Ребята, я думаю, вам всем хочется изготовить такую куклу (Дети совместно с воспитателем изготавливают кукол)

Технология процесса

1. Для изготовления возьмем белую ткань и аккуратно скрутим ее в валик.

2. Затем также аккуратно перетянем ее нитью. Это и есть основа куклы.

3. Для того чтобы сделать голову, необходимо кусочком белой ткани обвернуть верхний край валика и тоже стянуть нитью на уровне шеи. При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки образуемые лоскутком, следует заложить таким образом, чтобы лицо оставалось гладким.

4. А теперь можно одеть куклу. Повяжем косынку и опять затянем нитью на уровне шеи.

5. И последнее – куклу завернем в одеяльце и завяжем тесьмой

Фото «Кукла из бабушкиного сундука»

Бабушка: Молодцы, какие замечательные куклы у вас получились, не хуже чем у наших прабабушек. Давайте этих кукол поставим в наш музей и будем бережно их хранить, а они будут оберегать нас, приносить счастье, радость и удачу.

Как вы думаете, почему мы с вами будем их хранить?

Дети: мы – жители Белгородской области, а это наши исторические корни.

Бабушка: спасибо за работу, вы все трудолюбивые, старательные, отзывчивые. Мне было очень интересно с вами общаться и работать.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали?

- Что для каждого из вас было самым интересным увлекательным?

- Если вы узнали для себя что – то новое и интересное, то похлопайте в ладоши. А если вам было скучно и неинтересно, то потопайте ногами.

Как маленькие солнышки

Куколки стоят

И глазками невинными

На вас сейчас глядят.

Вы кукол не бросайте,

Вы их не обижайте

Пусть будут они вечно

В доме вашем жить.

Тепло, добро и счастье ваше сторожить.

. Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе - фото
Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей «Куклы из бабушкиного сундука»Мастер-класс для родителей «Куклы из бабушкиного сундука» В нашем центре, в рамках недели по патриотическому воспитанию посвященной народной игрушке мной был дан мастер-класс для родителей который.

Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства.Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства. амой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Кукла из бабушкиного сундука». Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 10:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД